Капкан свободной торговли
Россия готовится к полному запрету украинского экспорта.
После ряда решений Роспотребнадзора о запрете ввоза отдельных видов украинской пищевой продукции, российское правительство планирует вывести украинский экспорт из-под действия соглашения о свободной торговле между странами СНГ.
Такая инициатива содержится в проекте постановления правительства РФ, размещенном 30 июля на едином портале правовой информации РФ. Согласно проекту постановления, предлагается "ввести ввозные таможенные пошлины в отношении товаров, указанных в приложении к этому постановлению, происходящих из Украины и ввозимых в Российскую Федерацию, в размере ставок Единого таможенного тарифа Таможенного союза (ставок режима наибольшего благоприятствования нации)".
Согласно проекту постановления, пошлины распространяются на ряд продовольственных и непродовольственных товаров. Всего список содержит более 130 позиций.
Мера коснется в первую очередь поставщиков аграрной продукции - пошлины планируется поднять на все пищевые продукты, включая свинину, молочную продукцию, овощи и т.д. Если сейчас эта продукция экспортируется по нулевой ставке, то средняя ставка Таможенного союза в отношении пищевых продуктов составляет 15%.
Среди непродовольственных позиций предлагается поднять пошлины на все виды удобрений, красок и лаков, бытовую химию, продукцию из полимеров, стекловолокно и строительные материалы, а также на отдельные виды электрооборудования и продукции машиностроения, изделия из черных металлов.
Повышение таможенных ставок стало реакцией правительства РФ на подписание Украиной Соглашения об ассоциации с Евросоюзом. Одновременно российское правительство уже заявило о намерениях приостановить действие соглашения о свободной торговле с Грузией.
Что касается Молдовы - третьей страны, подписавшей Соглашение об ассоциации, - то санкции против нее пока распространяются на запрет отдельных видов пищевого экспорта, используя решение Роспотребнадзора. Как пишет российский КоммерсантЪ, причиной задержки является желание оставить режим свободной торговли на территории непризнанной Приднестровской Молдавской республики. Этот вопрос сейчас прорабатывается в Торгово-промышленной палате РФ.
Это не первая попытка российских властей ограничить украинский экспорт. До сих пор повышение ставок РФ планировала провести вместе с другими участниками Таможенного союза. Однако эта инициатива вызвала сопротивление и Беларуси, и Казахстана.
После этого в российском правительстве пообещали провести повышение пошлин в одностороннем порядке, ссылаясь на приложение №5 к Соглашению о создании зоны свободной торговли в рамках СНГ. Учитывая, что субъектом данного соглашения является Россия, а не Таможенный союз, такое одностороннее ограничение теоретически возможно.
Напомним, Соглашение о свободной торговле между странами СНГ вступило в силу осенью 2012 года, заменив ряд двусторонних соглашений. Участниками данного соглашения являются далеко не все члены СНГ. Сейчас это Украина, Россия, Беларусь, Казахстан, Молдова, Армения и Киргизия. Также к соглашению и специальному порядку присоединился Узбекистан.
Основная проблема этого документа - приложение №6, согласно которому страны-члены Таможенного союза могут в одностороннем порядке пересматривать пошлины против стран, которые заключили режим свободной торговли с третьими странами, что создает угрозы для товаропроизводителей Таможенного союза.
Таким образом, формально Россия действительно может поднять таможенные ставки на украинские товары до уровня, определенного условиями своего членства во Всемирной организации торговли (ВТО).
Правда, украинские чиновники ранее отвергали такую возможность, настаивая на необходимости доказать факт угрозы для производителей Таможенного союза. Тем более, трудно говорить о таких угрозах, когда объемы украинского экспорта в РФ снижаются. В частности, в течение января-мая они упали почти на четверть (на 23,9%).
До сих пор вопрос рисков обсуждался представителями украинского и российского правительств при посредничестве делегатов Еврокомиссии. Однако Россия фактически отказалась от переговоров, так и не доведя реалистичности своих опасений.
Несмотря на уменьшение товарооборота с РФ, повышение пошлин является серьезным ударом для украинского экспорта. По состоянию на первые пять дней объем украинского экспорта в РФ составлял $4,7 млрд. Половину этой суммы обеспечила продажа продуктов питания и металлургической продукции.
Ранее премьер-министр Арсений Яценюк оценил потери украинского экспорта от полного закрытия российского рынка на уровне $5 млрд. Однако эта оценка касается не только повышения пошлин и запретов, введенных Роспотребнадзором.
Согласно оценкам экспертов, повышение пошлин грозит потерей конкурентоспособности товарных групп украинской продукции, где таможенные ставки в РФ превышают 10%. Сейчас такими товарными группами являются напитки, продукция из зерна, изделия из керамики и бумаги. Одновременно традиционные статьи украинского экспорта, в частности металлы и продукция машиностроения, получат на российском рынке относительно низкие импортные пошлины - от 3,1% до 7,4%.
Однако основная проблема - односторонние действия России. Украина не имеет возможности пересматривать таможенные ставки на российские товары, а соответственно - российский импорт будет продолжать поступать в страну по нулевой ставке. Сейчас, по результатам января-мая, объем российского импорта составил $7,07 млрд.
В такой ситуации Украина может поставить вопрос о выходе из соглашения о зоне свободной торговли. Впрочем, это многосторонний документ, а потому, выйдя из соглашения, Украина лишит себя беспошлинной торговли и с другими странами СНГ.
Теоретически, заявив о выходе из соглашения, Украина может заключить с другими странами СНГ новые двусторонние договоры. Подобные соглашения действовали в рамках СНГ в 1992-2012 годах. Тем более - по условиям нынешнего соглашения, страна может выйти из нее только через 6 месяцев после подачи заявления. Но хватит ли Украине шести месяцев для заключения новых сделок? Маловероятно...
Второй вариант - обжаловать решение РФ в органе рассмотрения споров в СНГ. Теоретически Украина имеет аргументы для обжалования. Однако шансы на положительное решение минимальны. Согласно тексту договора, арбитраж СНГ происходит с участием трех судей, двое из которых назначают стороны конфликта, а главный определяется по соглашению сторон. Если стороны не придут к консенсусу, то главного арбитра назначает Экономический суд СНГ. Нетрудно догадаться, каким будет его решение.
В этом случае Украина может использовать для защиты своих интересов лишь механизмы ВТО.
Стоит отметить, что арбитраж СНГ не является обязательным. В таком случае Украина может потребовать решения торгового конфликта с Россией в ВТО, а главным аргументом Киева должно стать несоответствие действий Москвы принципам свободной торговли. При такой постановке вопроса приложение №6 может утратить силу, ведь оно прямо противоречит целям Соглашения о свободной торговле.
Более того, такое развитие конфликта не будет мешать Украине в одностороннем порядке увеличивать пошлины на российские товары. Главное - не превышать наибольшую ставку, определенную условиями членства нашей страны в ВТО.