Переход на технические правила и стандарты ЕС: Мифы и реальность. Часть вторая
"Европейская правда" продолжает публикацию статьи о переходе украинской экономики на технические стандарты ЕС. Смотри первую часть тут.
Миф 4. Для перехода на европейские правила и стандарты нужны сотни миллиардов в твердой валюте
Для начала философски заметим, что деньги нужны всегда. И денег, как известно, никогда много не бывает. Но сколько денег нужно для перехода на европейские правила и стандарты?
Предыдущее правительство называло широкий диапазон цифр – от нескольких десятков до нескольких сотен миллиардов долларов США. Недавно снова начали распространяться подобные оценки. При этом методология, которая применялась при таких расчетах, никогда не приводилась.
Из-за большого расхождения в цифрах можно предположить, что таких методологий было несколько. И, наверное, некоторые из них, например те, где порядок цифр был выше, включали еще и откаты и взятки – а как же без них?!
Кажется, что попытка оценить, сколько же будет стоить Украине переход на европейские правила и стандарты, является делом неблагодарным и безнадежным.
Более того, все выглядит так, что эта привычка коренится в советской ментальности финансирования всех капитальных расходов из государственного бюджета. А там, в государственном бюджете, по мнению некоторых деятелей, и себя можно не обидеть. Вот и имеем разные оценки, в зависимости от методологий и аппетитов.
В реальности вопрос перехода на новые технологии или оставления старых является вопросом исключительно стратегии конкретного предприятия, воплощение которой должно финансироваться либо его владельцем, либо с помощью новых инвестиций.
Например, предприятие успешно экспортирует что-то в страны Азии или имеет неплохой рынок сбыта внутри Украины. Стоит ли ему инвестировать в новые технологии, чтобы получить новые возможности на европейском рынке? Это должно решаться в каждом конкретном случае: надо ли, если надо, то в каком объеме или части и т.д.
Исходя из большого количества предприятий и еще большего количества потенциальных стратегий, можно ли что-то достоверно посчитать? А вот инвестиции потребуются, и ниже мы поговорим о возможности улучшения инвестиционного климата для их привлечения.
Миф 5. В Украине придется переходить на европейский стандарт железнодорожной колеи, а также измерять все в дюймах, футах, ярдах и милях
Необходимость перекладывания всех железнодорожных путей в случае ассоциации с ЕС является чистой воды мифом.
В самом Европейском Союзе применяется пять разновидностей путей.
Наряду с общеевропейской классической узкой колеей используются также четыре широкие колеи: иберийская (в Испании и Португалии), ирландская (в Ирландии и Ольстере), а также две российские: одна, чуть шире – в Финляндии, а другая, несколько уже – в странах Балтии.
Даже для более современных скоростных поездов в Финляндии и Прибалтике используются не такие пути, как в остальных странах ЕС. Исходя из приведенной информации, можно спрогнозировать, какая колея будет продолжать применяться в Украине.
Еще более глупыми и мифологическими выглядят утверждения некоторых народных депутатов, что Украине якобы придется перейти на применение дюймов, футов, ярдов и других ужасных единиц измерения. Между тем еще с 2002 года Украина является ассоциированным членом Метрической конвенции, которая была создана еще в 1875 году с целью координирования развития метрической системы, основанной на десятичной системе измерений.
С самого года создания в числе подписавших Конвенцию была Российская империя, в состав которой в то время входила большая часть Украины. В 1899 году метрическая система была допущена к использованию в России наряду с аршинами, локтями, пудами и т.д., а в 1917-м тогдашнее Временное правительство России сделало ее обязательной, что было подтверждено в 1925 году уже правительством СССР.
Во всех странах ЕС обязательно применяется метрическая система, так что в этом для нас ничего не изменится – мы и в дальнейшем будем мерить метрами и взвешивать килограммами, как и раньше.
А вот бедным британцам приходится потихоньку привыкать к уже знакомым нам метрам и килограммам и отходить от своих ярдов и фунтов.
Миф 6. В ЕС слишком сложная система, в Таможенном союзе проще
Правильнее было бы сказать, что в Таможенном союзе (ТС) система более знакомая. Это потомок системы советских времен, когда перед выпуском на рынок одну и ту же продукцию проверяли различные ведомства и подчиненные им организации. В наше время это стало источником коррупции и неплохих доходов для отдельных чиновников и подчиненных им предприятий. Такая же система сохраняется пока и в Украине. От этого страдают и бизнес, и потребители, которые платят за это из своих карманов.
В ТС такая дублирующая система была с национального уровня возведена на уровень наднациональный. Так, в ТС на одну и ту же продукцию принимаются технические регламенты со стандартами, а наряду с ними существуют противоречащие им Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования. На пищевую продукцию в ТС в придачу распространяются ветеринарные и карантинные требования.
Выдают все документы министерства и ведомства и подчиненные им организации государств-членов ТС и, казалось бы, получив такие разрешения, продукция может свободно обращаться на всем рынке ТС. Ан нет – на самом деле не все дублирующие регуляторные режимы были переведены на наднациональный уровень: некоторые, например в сфере охраны труда, остаются на уровне национальном.
Это дает возможность, в случае необходимости, вставлять палки в колеса конкурентам из других государств-членов ТС, требуя от них прохождения дополнительных процедур, предусмотренных национальными документами.
Таким образом, чиновники с подчиненными организациями сохраняют источники дохода и имеющиеся рычаги политического или коррупционного воздействия в случае политической целесообразности или же просто желания поживиться.
В ЕС система значительно проще.
Так, соответствие продукции директиве или регламенту ЕС, если таковые для нее существуют, является достаточной предпосылкой для введения продукции в оборот в любом государстве-члене ЕС. В случае возникновения проблем дело легко решается в европейском суде – соответствующий юридический прецедент возник еще в 1979 году.
Если государство-член ЕС хочет запретить продукцию из другой страны, на которую не существует требований на уровне Евросоюза, оно должно доказать Европейской комиссии, что эта продукция является действительно опасной – именно доказать, а не просто утверждать.
Таким образом, на самом деле система ЕС является значительно более простой и прозрачной, чем система ТС, и еще и подкреплена независимым судопроизводством.
Миф 7. Украина потеряет возможность экспорта в ТС
В категориях XXI века, где экономическое благосостояние и торговля являются основополагающими, такое утверждение действительно является мифом.
Если же мыслить категориями XIX-XX веков, где стремление к политическому доминированию, автаркии и импортозамещению были следствием реализации устаревших политических стратегий, то это вполне может произойти и уже, собственно, происходит. Однако, если придерживаться всех формальностей, то можно попытаться существенно снизить риски.
Во-первых, украинские производители технически, экономически и юридически могут производить продукцию для рынков ТС. Технически – потому что имеют соответствующие технологии. Экономически – потому что имеют налаженные связи и клиентов. Юридически – потому что возможность изготовления на экспорт продукции, не соответствующей установленным в Украине требованиям, при условии соблюдения требований к процессу ее изготовления, хранения и транспортировки на территории страны, предусмотрена статьей 15 Хозяйственного кодекса Украины.
Во-вторых, следует помнить, что сейчас в странах ТС происходит переход к новой системе, несколько отличной от существовавшей на территории СНГ. Поэтому при экспорте продукции в страны ТС нужно придерживаться всех установленных правил относительно соответствия экспортируемой продукции всем требованиям ТС и его государств-членов, прохождения всех соответствующих процедур, сопровождения продукции всеми соответствующими документами, включая сертификаты и декларации, при таможенном оформлении и в дальнейшем на рынках стран ТС.
Опыт показывает, что далеко не все проблемы, возникающие при ввозе продукции, например в Россию, возникают по политическим причинам – часть из них обусловлена формальными несоответствиями со стороны украинских экспортеров или просто недостаточным знакомством с новой системой российских таможенников.
Конечно, соблюдение всех формальностей и техническая возможность, увы, не являются залогом против политических злоупотреблений.
Даже членство в ТС – не панацея от политических игрищ.
В опыте государств-членов ТС встречаются случаи, когда Россия, например, может запретить ввоз чего-то из Беларуси, хотя не понятно, как это согласуется с зоной свободной торговли, создаваемой на евразийском пространстве.
Но и здесь Украина имеет рычаг, который нужно грамотно использовать, а именно механизмы решения споров через Всемирную торговую организацию, членом которой является Российская Федерация. Этого не нужно бояться, а следует иметь хорошую команду, которая представляла бы Украину.
Наконец, можно предположить, что России и ВТО не указ, вот тогда уже действительно возникают настоящие проблемы, но здесь стоит разведать возможности экспорта через Беларусь, Казахстан и, в недалеком будущем, Армению – некоторые из этих стран в целом более дружественно настроены к Украине. И этот вариант можно использовать не только как последнюю надежду.
Выводы
Переход на технические правила и стандарты Евросоюза с целью реализации будущей зоны свободной торговли с ЕС сопровождается определенными мифами.
Впрочем, некоторые из них вполне могут стать реальностью, если наши чиновники и производители не изменят подходов к организации своей работы. О задачах предпринимателей уже упоминалось выше. Новые возможности и вызовы появляются и перед бизнес-ассоциациями. Некоторые вызовы, стоящие перед системой государственного управления, требуют рассмотрения в отдельном материале. Так же, как нуждаются в отдельном рассмотрении и конкретные реформы во всех сферах технического регулирования Украины.
В любом случае, так, как было, уже не будет никогда. И даже если бы Украина присоединилась к ТС, все равно пришлось бы меняться. Но кажется, что позитивов от перехода на технические правила и стандарты ЕС все же больше.
Попробуем их обобщить.
- Имплементируя Соглашение об ассоциации с ЕС в части технических правил и стандартов, Украине придется серьезно реформировать свою систему технического регулирования. В частности, нужно будет внедрить технические регламенты на основе законодательства ЕС и принять соответствующие европейские стандарты как национальные. Придется и отменить различные дублирующие нормы и требования, которые сейчас существуют в Украине на одну и ту же продукцию. В принципе, этого можно и не делать, но нужно помнить, что тогда эти нормы и требования будут распространяться только на национальных производителей Украины, ведь в Европе для введения продукции в обращение на рынке достаточно соответствия законодательству ЕС. Улавливаете разницу? Это означает, что Украина будет ставить своих производителей в заведомо невыгодные и обременительные условия. Собственно, она это и делала в течение всего периода независимости, сохраняя дублирующие постсоветские регуляторные режимы и подавляя этим отечественного производителя. Теперь необходимо все это, наконец, менять. Взамен Украина получит признание своей системы в ЕС и во многих других развитых странах мира.
Со своей реформой системы технического регулирования Украина введет правила игры, знакомые многим инвесторам. Более простая и прозрачная система должна повысить инвестиционную привлекательность Украины. Если мы еще избавимся от коррупционной психологии "доли в бизнесе", следует ожидать притока инвестиций, создания новых рабочих мест, сохранения и развития нашего вечного, но уже на ладан дышащего производственного потенциала и профессиональных кадров, повышения конкурентоспособности украинской продукции. Не стоит изобретать велосипед, нам и так не удалось это в течение более двадцати лет – нужно внедрять системы, которые доказали свою эффективность и конкурентность. И не стоит бояться того, что частично это будет сделано за счет иностранных инвестиций и технологий.
Украинская продукция получит доступ к крупнейшему и богатейшему рынку мира. Более того, через Европу Украина получит более легкий доступ к рынкам других стран, как развитых, так и развивающихся. Открывающееся окно возможностей просто грандиозное, и было бы недопустимой ошибкой этим не воспользоваться.
Итак, Украина стоит на пороге больших преобразований, фактически перезагрузки значительной части своей регуляторной системы. С переходом на европейские технические правила и стандарты новое дыхание получит регуляторная реформа.
Впрочем, кроме изложенных на бумаге норм и требований, следует менять и свою ментальность. И это касается не только государственных чиновников, но и предпринимателей.
Автор: Дмитрий Луценко, эксперт по юридическим вопросам Проекта ЕС по устранению технических барьеров в торговле между Украиной и ЕС
Статья является независимым экспертным материалом, подготовленным в рамках информационной кампании "Строим Европу в Украине" Представительства ЕС в Украине. Взгляды, высказанные в статье, могут не совпадать с официальной позицией Европейского Союза.