Швейцария принимает нацистское наследство

Понедельник, 24 ноября 2014, 17:05 - Swissinfo

"Европейская правда" публикует материал швейцарского сайта Swissinfo, посвященный скандалу вокруг "наследства Гурлитта" - коллекции картин с сомнительным прошлым, которую принял в свою коллекцию музей швейцарского города Берн.

Теперь всё стало официально: попечительский совет Художественного музея Берна (Kunstmuseum Bern) решил принять в собственность картины так называемой "Коллекции Гурлитта".

Напомним, что недавно умерший немецкий коллекционер Корнелиус Гурлитт в своем завещании от 9 января 2014 года назначил Художественный музей Берна единственным законным наследником принадлежавших ему примерно 1600 картин, которые представляют собой бесценное наследие европейского модернизма. Кроме картин в рамках процедуры наследования музею в Берне отойдут объекты недвижимости в Мюнхене и Зальцбурге, а также определенная сумма денег.

Корнелиус Гурлитт умер 9 апреля 2014 года, он был сыном Хильдебранда Гурлитта, одного из четырех арт-дилеров, официально уполномоченных нацистским режимом Германии заниматься так называемым "дегенеративным искусством".

В 2012 году правоохранительные органы Баварии конфисковали у Гурлитта примерно 1280 картин из его собрания, насчитывавшего около 1600 единиц.

В ноябре 2013 года немецкий общественно-политический журнал "Фокус" обнародовал подробности этой истории, и с тех пор в адрес Германии раздается порой жесткая критика в связи с наличием в стране до сих пор не проанализированных эпизодов, касающихся периода господства нацистов и преступлений в области торговли предметами искусства того времени.

 

Спустя две недели после этой публикации германское федеральное правительство поручило специальной группе экспертов проанализировать картины из собрания Гурлитта на предмет прояснения истории каждого объекта. Особое значение придавалось поиску возможных законных владельцев картин или их наследников, поскольку предполагалось, что многие из ценнейших полотен из этого собрания принадлежат к числу культурных ценностей, либо похищенных нацистами, либо незаконно ими отчужденных.

"Коллекцию Гурлитта" составляют полотна Матисса, Шагала, Либермана, Дикса, Нольде, а кроме того, целый ряд скульптур, изделий из керамики и иных объектов.

Незадолго до своей смерти Гурлитт заключил с федеральными властями Германии и властями земли Бавария соглашение, согласно которому, в случае нахождения в его собрании картин, незаконно отчужденных нацистами, интересы наследников законных владельцев этих полотен должны быть учтены в соответствии с так называемыми Вашингтонскими принципами, которые определяют порядок идентификации и реституции произведений искусства, незаконно перемещенных в период Второй мировой войны.

Учет интересов может быть произведен либо в форме прямого возращения утраченного в свое время произведения искусства, либо в формате денежной компенсации.

В настоящее время эксперты исходят из того, что из 1600 картин собрания Гурлитта примерно 458 могут быть незаконно похищенными.

Кроме этих картин существует еще коллекция, находящаяся в собственности всей семьи Гурлиттов. Примерно 460 объектов из этого собрания так же могут быть "незаконно перемещенными". Многие из них принадлежали еще деду Корнелиуса Луи Гурлитту – среди них особенную ценность составляют полотна Мане, Ренуара, Моне, Гогена, Тулуз-Лотрека, Сезанна, Нольде. 

Поправить репутацию

Германское правительство много раз давало понять, что оно было бы заинтересовано в том, чтобы картины из собрания Гурлитта переместились в Швейцарию.

 

Официальное обоснование этой позиции базировалось как раз на факте наличия уже упомянутых Вашингтонских принципов: Германия как официальное юридическое лицо обязано соблюдать их, бернский же музей, будучи частным предприятием, таких обязательств, кроме, разумеется, моральных, не имеет. Кроме того, подчеркивалось, что Германия продолжит финансирование работ по выяснению провенанса картин из собрания Гурлитта.

"Избавившись" от данной "непростой" коллекции и продолжая работать над прояснением всех сопутствующих обстоятельств, связанных с владением этими картинами, Берлин надеется серьезно поправить репутацию страны, которая все еще якобы никак не может проститься со своим "коричневым прошлым" в области преступлений, касающихся торговли предметами искусства.

Министр юстиции федеральной земли Бавария Винфрид Баусбак уже заявил в интервью газете "Münchner Merkur", что решение, найденное в отношении картин "коллекции Гурлитта", является "значительным успехом". "Я удовлетворен тем обстоятельством, что это дело наконец-то поставлено на правильные рельсы и движется к своему завершению, ведь международный интерес к нему был огромен", — заявил Баусбак.

 

По его словам, это был "очень сложный случай, не в последнюю очередь еще и потому, что на его примере можно было увидеть, как мы относимся к своей истории, к нашей исторической ответственности в рамках преодоления нацистского прошлого и исправления несправедливостей, причиненных нацистским режимом своим жертвам".

Сложное наследство

Для Берна картины Гурлитта могут стать очень непростым наследством.

В начале ноября 2014 года в интервью немецкому журналу "Шпигель" председатель "Всемирного еврейского конгресса" Рональд Лаудер предупредил Художественный музей, что "принимая эти картины, он может открыть "ящик Пандоры" и стать мишенью целой волны судебных исков о реституции".

Разрядить ситуацию для швейцарцев может тот факт, что Германия, занимаясь вопросом прояснения провенанса картин, согласилась, по сообщениям газеты "Франкфуртер Альгемайне Цайтунг", взять на себе еще и все юридические риски, связанные с проблемой реституции незаконно отчужденных художественных ценностей. С другой стороны, выяснение юридической истории картин и их освобождение от всяческих обременений является делом очень сложным, если вообще возможным. Главное же, что все "сомнительные" картины пока останутся в Германии.

 

Многие эксперты в Швейцарии критически оценивают такое решение Художественного музея Берна, указывая, что у него и так уже не хватает выставочных площадей, а возможные иски и судебные разбирательства способны если и не блокировать его работу, то уж точно ее серьезно затруднить. С другой стороны, музей давно уже планировал создать серьезный Центр по исследованию художественного течения экспрессионизма. И в этом смысле наследство Гурлитта действительно может сделать мечту о таком центре выполнимой уже в ближайшем будущем.