Альтернатива Донбасса

Понедельник, 28 июля 2014, 15:00 — Вероника Мовчан, для ЕвроПравды

Одной из "страшилок", которыми досыта накормили население востока Украины, является утверждение о катастрофических последствиях ассоциации с ЕС именно для приграничных с Россией областей.

Мол, их промышленность полностью зависима от экспорта в Россию, а открытие рынков ЕС никак не спасет ситуацию, ведь их продукция на Западе никому не нужна. Кажется, эти страхи преувеличены.

Рассмотрим, например, Донецкую область. Она является лидером по номинальным объемам экспорта в Россию. Почти пятая часть всего экспорта из Украины в РФ поставляется отсюда.

Но Донецкая область является важным партнером для многих стран, а не только для России. Объем выпуска продукции, поставляемой на российский рынок, составляет лишь 6% от общего объема выпуска области. Другими словами, 94% выпуска экспортируется в другие страны мира или потребляется в Украине.

В разрезе областей наиболее ориентированными на Российскую Федерацию являются Луганская и Запорожская области, экспортные поставки которых на этот рынок составляют 10% выпуска каждой. Третье место занимает Николаев (9%), четвертое - Сумы (8%). А Донецк - только на шестом месте, уступая Полтаве.

Харьковская область, которая также традиционно рассматривается как одна из наиболее зависимых от российского рынка, экспортирует в РФ только 4% собственного выпуска, так же, как и Ивано-Франковская и Закарпатская области.

Если в случае Донецка относительно низкая уязвимость объясняется диверсификацией экспорта, то для Харькова характерна ориентация преимущественно на внутренний рынок. Лишь 9% регионального выпуска экспортируется, что ограничивает влияние экспортных шоков.

Итак, хотя восточные области имеют относительно высокую уязвимость к шокам, связанным с экспортом на российский рынок, эти показатели вполне сопоставимы с показателями западных областей.

Более того, уровень зависимости экономики областей Донбасса от экспорта в Россию не является катастрофическим, значительно большими могут быть потери от разрыва связей на внутреннем украинском рынке.

Выше отраслевая зависимость.

Анализ соотношения экспорта к выпуску показал, что наиболее уязвимым является машиностроение. Этот сектор поставляет в Россию почти четверть выпуска благодаря комбинации двух факторов - значительной экспортной ориентации и высокому уровню концентрации именно на российском рынке.

Для остальных отраслей риски ниже. Например, лишь 15% выпуска металлургии и 9% выпуска химической промышленности поставляется в Россию. А зависимость пищевой промышленности от российского рынка вообще мизерная - лишь 3% выпуска экспортируется в РФ. Конечно, потенциальная потеря рынка не является приятной новостью для одной из отраслей, но переоценивать риски также не стоит.

Вернемся к машиностроению. Украинский экспорт продукции этой отрасли в Россию чрезвычайно концентрирован.

Фактически можно говорить о существовании нескольких "монотоваров", которые Украина поставляет только в Россию, а Россия покупает только в Украине.

Такие "монотовары" составляют около трети экспорта. И именно для них вопрос о переориентации на другие внешние рынки являются наиболее сложными.

В первую очередь речь идет о железнодорожном оборудовании, а именно о локомотивах и вагонах, а также запчастях к ним. Очевидно, что промышленные связи в этой сфере сохранились еще со времен Советского Союза. В последние годы Россия постепенно развивала собственное производство в рамках долгосрочной стратегии импортозамещения, что создавало риски потери рынка украинскими производителями еще до нынешнего кризиса.

Для производства железнодорожного оборудования оптимальным вариантом развития является удовлетворение растущего спроса внутреннего рынка, но для этого спрос должен стать платежеспособным. Фискальная ситуация в стране остается очень сложной, поэтому надежда здесь в первую очередь на инфраструктурные проекты, реализованные или на средства международных доноров, или в рамках государственно-частного партнерства.

Еще один сектор, который был тесно связан экономическими связями с Россией, - это производство военного оборудования и товаров двойного назначения. Крым и война на востоке поставили крест на торговле в этой сфере. В то же время сейчас не вызывает вопросов необходимость развития и поддержки качественно оборудованной украинской армии. Следовательно, можно ожидать роста внутреннего спроса.

