Источники в ЕС раскрыли планы санкций. Рассматриваются три сценария
Евросоюз еще в конце апреля разработал различные сценарии введения "высочайшего" уровня санкций в отношении Российской Федерации. Нынешний режим, который планируется ввести в действие в четверг, не достигает даже самого слабого запланированного уровня.
Об этом свидетельствует документ, оказавшийся в распоряжении брюссельского издания EUobserver. Источники ЕвроПравды подтверждают корректность изложения ключевых параметров санкций.
Кроме того, подлинность "слитых" в прессу бумаг подтверждает твит президента Эстонии Тоомаса Хендрика Ильвеса.
EUobserver / Leaked paper: EU options on 'stage three' Russia sanctions http://t.co/hYbmaizNAK
— toomas hendrik ilves (@IlvesToomas) 22 июля 2014
Эстонский лидер в силу своей должности имел доступ к санкционным документам еще на этапе консультаций между странами-членами ЕС, поэтому он точно не стал бы ссылаться на "слитые документы" в случае их неправдивости.
История вопроса
Как известно, весной Евросоюз заявил о вероятности введения трех уровней санкций в отношении России. Первый уровень – политический, он начал действовать еще в марте и не имел ощутимых последствий.
Сейчас действует второй уровень – ограничения в отношении конкретных лиц, аресты их счетов и активов. Эти меры могут иметь долгосрочное влияние на российскую экономику.
В то же время Украина (а также США и некоторые страны ЕС) давно и пока без заметного успеха настаивают на третьем уровне санкций.
Он должен включать ограничения в отношении отдельных секторов российской экономики.
Документ ЕС предлагает три различных варианта введения третьего уровня санкций, из которых будут выбирать руководители государств.
Избрание слабого уровня не исключает возможности перехода к более мощному – скорее всего, ЕС будет постепенно усиливать давление на Россию.
Но чтобы усиливать давление, нужно хоть с чего-то начать.
Сейчас в ЕС нет консенсуса относительно начала применения третьего уровня. Некоторые причины этого приведены ниже.
Важно понимать: поскольку опубликованный документ является достаточно древним, планы Брюсселя ныне подверглись корректировке. Часть ограничительных мер была перенесена с одного уровня на другой; изменилась и фокусировка на конкретные секторы экономики.
Между тем переданный в СМИ план остается достаточно релевантным и отражает предложения европейских чиновников, уверяют источники.
Слабый уровень: оружие не трогать
"Уровень низкой интенсивности" предусматривает введение ограничений на импорт из России нескольких групп товарных позиций.
В запрещенный список должны войти "предметы роскоши (бриллианты, драгоценные металлы, меха, водка и икра)", "некоторые полуфабрикаты и изделия – удобрения, химикаты, автомобильные шины, суда".
Также планируется запретить "импорт и экспорт вооружений", ввести ограничения на инвестиции в отдельные отрасли, заморозить предоставление грантового финансирования ЕС, ввести запрет на финансирование российских заемщиков Европейским инвестиционным банком, а также существенно расширить перечень российских компаний, активы который подлежат аресту в Евросоюзе.
Стоит отметить, что в решении Совета ЕС, которое готовится к принятию в четверг 24 июля, должны быть задействованы три последних пункта из "самого слабого сценария" санкций.
Странам-членам не удалось прийти к согласию до введения даже "слабого" уровня, поэтому они ограничились промежуточным этапом, который получил название "санкции уровня 2.9", отмечает EUobserver.
Источники ЕвроПравды подтверждают приведенные данные и добавляют, что в случае перехода к третьему уровню санкционный список будет немного откорректирован. Из него, вероятно, исчезнут бриллианты, однако будет добавлена сфера телекоммуникаций.
Такие изменения стали результатом консультаций между членами ЕС. Так, еще до катастрофы Boeing-777 Нидерланды выступили против бриллиантового бойкота, объяснив, что это нанесет удар голландской промышленности и не повредит Москве – ее поставщики просто переориентируется на азиатский рынок обработки бриллиантов.
Эти санкции не являются чрезмерно чувствительными, их влияние на экономику России не очевидно.
Но самая большая беда "слабого сценария" состоит в том, что он предусматривает лишь декларативный запрет военного сотрудничества ЕС и России.
Дело в том, что "запрет на экспорт вооружений", который предложено внедрить, является очень узким термином. Например, вертолетоносцы "Мистраль" можно не считать "вооружением", ведь сами по себе корабли не способны "стрелять".
С позиции агрессора "Мистраль" является лишь средством доставки оружия к берегам Украины.
Впрочем, даже такой "умеренный" уровень ограничений столкнулся с сопротивлением некоторых стран-членов ЕС.
Источники ЕвроПравды свидетельствуют, что решение Евросоюза ветируют не немцы (которых у нас принято винить в первую очередь), а меньшие европейские страны, финансово зависимые от Москвы.
"По состоянию на первую половину июля единственной страной, блокировавшей ограничения, оставалась Болгария", – заверил редакцию информированный украинский дипломат.
Кто именно и по каким мотивам блокировал принятие решения на заседание Совета ЕС 22 июля, ЕвроПравде доподлинно не известно. Но можно предположить, что в случае усиления давления ЕС на Россию количество скептиков санкционного варианта возрастет.
