Европейский совет с восточным акцентом

Понедельник, 1 сентября 2014, 15:49 — Мария Садовская-Комлач, Варшава, для ЕвроПравды
Photo by European Union

Начиная с 1 декабря у Европейского союза появится новое лицо.

Европейский совет – орган, в народе больше известный как "саммит ЕС", возглавит премьер-министр Польши Дональд Туск.

Это назначение состоялось в рамках проходящей в нынешнем году плановой ротации руководителей органов ЕС. Тем не менее, еще месяц назад мало кто мог представить, что Туск появится в общеевропейском "паззле".

57-летний польский политик не очень хорошо говорит по-английски.

Он намного меньше известен миру, чем, к примеру, министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский, получивший образование в Великобритании.

Однако именно к Туску перейдет пост председателя Европейского совета - высшего политического органа Евросоюза, объединяющего лидеров всех стран-членов ЕС.

Его первоначальный мандат на этой должности продлится 2,5 года, но с большой вероятностью будет продлен до 5 лет.

Почему выбрали Туска?

Назначения в европейской власти всегда являются результатом поиска баланса между ключевыми игроками в ЕС. Посты распределяют так, чтобы ни одна страна, ни один регион Европы и ни одна политическая сила не получила слишком много полномочий.

Это назначение – очередная иллюстрация того, как работает "квотный принцип".

Выдвижение Дональда Туска стало уступкой со стороны тех европейских сил, которые хотели видеть итальянку Федерику Могерини на посту высокого представителя ЕС по внешней политике и политике безопасности (главы внешнеполитической службы ЕС).

Могерини и Туску, очевидно, "предписано" дополнять и сдерживать друг друга.

Могерини - левоцентристка, которую упрекают в излишней мягкости в отношении России. Туск - правоцентрист, бывший член "Солидарности", известный своей принципиальностью по восточным вопросам и поддержкой Украины.

Но в то же время – и это было важно для ключевых игроков в ЕС - польский премьер не является русофобом.

Таким образом, ЕС надеется избежать чрезмерной однобокости во внешней политике в ситуации военного конфликта у своих границ и сохранить баланс между "восточным" и "западным" подходом к отношениям с Россией.

Неслучайно на пресс-конференции 30 августа Туск заявил, что совместно с Федерикой Могерини будет предпринимать "отважные, но не радикальные шаги" для урегулирования конфликта в Украине.

Большую роль в номинации сыграл характер Дональда Туска.

В отличие от Радослава Сикорского, Дональд Туск считается политиком, склонным к компромиссам, способным находить общий язык с оппонентами и в то же время достаточно жестко проводить собственную политику.

К слову, Туск стал первым за историю независимой Польши премьер-министром, который не только смог продержаться до конца первой каденции, но и был переизбран.

Способность к поиску компромиссов в сложной политической обстановке – важное или даже ключевое качество для главы Евросовета.

Ведь ему придется возглавлять все саммиты ЕС и еврозоны, на которых большинство решений принимается консенсусом.

В пользу кандидатуры Дональда Туска, конечно же, сыграли его хорошие отношения с канцлером ФРГ Ангелой Меркель.

Важным оказалось и то, что, несмотря на разногласия по поводу статуса польских мигрантов в Великобритании, ему удалось найти общий язык с премьер-министром Великобритании Девидом Кэмероном.

Впрочем, Туск не был идеальной кандидатурой. Именно поэтому он появился в "европейском паззле" лишь недавно.

Один из его недостатков - слабое знание английского языка, неофициального lingua franca брюссельской политики, и полное незнание французского.

А вот на немецком, напротив, он говорит сносно, выучив язык еще в детстве (к слову, это повод еще раз напомнить о его хороших взаимоотношениях с Меркель).

Однако Туск уже несколько лет усиленно учит английский, а штат переводчиков в евроструктурах позволит ему общаться с политиками из любых стран.

Помощь переводчиков - это, конечно, временное решение. Без английского все неофициальные консультации главы Евросовета будут осложнены в разы.

Туск отлично понимает, что это станет поводом для замечаний в его адрес.

На пресс-конференции в субботу вечером, после своего назначения, политик общался с журналистами по-польски, через переводчика. На английском он сказал лишь пару фраз, пообещав полностью перейти на английский к 1 декабря – к моменту своего вступления в должность.