Среди мер, направленных на преодоление негативных последствий, связанных с потенциальной потерей российского рынка, отмечу несколько.

Первое - это активная политика на рынке труда.

Важно признать, что задачей государства является не спасение определенного предприятия (а точнее - его владельца), а минимизация негативных социальных последствий изменений на предприятии благодаря политике на рынке труда.

Эти последствия можно преодолеть благодаря оказанию помощи в поиске работы, повышении квалификации или переквалификации работников. Также нужно активнее заниматься вопросами стимулирования внутренней миграции, что связано с развитием рынка недвижимости и упрощением процедур получения социальных услуг.

Второе - это создание новых возможностей на внутреннем рынке благодаря реформам, которые могут значительно улучшить бизнес-климат в стране. Это и антикоррупционный пакет реформ, и дерегуляция, и реформа налогового администрирования, и снижение ставки социального взноса, и много других важных инициатив, о которых сейчас много говорят, но до сих пор, к сожалению, медленно реализуют.

Третье - это активная, если не сказать агрессивная, политика поиска новых экспортных возможностей и максимальное использование уже налаженных связей и уже полученных торговых преференций. В этом контексте важно активное использование автономных торговых преференций ЕС, которые являются прелюдией к полноценной зоне свободной торговли, которая, надеюсь, начнет действовать не позднее 1 ноября 2014 года. Другие важные аспекты этой политики - упрощение процедур торговли, продвижения экспорта, новые переговоры по ЗСТ с другими странами.

Конечно, возникает вопрос возможных временных разрывов. Риск потери российского рынка актуален уже сейчас. А предложенные шаги в основном требуют времени для реализации, причем без гарантии результата. Но это утверждение будет не полным, если не упомянуть, что риск потери российского рынка тоже не нов.

Объемы экспорта в Россию падают уже третий год подряд, хотя, конечно, этот процесс в последнее время ускорился.

Проблемы со спорадическими искусственными барьерами на рынке тоже не новы. Например, производители пищевой промышленности знают об этом так хорошо, что уже несколько лет активно работают над совершенствованием безопасности и качества продуктов, чтобы выйти на европейский рынок, а следовательно избежать неопределенностей, связанных с поставками на российский.

И о политике импортозамещения Россия заявила не вчера. Разговоры об этом велись еще более пяти лет назад. Конечно, реализация объявленных намерений происходила медленнее, чем ожидалось. Но это не повод игнорировать заявления по разработке долгосрочной политики предприятия.

В 2012 году Украина экспортировала продукцию машиностроения в 160 стран мира, в том числе в такие технологически развитые страны, как США или государства Евросоюза.

ЕС является крупнейшим потребителем украинского экспорта электронных машин и аппаратов, а эта категория товаров занимает около пятой части общего экспорта машиностроения.

Именно поэтому потенциал переориентации отрасли на другие рынки, безусловно, есть. Хотя очевидно, что не все компании захотят и смогут этим воспользоваться.

Вернемся к экономике Донбасса.

Как и для страны в целом, основные меры компенсации потерь на рынке России - это поиск новых возможностей, новых рынков и новых товаров.

Новые возможности дают, например, автономные торговые преференции ЕС, которые должны перерасти в полноценную зону свободной торговли. Новые возможности также будут создаваться реформами, направленными на развитие внутреннего украинского рынка.

Помощь в поиске новых рынков для производителей и выхода на эти рынки - это отдельное важное направление торговой политики страны.

И главное - это новые товары, для чего нужны образование и адекватная инновационная политика. А также поддержка развития малого и среднего бизнеса, который лучше адаптируется к новому.

Статья является независимым экспертным материалом, подготовленным в рамках информационной кампании "Строим Европу в Украине", которая проводится Представительством ЕС в Украине. Взгляды, высказанные в статье, могут не совпадать с официальной позицией Европейского Союза.

 

 

Автор: Вероника Мовчан, директор по научной работе, Институт экономических исследований и политических консультаций

Статья является независимым экспертным материалом, подготовленным в рамках информационной кампании "Строим Европу в Украине", которая проводится Представительством ЕС в Украине. Взгляды, высказанные в статье, могут не совпадать с официальной позицией Европейского Союза.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Реклама: