Первый дипломатический фронт. Каких изменений требует МИД?
"Дипломатия – это искусство обуздать силу" (Г. Киссинджер)
Сразу после победы Революции достоинства украинские СМИ запестрели сообщениями о развале Вооруженных Сил Украины, контрразведки, специальных служб и других правоохранительных органов нашего государства при предыдущем режиме.
Однако ни слова о том, в каком состоянии находится дипломатическая служба. Хотя даже беглый анализ показывает, что проблемы системы МИД не только не меньше – они на порядок глубже.
Вследствие неэффективной системы принятия решений, из-за крайне запущенной материально-технической базы и неудовлетворительного финансового обеспечения немало опытных инициативных дипломатов-патриотов или по собственному желанию, или по настоятельному "совету" сверху ушли работать в другие сферы.
Зато штат наводнили выходцы с Донбасса и так называемые "блатные", которым, кроме командировки в какую-нибудь развитую страну и престижной записи в трудовой, ничего и не нужно.
Так, финансирование зарубежных дипломатических учреждений в 2014 году сократилось в 1,5 раза. В связи с этим дипломаты даже заправляют служебные авто за свой счет. А на днях в посольство снова пошел циркуляр о сокращении расходов и сотрудников.
Исправить положение можно. Но для этого нужно время.
Зато уже сейчас в результате открытой агрессии РФ масштаб и важность стоящих перед дипломатами задач не идут ни в какое сравнение с тем, что было несколько лет назад.
Сегодня украинским дипломатам, как и всей стране, приходится работать по двум направлениям – защита национальных интересов страны и повышение эффективности деятельности самой Дипломатической службы.
В том числе – обеспечивая дееспособность дипломатии в условиях беспрецедентных ограничений бюджетного финансирования.
Первоочередные задачи
Вполне очевидно, что от реакции международного сообщества на события в Украине, в частности на Донбассе и в Крыму, в большой степени зависит вопрос мира и войны не только на нашей земле, но и на континенте в целом.
Поэтому главный приоритет в деятельности МИД – координация коммуникации с Европейским Союзом, США, ООН, ОБСЕ, Советом Европы и другими международными организациями и странами.
Важно обеспечить единодушие оценок цивилизованным миром каждого конкретного агрессивного действия Кремля. Более того, должны появляться конкретные решения, направленные на остановку агрессии, восстановление территориальной целостности Украины и привлечение к ответственности виновных в военных преступлениях лиц.
Второй приоритет – противостояние информационной войне.
В течение последних лет Россия реализовывала многоуровневую стратегию по захвату информационного пространства во многих странах мира.
Они действуют через собственные и иностранные СМИ, право- и леворадикальные партии, общественные организации, бизнес, отставных чиновников и т.д.
В информационный фронт инвестированы миллиарды долларов.
Украине крайне необходимо научиться противостоять агрессивной российской пропагандистской машине. Роль дипломатов в этом вопросе архиважна. МИД должен стать координатором полномасштабной информационно-просветительской компании.
Третье – экономическое направление. Не секрет, что огромные бюджетные расходы на АТО, уничтожение террористами и бандитскими группировками инфраструктуры на Донбассе, а также постепенное закрытие российского рынка подрывают экономику страны.
Украине крайне необходима финансово-техническая помощь всего мира. Речь должна идти о полномасштабной программе по типу "Плана Маршала", реализованного в Европе после Второй мировой войны.
Донорская конференция, анонсированная на осень, должна стать не сугубо формальным мероприятием, а настоящим форумом солидарности с Украиной, где будут утверждены конкретные направления безвозвратной помощи нашему государству.
Также следует безотлагательно восстановить в МИДе мощный экономический департамент, который будет управлять экономическими отделами при диппредставительствах Украины за рубежом.
Четвертое – Соглашение об ассоциации с ЕС.
Вскоре заработает углубленная и всеобъемлющая зона свободной торговли, а впоследствии, после завершения ратификации государствами-членами ЕС – и все Соглашение в полном объеме.
На МИД Украины возложена ответственная миссия – стать своеобразным информационно-разъяснительным центром, который будет давать оперативные ответы о содержании договора, о возможностях, которые открываются после его заключения, а также способах нивелирования возникающих вызовов.
И бизнес, и граждане должны чувствовать поддержку со стороны дипломатов в вопросе выполнения Соглашения.
И, наконец, приоритетом является международно-правовое противодействие российской агрессии, аннексии Крыма и другим военным преступлениям против Украины.
В этом вопросе именно МИД должен совместно с Минюстом играть ключевую роль.
Необходимо обеспечить формирование и координацию пула первоклассных международных юристов, которые бы открыли юридический фронт против агрессора во всех доступных юрисдикциях.
Модернизация на марше
В японском языке для обозначения слова "кризис" используются два иероглифа, один из которых переводится как "кризис", а другой – как "возможность".
Вполне очевидно, что Дипломатическая служба Украины оказалась в глубоком институциональном кризисе. И необходимо использовать имеющиеся те возможности.
Во-первых – новейшие технологии.
Skype, Facebook, программы конференц-связи и другие соверменные интернет-технологии, наряду с электронной почтой, должны стать не дополнительными, а основными средствами коммуникации для каждого дипломата.
Ситуацию, когда на сайте посольства размещается один телефон, по которому, бывает, невозможно ни до кого дозвониться, и один общий адрес электронной почты, где никто не отвечает, нужно немедленно исправлять.
Украинские дипломаты должны быть такими же доступными, как любой депутат Европарламента или еврокомиссар, контакты которых можно найти в интернете за 30 секунд.
Во-вторых – система принятия решений. Сейчас она семи-восьмиуровневая.
От инициативы исполнителя (desk officer) до решения на выходе иногда проходят недели или месяцы.
Чтобы дипломатия была максимально оперативной и эффективной, необходимо научиться делегировать максимум полномочий на уровень рядовых дипломатов.
Кроме того, посол и консул должны действовать максимально автономно, не дожидаясь согласования с центром принятых ими решений.
В-третьих – межведомственное взаимодействие.
Все время идет борьба за компетенцию в сфере торговли, инвестиций, военно-технического сотрудничества, безопасности, энергетики, гуманитарной сферы. Пользы от этих соревнований абсолютно никакой.
Согласовать планы и задачи можно без изменений законов или подзаконных актов. Достаточно провести несколько совместных коллегий, подписать совместные приказы, и вперед – к работе.
В-четвертых – кадровый состав.
Ручной режим заполнения вакансий, планы ротаций, которые постоянно не выполняются, хождение дипломатов, вернувшихся из заграничных командировок, по кабинетам в поисках работы должны уйти в прошлое.
Нужно сделать две вещи: провести аттестацию работников и ввести среднесрочное планирование карьеры на конкурсных началах.
В течение последних трех-четырех лет МИД "пополнился" огромным количеством лиц с донецкой пропиской или представителей "блатных" семей, причем часто они назначались на должности в наиболее развитые страны мира, а профессиональные дипломаты лишались возможности карьерного роста.
Нужно выяснить уровень профессионализма и наличие соответствующего образования у тех, кто был принят на дипломатическую службу за последнее время. Речь должна идти об аттестации не только сотрудников аппарата МИД, но и работников иностранных дипломатических учреждений.
В вопросе же планирования карьеры важно перейти на трех-пятилетние планы.
Каждый дипломат должен знать свое следующее место работы после ротации и готовиться к нему – совершенствовать знание языка или соответствующей области международных отношений. Сейчас этого просто нет.
И последнее.
Проводить реформы и повышать эффективность работы крайне сложно без финансов. Однако сейчас общество чувствительно к пожеланиям тех ведомств, которые 24 часа в сутки работают на сохранение государства.
Привлечь достаточные средства на перевооружение Дипломатической службы, обеспечения приличного финансирования и финансирования упомянутых приоритетов в работе вполне реально.
Дипломаты все время на передовой, и забывать о них – себе в убыток.
Автор: Вадим Трюхан, директор Координационного бюро европейской и евроатлантической интеграции (2008-2010 гг.), член делегации Украины на переговорах с ЕС относительно Соглашения об ассоциации и Соглашения о совместном авиационном пространстве (2007-2010 гг.), главный эксперт рабочей группы по европейской интеграции Реанимационного пакета реформ.