Минский формат. Разведка саммитом
Со вчерашнего дня информационное пространство заполнено заявлениями относительно будущего "минской встречи" с участием Петра Порошенко и Владимира Путина, которая запланирована на 26 августа.
Эксперты критикуют власти за то, что они согласились на этот формат.
Представители власти опровергают критику и говорят едва ли не о победе Киева.
Тем не менее, несмотря на критику, встреча президентов Украины, России, Беларуси и Казахстана с участием представителей ЕС в Минске состоится. Дата определена, все стороны подтвердили согласие.
Нравится нам этот формат или нет, но Порошенко, Путин, Лукашенко и Назарбаев проведут несколько часов вместе.
Поэтому попробуем проанализировать все "за" и "против", отыскать добавленную стоимость и вероятные потери от предстоящей встречи на высшем уровне.
К слову, первой встречи в таком формате.
Без поиска документов
Главный минус, который отмечают эксперты - это сам факт переговоров с агрессором. Переговоров, которые, по мнению многих, априори обречены на неуспех. Это мнение в статье для "Европейской правды" детально описал Вадим Трюхан.
Мысль о гарантированном "неуспехе" - дельная, ведь встреча почти наверняка завершится без подписания каких-либо документов.
Их просто технически не успеют подготовить.
Дело в том, что главы государств почти никогда не собираются, чтобы выработать решение с нуля.
К саммитам стороны почти всегда подходят с заранее подготовленным и согласованным проектом решения. Или с несколькими альтернативными проектами, из которых президенты должны выбрать один, политически наиболее приемлемый.
В Минске таких согласованных проектов не будет. Воскресная встреча глав МИД Украины, России, Германии и Франции это наглядно доказала.
Берлинский раунд обернулся пшиком. Шансы на то, что в Минске удастся провести еще одну, более успешную встречу Сергея Лаврова и Павла Климкина - нулевые.
Но можно ли сравнивать это с отсутствием документов по итогам Вильнюса? Вовсе нет!
Информация, поступающая "Европейской правде" от источников, близких к подготовке переговоров, свидетельствует, что Киев и не ставит целью подписать что-либо.
И, видимо, правильно делает.
Все мы помним фразу, которую приписывают Отто фон Бисмарку - считается, что еще в XIX веке он констатировал: "Соглашения с Россией не стоят бумаги, на которой написаны". А если кто-то забыл этот тезис, то Путин его наглядно подтвердил, нарушив в течение последних месяцев десятки международных договоров.
Зачем же тогда?
Чтобы ответить на этот вопрос, надо проанализировать формат встречи. То есть - список тех, кто поедет в Минск.
А там, напомним, аж семеро "первых лиц" - Петр Порошенко, Владимир Путин, Александр Лукашенко и Нурсултан Назарбаев, а также сразу трое представителей ЕС - руководитель европейской дипломатии Кэтрин Эштон, экономический комиссар Карл де Гухт и энергетический - Гюнтер Эттингер.
Причем Эттингер - это не только брюссельский чиновник, а еще и комиссар от Германии. Соратник Ангелы Меркель, очевидно, будет работать "источником" закрытой информации для официального Берлина.
"То, что получилось - пусть и не лучший возможный формат, но точно - не худший, - поделился с ЕвроПравдой дипломат, причастный к подготовке переговоров. - Ключевым было - не соглашаться на двусторонку с Россией".
Интересная деталь - несмотря на распространенное мнение, нынешний формат не был требованием Евросоюза.
Скорее, наоборот - дипломатам из администрации президента, МИД, а также украинской миссии при ЕС пришлось потратить немало усилий, чтобы ЕС согласился на такую встречу.
Так, европейские лидеры очень хотят продолжения переговоров Путин-Порошенко, но они не в восторге от идеи брать на себя часть ответственности за очень вероятный провал таких переговоров.
Итак, возвращаемся к формату.
Семь человек - это много. Даже очень много. Прийти к компромиссу по столь спорным вопросам в формате семерки - почти невозможно. Поэтому, похоже, что Киев даже не ставит своей целью поиск компромисса в Минске.
Так для чего же тогда все это?
Объяснением может быть высказывание высокопоставленного чиновника, который общался с ЕвроПравдой, но пожелал остаться неназванным. "Ответы России должны прозвучать при свидетелях. А здесь свидетелей будет достаточно".
Какие именно вопросы подготовил Порошенко для Путина, пока можно только догадываться.
Вероятно, что там – в присутствии представителей ЕС - будут предъявлены новые доказательства того, что российские войска атакуют Украину. Очевидно, именно об этом будет спрашивать Порошенко лидера РФ.