"I will polish my English", - с акцентом пообещал Дональд Туск, намекая как на "шлифовку" ("polish") своих языковых способностей, так и на свое польское ("Polish") происхождение.

Победа со вкусом поражения

Для назначения нужно было согласие обеих сторон – как Европейского совета, так и самого кандидата.

Дональд Туск колебался с выбором до последнего.

О том, что Дональд Туск может занять кресло Жозе Мануэла Баррозу или Хермана ван Ромпея, начали говорить в 2013 году, и каждый раз в ответ на вопросы прессы Туск заявлял, что будет бороться за переизбрание в Польше, а европейские посты его не интересуют. Еще 25 июля, отвечая на вопросы прессы о своей возможной карьере в ЕС, польский премьер раздраженно заявил: "Я уже в 153-й раз отвечаю на этот вопрос. Я уже говорил, что не буду выезжать в Брюссель, и я по-прежнему придерживаюсь этого мнения".

Как отмечают европейские СМИ, сменить точку зрения Дональда Туска лично уговаривали Херман ван Ромпей, Ангела Меркель и даже будущий председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер, который якобы считает Туска своим "другом".

Все названные политики, к слову, сотрудничают по "партийной линии" - их политические силы входят в группу Европейской народной партии.

На пресс-конференции 30 августа Туск, которому припомнили предыдущие заявления, говорил, что необходима была "конфиденциальность" и что сделать выбор его подтолкнули события в Украине так как в случае его отказа Восточная Европа не была бы представлена на высшем уровне в ЕС.

Поводы для сомнений по поводу того, переходить ли на новую работу, у Туска были весьма серьезные.

Его партия "Гражданская платформа" (ГП) проигрывает в рейтингах ближайшему сопернику, партии "Право и справедливость" (ПиС). Согласно данным Центра исследования общественного мнения за 26 августа, если бы выборы состоялись в августе, коалиция ПиС и ряда небольших правых партий получила бы 32% голосов, в то время как "Гражданская платформа" - 26%, а ее теперешний партнер по коалиции, Польская народная партия - 6%.

Очевидно, что для победы на парламентских выборах 2015 года ГП понадобятся все силы.

Уход же Туска с поста председателя ГП и должности премьер-министра Польши ослабит его партию.

Неслучайно в самой партии далеко не все публично одобрили выбор премьера. Один из влиятельных политиков "Гражданской платформы" Стефан Неселовский напрямую заявил, что уход Туска будет "катастрофой" для ГП.

В "катастрофический" вариант верит и оппозиция, которая видит в назначении Туска шанс для укрепления своих позиций.

В минувшую пятницу лидер оппозиционной партии "Право и справедливость" Ярослав Качиньский на встрече с избирателями в Минске Мазовецком заявил прямо: "Заберите его (Туска - ЕП) отсюда в Европу!"

Депутат от ПиС Агнешка Арцишевска-Мелевчик с сарказмом добавила, что Польша должна "доплатить Евросоюзу вагон золота" за то, что тот забирает Дональда Туска, который был "наихудшим возможным премьером для Польши". "Я рада, что он уезжает в Брюссель, там уже особо ничего нельзя испортить, хотя нельзя недооценивать поляков", - заявила депутат.

Позже в ПиС сменили риторику.

Сейчас ее представители поздравляют Дональда Туска и страну с назначением, однако требуют "не превращать победу Польши в личную победу" и следить за тем, чтобы поляков не дискриминировали в Евросоюзе.

Надо заметить, что среди однопартийцев Туска есть и другое мнение – о том, что его новая должность поможет партии в трудный период.

Спикер сейма Эва Копач утверждает, что "раз удалось выиграть Туску, то удастся и "Гражданской платформе".

Политолог Норберт Малишевский в журнале Newsweek заявил, что у ГП откроется второе дыхание, а эффект избрания Туска позволит его партии выиграть и местные выборы, намеченные на 16 ноября, и парламентские, которые должны состояться в 2015 году, но могут пройти и ранее запланированного срока.

Дела внутренние

О кандидатах на пост премьер-министра Польши до следующих выборов СМИ начали говорить еще до назначения Туска. Поводом стала встреча в резиденции президента Польши Бронислава Коморовского, которая прошла поздним вечером 28 августа. С президентом встретились Дональд Туск, министр обороны Томаш Семоняк, министр иностранных дел Радослав Сикорский и спикер сейма Эва Копач.

Семоняка, Сикорского и Копач называют наиболее вероятными кандидатами на пост технического премьера на ближайший год.

Хотя не исключено, что этот пост поручат занимать менее "раскрученному" политику. Например - Гжегожу Схетыне, бывшему заместителю Туска в "Гражданской платформе", попавшему в опалу из-за слишком больших партийных амбиций, либо Эльжбете Беньковской, назначенной в прошлом году вице-премьером и министром инфраструктуры и развития.

Сообщить о своих планах относительно реорганизации правительства Дональд Туск намерен не ранее 2 сентября.

Кандидатуру нового премьер-министра необходимо обсудить с президентом, который официально номинирует новых министров, а также с партнером по коалиции, Польской народной партией, без которой утверждение кандидатур министров в парламенте невозможно.

К слову, назначение нового премьер-министра позволило бы правительству выйти из неудобного положения, вызванного опубликованными в июле стенограммами подслушанных разговоров политиков высокого ранга.

В рамках ротации правительства в отставку будут безболезненно отправлены "неудобные" министры.

Исторический шанс для региона

Какими бы ни были результаты внутриполитических перестановок в Польше, назначение Туска открывает новые перспективы для соседки Украины.

Хотя не факт, что Туску удастся реализовать все возможности.

Принято считать, что должность председателя Европейского Совета достаточно формальная, с небольшим набором полномочий.

Сегодня это – действительно так.

Несмотря на "громкое" название должности, председатель Евросовета (или президент, в буквальном переводе с английского) лишь организует заседания данного органа.

У Туска не будет даже формального права голоса при принятии решения саммитом ЕС (впрочем, голос Польши по-прежнему будет учитываться, ведь новый премьер также будет принимать участие в саммитах).

Тем не менее, выбор представителя восточноевропейской страны президентом Евросовета сам по себе свидетельствует о росте значимости Польши на международной арене.

Прямых преференций для Польши от этого назначения ожидать не следует: так же, как назначение Жозе Мануела Баррозу председателем Еврокомиссии не помогло Португалии избежать кризиса, назначение Дональда Туска "президентом" Евросоюза не будет означать более высоких выплат для пострадавших от санкций польских фермеров и не изменит отношения Великобритании к польским мигрантам.

Но у председателя Евросовета также есть рычаги влияния.

Туск будет возглавлять все саммиты ЕС и еврозоны, у него будет право созывать внеочередные саммиты Евросоюза.

Так что в случае, если возникнет украинский вопрос (и, тем более, польский), требующий срочного обсуждения на высшем уровне, новый руководитель Евросовета, без сомнения, сделает все возможное для созыва саммита.

Сдерживать и перевешивать

И, наконец, есть смысл напомнить, что при назначении Туска лидеры стран-членов ЕС договорились, что польский политик будет определенным противовесом итальянке Могерини.

А это дает определенную уверенность, что Дональд Туск может не только формально, но и реально представлять ЕС на внешнеполитической арене, наравне с Федерикой Могерини.

Стоит отметить, что обе должности - председателя Евросовета и главы дипломатической службы ЕС - появилась в европейской системе власти лишь в 2009 году.

В Евросоюзе пока нет устойчивой традиции разделения полномочий между ними.

Пока что в Брюсселе работал лишь один "президент ЕС" (Херман ван Ромпей) и лишь один руководитель Европейской службы внешних действий - баронесса Кетрин Эштон.

Оба они были довольно неяркими политиками на европейском политическом олимпе.

Сейчас, с назначением амбициозных Могерини и Туска, может быть поднят вопрос о перераспределении полномочий между ними и о более активном участии президента Евросовета во внешнеполитической жизни ЕС.

Польский премьер отлично осознает свои перспективы и намерен за них бороться.

В минувшие выходные, комментируя свое назначение, он пообещал "добавить европейской политике энергии из региона Центральной и Восточной Европы".

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Реклама: