Информационная война, европейский фронт. Часть вторая
"Европейская правда" продолжает серию публикаций об информационном портрете украинца в странах ЕС.
В первой части статьи мы упомянули о закостенелой украинской дипломатической службе, чем вызвали упреки отдельных читателей. Ведь, казалось бы, дипломаты сейчас на передовой, а емкие и язвительные заявления МИДа подчас "разбирают на цитаты".
Вот только практика показывает, что на выходе из здания министерства все инициативы заканчиваются.
А то, как работают многие украинские посольства, уж точно не заслуживает комплиментов.
Трудности перевода
Чешские и словацкие журналисты признаются, что исходящая от посольств Украины информация в большинстве случаев уже неактуальна.
А это создает информационный вакуум, который тут же спешат наполнить "друзья" из российской дипмиссии.
Немыслимая ситуация в период информационной войны. Но – такова реальность.
"Я вижу, что украинские дипломаты и другие представители Украины пытаются отслеживать и реагировать на чешскую дискуссию об Украине, – отмечает Йозеф Паздерка, зарубежный корреспондент České televize, освещающий Украину. – Но электронные рассылки из посольства по вопросам актуальных событий - неэффективны. Они эмоциональные, общие, приходят с опозданием. Такие новости попросту "пропадают" в редакциях".
Редактор зарубежного отдела Mladá fronta DNES Лубош Палата добавляет: украинским дипломатам необходимо больше выступать публично.
"И, конечно, новости должны быть на чешском языке. Рассылка из посольства Украины в Чехии на английском языке выглядит странно".
В коммуникации украинских посольств действительно есть странная закономерность: большинство информации на их web-cайтах публикуется не на языке страны пребывания, а по-украински.
Так, за октябрь 2014 года наши посольства в Чехии и Словакии опубликовали лишь по одной новости на чешском и словацком соответственно.
Судя по данным дипмиссий, посол в Чехии за весь год не дал ни одного интервью печатным СМИ, посол в Словакии – лишь одно. О его телевизионном комментарии на сайте также упоминается лишь однажды.
Не газетами едиными
Мы в Украине привыкли, что мнение народа по всем вопросам – от внутренней политики до международной – формируют новости на центральных телеканалах.
Но в Европе "наша" схема работает далеко не везде. В предыдущей части статьи, где речь шла о невеселой ситуации в освещении Украины печатными СМИ, мы упоминали о полумиллионных тиражах таблоидов в стране с населением впятеро меньше украинского.
Тем не менее, "телевизор работает" и в Чехии. Просто механизмы донесения дезинформации здесь иные.
На телевидении Чехии и Словакии сюжеты об Украине появляются еще реже, чем в "серьезных" общественно-политических газетах. Эти сюжеты – сбалансированы, сделаны по журналистским стандартам
Но их – крайне мало.
Другое дело – интервью в студии, когда в качестве спикеров по Украине бывают, скажем так, откровенно пророссийские или весьма сомнительные "эксперты".
Были случаи, когда пророссийская позиция приглашенных гостей, настаивавших, что "Украины не существует", "Украина неизбежно распадется и этому никак невозможно противостоять", даже выводила из себя телеведущих.
Отбор гостей – это, конечно, внутренние вопросы каждого канала. Но один из ключевых источников проблем хорошо известен. Даже в Восточной Европе ощущается дефицит авторитетных экспертов по Украине.
И это - еще один пробел в работе нашей дипслужбы.
В нынешней ситуации украинский посол обязан делать все, чтобы не выходить из эфиров. И, конечно же, без активности посольства не появятся новые проукраинские эксперты.
Правда, украинская дипломатия десятилетиями привыкала работать иначе...
"Мыльный" телевизор
Но вернемся к имиджу украинцев на телеэкране.
Украинцы присутствует в телепространстве Чехии и Словакии не только в новостях – уже давно они стали действующими лицами в телесериалах, и художественных фильмах.
А учитывая дефицит информации о жизни в Украине и низкую активность украинских посольств, именно образы и высказывания телегероев формируют и дополняют стереотипы о нашей стране и ее жителях.
Сериалы – это сборник клише, существующих в каждом отдельном обществе. Украинцы как неотъемлемая часть ежедневного чешского и словацкого телепросмотра там появились в 2007-2008 годах.
К сожалению, пока судьба вымышленных "сериальных" украинцев чаще всего складывается неудачно.
По какому-то странному стечению обстоятельств все они – без высшего образования, без перспектив на родине и очень не хотят туда возвращаться.
Девушки устраивают свою жизнь счет мужчин и терпят нелюбимых мужей, украинские мужчины хорошо работают, часто – нелегально, но при этом много пьют.
И все украинцы так или иначе связаны с украинской мафией.
Сериал Panelák ("Многоэтажка") начал выходить в Словакии в 2008 году. Спустя два года сценаристы решили привнести в проект больше юмора. Так появился новый персонаж – украинка Оксана.
Эффектная блондинка устраивается на должность секретаря в архитектурном бюро, принадлежащем главному герою – счастливо женатому, но вечно сомневающемуся представителю братиславского среднего класса. Украинка не умеет работать на компьютере, ее основная задача – быть "секси", вокруг чего, собственно, и строится множество комичных историй.
"Фишка" Оксаны – восклицание "упс" в каждой непонятной ситуации, обращение к начальнику "пан" и откровенное его соблазнение.
Со временем плоский персонаж стараниями сценаристов приобретает "душевную глубину" и осваивает ПК. В течение года она дразнит зрителя откровенными нарядами, уводит шефа из семьи и требует к себе внимания. И не смотря на то, что начальник не собирается разводиться и считает ее "золотодобытчицей", Оксана мечтает о свадьбе и ребенке.
В случае возникновения проблем на пороге офиса пана Швеглы готовы оказаться украинские мафиози – двоюродные братья Оксаны, которые не дадут сестру в обиду.
Оборвать "украинскую нить" позволила лишь конкуренция на телерынке. В одной из серий Оксана трагически погибла от рук пьяного жителя столицы, поскольку актрисе предложили главную роль в проекте конкурирующего телеканала.
В бесконечном сериале Ulice ("Улица", более 2700 серий) – первом дневном чешском телемыле, выходящем с 2007 года, – украинка Светлана одевается скромно.
Происходящая из бедной семьи, поначалу она носит на голове платок и одевается в вещи с народными орнаментами "как настоящая украинка". Света не признает "богато украшенные" вещи, типичные для некоторых женщин из России. "По характеру она другая", – говорит о своей героине Тереза Бебарова.
Света хочет жить в Чехии вместе со своим братом, и не хочет возвращаться на родину, где ее ждет безрадостная жизнь. Ей пришлось рано повзрослеть. В Украине Светлана получила специальность медсестры, но, переехав в Чехию, Света решает стать опорой своему мужу, помогать ему в бизнесе.
Со временем Светлане муж чех надоедает. Она знакомится с русским и уезжает в Москву. Спустя год Светлана возвращается в Прагу, по-прежнему недовольная жизнью.
Брата Светланы – Григория – в сериале играет российский актер-эмигрант Александр Минаев. Григорий – гордый и честный человек, никогда не переспрашивает и готов тяжело трудиться.
Он воплотил собой образ украинского строителя, которого жизнь научила, что нужно уметь "хорошо крутиться". После отъезда Светланы в Москву Григорий запил и ушел в депрессию, а в итоге - погиб во сне из-за пожара в деревообрабатывающем цеху от брошенного им же окурка.
"Серьезное" кино
Кто-то скажет, что образ украинца в наиболее популярных сериалах вроде не так уж плох – нет среди них персонажей, вызывающих страх или ненависть.
В сериалах мы, как правило, – персонажи комедийные, нелепые, обслуживающий персонал главных героев.
Но от сериалов, "легкого кино", странно ожидать иного.
Грустно, что даже в художественных фильмах и документалистике не нашлось места для историй успешных эмигрантов из Украины. В реальной жизни их множество, но местный телезритель уже привык и не ожидает другого.
Документальные фильмы об Украине и украинцах в этих странах можно разделить на две группы: тяжелая жизнь эмигрантов и путешествия по Западной Украине, когда-то бывшей частью Чехословакии.
"Поговорка "Возьми себе для этого каких-то украинцев" стала частью чешского словесного запаса и означает, что человеку нужно что-то дешево построить, выкопать или сделать. Но не следует ожидать, что качество этой работы будет высоким", – пишет в статье польской Gazeta Wyborcza Лубош Палата.
Заголовок статьи гласит: "Для большинства чехов украинцы – дешевая рабочая сила и бандеровцы. Россиян любят больше".
Конечно, это в значительной мере отражается на содержании того, что телевиденье предлагает в качестве интеллектуальных продуктов.
Aljona ("Алёна"), ТВ-драма, 2008 год, режиссер – Ярослав Брабец
Любовная история "современного раба" - украинского строителя Владимира, бывшего профессора. Он знакомится с чешским преподавателем университета Рихардом, и тот решает помочь Алене – возлюбленной Владимира, скромной и старательной украинке – решить вопрос законности пребывания в стране, взяв ее в жены. Владимир ревнует, лишается заработанных денег и совершает преступление.
Banderovci ("Бандеровцы"), документальный фильм, телевизионная студия "Острава", 2010 год
Вскоре после второй мировой войны через Чехословакию бежало несколько сотен бандеровцев. В фильме приведены свидетельства ныне живущих воинов УПА, волынских чехов, пострадавших от ее деятельности, а также жителей городов в Словакии и Чехии, через которые пролегал путь нескольких сотен УПА, пробивавшихся в Западную Германию.
Идея независимой Украины, возносимая в абсолют старенькими бабушками из УПА, разбивается бытовые ужасы безвластия, грабежей и убийств тех лет.
Фильм рекомендуется к просмотру всем, кто интересуется, почему чехи и словаки так негативно восприняли новости о появлении портретов Степана Бандеры на митингах в Киеве, и о том, почему старая история сейчас вредит нашим современным отношениям.
Этот фильм доступен к просмотру с украинскими субтитрами https://www.youtube.com/watch?v=kJOjbxm5REU
Na cestě po ukrajinských Karpatech ("В пути по украинским Карпатам"), ТВ-фильм, 2011 год
В фильме показана современная жизнь территорий, которые в начале 20-го века входили в состав Первой Чехословацкой Республики. С тех пор не изменилась лишь красота Карпат и не слишком изменилась жизнь местных жителей, которые теперь славят Степана Бандеру и гонят самогон, убеждает сценарист.
Lepší život ("Лучшая жизнь"), документальный фильм, 2013 год, режиссер – Ян Латал
Фильм, снятый на средства Европейского социального фонда для Союза по интеграции и миграции, рассказывает истории четырех мигрантов из Украины, Вьетнама, Кыргызстана и Молдовы, которые выбрали Чехию для жизни.
"Первую половину жизни я и представить не мог, что буду работать на стройке", – говорит украинский строитель, седовласый Виталий. У Виталия высшее образование и большой стаж преподавания в университете. А еще он – талантливый аккордеонист.
Теперь его жизнь – тележка, лопата и бетон, сон в жалкой хибаре.
"Не чехи едут в Украину, а украинцы едут в Чехию работать. Потому, наверное, основная масса чехов думает, что украинцы ниже по развитию", – говорит Виталий.
Чешские украинцы
"Сейчас украинская община стала активной, но до Майдана она была практически невидима, – говорит Лубош Палата. – А с чешской стороны было пренебрежение и незаинтересованность".
Украинские организации в Чехии раздроблены и разъединены.
Культурные мероприятия – а это, как правило, выступление нескольких любительских ансамблей, – организовываются для самих себя. Большинству чехов, тем более молодому и активному поколению, это совершенно не интересно.
Очевидно, что появись в Чехии и Словакии аналог Гогольфеста и постоянно действующий Украинский культурный центр – ситуация и на бытовом уровне, и в диаспоре, и в медийном пространстве начнет изменяться.
Но украинским властям и бизнесу было безразлично все, что не связано с заработком...
Просто посмотрите, как работает Чешский культурный центр http://kyiv.czechcentres.cz/ и почувствуйте разницу с украинским http://czechia.mfa.gov.ua/ua/press-center/announcements
Чехам и словакам пока неоткуда узнавать об Украине с хорошей стороны.
Негде узнать о том, где посмотреть украинский фильм, послушать украинских исполнителей, купить украинские книжки, посмотреть фотовыставки или дизайнерский показ, встретиться с украинскими деятелями культуры, историками, бизнесменами.
Не пора ли это изменить?
Если, конечно, мы хотим изменить то отношение к украинцам, которое складывается в чешском и словацком обществе сегодня.
Редакция "Европейской правды" приглашает авторов из других стран ЕС к сотрудничеству в рамках подготовки цикла статей об имидже украинцев в Европе.