Средний уровень. Реальное влияние
"Сценарий средней интенсивности" введения санкций, фигурирующий в документе ЕС, предусматривает восемь дополнительных шагов Брюсселя.
Итак, предложено:
- ввести запрет на импорт всех полуфабрикатов и продуктов переработки;
- запретить импорт и экспорт "чувствительных (с военной точки зрения) технологий и продукции двойного назначения"
- ввести дополнительные ограничения на торговлю, инвестиции и соответствующие финансовые услуги
- заморозить российские инвестиции и покупки в энергетическом секторе ЕС
- ограничить свободное движение финансовых потоков (между компаниями из РФ и ЕС)
- ввести ограничения относительно воздушного и морского сообщения с РФ
- ввести запрет на импорт угля
- прекратить любую деятельность (на официальном уровне) относительно сотрудничества с ЕС и РФ
Также предусмотрено дополнительное расширение списка лиц, подпадают под ограничения ЕС (запрет въезда и ареста активов).
Вряд ли "средний сценарий" является реалистичным в полном объеме. Он предлагает слишком широкий перечень ограничений, которые точно будут заблокированы отдельными странами.
К примеру, "полный запрет импорта товаров" является недопустимым для многих европейских государств, которые будут настаивать на ряде исключений из списка.
Другой пример: прекращение всех видов сотрудничества с Москвой не будет поддержано Берлином, который традиционно настаивает на диалоге с агрессором.
Но в "среднем сценарии" есть важный пункт, введение которого не только возможно, но и крайне необходимо. Это – положения относительно запрета торговли не только оружием, но и "околовоенной" продукцией.
Крупнейшим "нарушителем" здесь является Франция. И дело не только в "Мистралях".
EUobserver приводит перечень товаров военного и двойного использования, которые до сих пор поставляют в Россию французские производители. Это – пушечные прицелы для танков Т-90, компоненты для российских спутников-шпионов, авионика для российских "МиГов", технологии наблюдения и наведения для танков и вертолетов...
Готовность Парижа сотрудничать с агрессором в военной сфере возмущает не только украинцев, но и европейских партнеров Франции.
К тому же действия (или бездействие) Франции используют в качестве оправдания другие европейские столицы.
"Мы считаем, что военное сотрудничество с РФ должно было быть прекращено еще в начале российской агрессии. Мы, немцы, сразу так сделали. А французы не спешат. Как при таких условиях можно обсуждать единый санкционный фронт?" – поделился недавно впечатлениями с ЕвроПравдой один из видных немецких политиков в личной беседе.
"Нарушителем" является не только Франция – выяснилось, что Британия тоже ведет военный экспорт в РФ.
Поэтому не исключено, что в конечном итоге жесткие ограничения военного сотрудничества перейдут из "среднего" в "начальный" пакет секторальных санкций ЕС.
К слову, поставки "Мистралей" или, по крайней мере, одного из них вряд ли будут остановлены даже при условии введения таких ограничений.
"Дело в том, что французы по бумагам продают корабли не России, а фирме-посреднику. И второй момент – то, что контракт заключен и почти выполнен еще до начала конфликта", – пояснил один из собеседников в дипломатическом корпусе.
Но главное другое: все понимают, что Париж слишком заинтересован финансово в продаже "Мистралей", поэтому может ветировать решение об остановке поставок.
Так что сейчас Киев ведет консультации не столько о запрете их продажи, сколько о том, чтобы запретить выход "Мистралей" в Черное море.
Высокий уровень санкций. Иранский сценарий
Согласно документу EUobserver, в ЕС рассматривают также высокий уровень санкционных ограничений в отношении России. По мнению ЕвроПравды, его введение является практически нереальным.
Однако некоторые его элементы могут быть перенесены Евросоюзом на "средний уровень"
Жесткий санкционный список предусматривает пять дополнительных шагов Европы:
- ограничения на рынке капитала (то есть биржевые ограничения в отношении российских компаний)
- запрет любых новых инвестиций из ЕС в Россию (включая кипрскую юрисдикцию)
- строгое применение новых регуляторных правил ко всем российским активам в ЕС
- запрет на импорт газа
- запрет на импорт нефти
Вычисления, содержащиеся в документе ЕС, подтверждают, что такой комплекс ограничений приведет к возникновению "дыры" объемом в $300 млрд в бюджете РФ, при том, что общий объем бюджета страны – $420 млрд.
Вместе с тем такие меры станут шоком и для европейской экономики, признают в Брюсселе.
Некоторые источники ЕвроПравды, между тем, отмечают, что в ЕС размышляют над вероятностью внедрения запрета на импорт российской нефти, оставив прежние объемы закупки российского газа.
ЕС потребляет 84% нефтяного экспорта России, причем технологически источники импорта нефти изменить гораздо легче, чем источники импорта газа.
Между тем даже нефтяные ограничение не являются вопросом краткосрочной перспективы.
Сначала ЕС должен договориться о введении хоть каких-то, даже самых небольших секторальных санкций. И доказать, что разговоры европейских лидеров о "глубокой обеспокоенности" действиями Москвы являются не только вынужденными дипломатическими заявлениями.