Остается надеяться, что этот план - действительно четкий и отработанный, и что это не просто бравада президентской команды.
Торговый формат
Интерес минского формата - не только в "хитром плане" украинских дипломатов. Присутствие Назарбаева и Лукашенко может принести Киеву дополнительную выгоду.
Как известно, белорусы и казахи, мягко говоря, не в восторге от желания Кремля единолично определять политику Таможенного союза.
Москва - по всем экономическим нормам - просто не имела права принимать торговые санкции для ЕС. Эта функция принадлежит Евразийской экономической комиссии (руководящему органу Таможенного союза). Там же, как и в Евросоюзе, члены которого делегировали Брюсселю торговые полномочия и теперь не могут самостоятельно объявлять экономические санкции.
Кремль игнорирует эти обязательства.
И грех будет, если Украина не попытается воспользоваться этим противоречием между членами Таможенного союза.
Как известно, главной темой минского раунда заявлены консультации об имплементации Соглашения об ассоциации.
Россия настаивает, что эта сделка вредит российскому рынку, и поэтому экспорт украинских товаров в Таможенный союз должен быть заблокирован. ЕС и Украина доказывают, что это не так.
Беларусь и Казахстан сейчас стоят ближе к европейской позиции - им невыгодно закрывать торговлю и с Украиной, и с ЕС. К слову, Беларусь сегодня снова это подтвердила.
Пусть Минск и Астана скажут о своем нежелании в присутствии всех сторон!
Так все-таки это – победа?
К сожалению, нет.
"Европейская правда" не склонна разделять оптимизм, который выражают украинские чиновники.
Успех минского раунда абсолютно не гарантирован.
Во-первых, не стоит недооценивать качество работы российской дипломатии. Там также приготовились к контратакам, о сути которых мы не знаем.
Очевидно, они проводят разъяснительные беседы с другими странами ТС, склоняя их к поддержке российской линии. И вполне вероятно, что Москва добьется в этом успеха.
К тому же однозначной поддержки Украины в торговой войне пока нет ни в Беларуси, ни в Казахстане. Ведь они, хотя и не довольны действиями России, но пытаются нажиться на санкциях, исподтишка реэкспортируя в РФ европейские товары.
Но может ли вероятное поражение в Минске ухудшить положение Украины? Почти наверняка - нет.
Россия и без того постоянно манипулирует международным правом. То, что она хотела сделать, она уже делает.
Поэтому безуспешные переговоры не позволят достичь прогресса, но не столкнут нас в регресс.
Также хотелось бы развеять опасения о том, что Порошенко в Минске откажется от ассоциации. Это - нереальный вариант. Президент прекрасно понимает, какие в этом случае протесты будут ждать его по возвращении в Киев. И ему совсем не интересно создавать в столице "второй фронт" или даже "второй Майдан". Определенным гарантом здесь является присутствие ЕС - в случае, если в Минске будет обсуждаться отсрочка ратификации соглашения, об этом очень быстро узнают все. Оставить это в секрете не получится.
И, наконец, о самом горячем.
Не stop войне
Одно из ключевых ложных ожиданий от минской встречи - что она способна остановить войну.
К сожалению, этого не будет. По ряду причин.
Первая, очевидная проблема - нежелание Путина идти на деэскалацию.
Вторая проблема, опять же, в формате. Теоретически Киев и Брюссель могли бы рассчитывать договориться с Путиным, предложив ему какие-то "плюшки" в обмен на вывод войск.
Пожалуй, это даже будет звучать на переговорах.
Но как может идти речь о серьезных уступках в ситуации, когда в переговорной комнате слишком много "лишних" ушей? Кто будет обсуждать "скользкие" вещи в присутствии Лукашенко? Вопросы риторические.
Поэтому не стоит переоценивать минский формат. Он не панацея.
Но недооценивать его тоже не стоит. Определенный потенциал давления на Путина в Минске будет.
Скорее всего, в вопросе войны "минская встреча" станет лишь подготовкой к следующим раундам переговоров. Не исключены даже новые переговоры Путин-Порошенко еще в августе, свидетельствуют источники.
К тому же не исключена "двусторонка" Путин-Порошенко на полях минского "саммита". Она если и будет, то не слишком длительной, но позволит президентам обменяться идеями и взять время на размышление.
Ну, и не забываем, что нам надо готовиться к сентябрьскому саммиту НАТО и лоббировать готовность европейских партнеров - той же Германии - к решительным действиям в поддержку Украины. А "уши Меркель" в лице комиссара Эттингера, напомним, будут присутствовать на закрытых переговорах 26 августа.