НАТО: реанимация Украиной

Четверг, 6 ноября 2014, 19:25 - Виктория Шестоперова, Брюссель, для ЕвроПравды

В то время как Евросоюз грозит новыми санкциями и заявляет об очередных "уровнях обеспокоенности" действиями России, другой панъевропейской организации – НАТО – приходится решать конкретные задачи.

Активность российских военных в европейском воздушном пространстве, испытания ракет, способных нести ядерный заряд, история с загадочной подводной лодкой у берегов Швеции…

"Благодаря" всем этим событиям к европейцам приходит понимание: российская угроза – реальна.

Результат налицо: страны НАТО наращивают свое присутствие в Восточной Европе, проводят все больше военных учений, увеличивая их масштабы и интенсивность.

Но на логичный, казалось бы, шаг – увеличить военные расходы – пока готовы не все.

Усиленное присутствие

План готовности к действиям, разработанный в НАТО, должен защитить те страны, для которых российская угроза актуальна больше других.

Главное решение – создать силы быстрого реагирования в Восточной Европе численностью 4 тыс. солдат. Они придут на помощь союзникам в течение 48 часов. Планируется, что новое подразделение достигнет начальной боевой готовности осенью следующего года и полной – в начале 2016-го.

Создавать новые постоянные базы в Восточной Европе альянс пока не готов, поскольку это будет нарушением договоров с Россией.

В НАТО не готовы безвозвратно разрывать отношения с Кремлем и оставляют "ниточку" для возможного примирения в будущем.

Но уже сейчас страны-члены проводят совместные учения, нацеленные на защиту от возможной российской агрессии. Так, с 9 сентября по 26 октября в различных точках Европы проходила серия масштабных военных учений "Благородное обоснование" ("Noble Justification"). Всего в них приняло участие 13 тыс. военных из разных стран-членов альянса, включая морские, наземные, воздушные и специальные силы.

Важная деталь: в ходе учений состоялись испытания стратегических бомбардировщиков Б-52, технические характеристики которых позволяют использование ядерного оружия.

Этот факт с особым запалом освещали СМИ России, и ответ Кремля не заставил себя ждать – армия РФ провела испытания баллистических ракет, ракетных комплексов атомных подлодок и стратегических бомбардировщиков.

В ЕС полагают, что эти испытания лишь отчасти объясняются желанием Кремля нанести "ответный удар".

Есть мнение, что такими действиями Россия "тестирует" альянс, его способность реагировать на подобные выпады и готовность терпеть действия РФ.

В ответ главнокомандующий вооруженными силами НАТО в Европе, генерал Филип Бридлав (Philip Breedlove) заявил, что альянс планирует лишь увеличивать численность войск на Востоке.

"Из-за усиленного давления, которое мы сейчас ощущаем в Восточной Европе, и в связи с (утвержденными ранее) мерами по предоставлению гарантий в странах Балтии, Польше и Румынии мы просим дополнительного ротационного присутствия", – заявил он на брифинге в Пентагоне.

До уровня холодной войны

Перед своим уходом с поста предыдущий генсек НАТО и ярый оппонент Кремля Андерс Фог Расмуссен призвал довести боевую готовность альянса до уровня холодной войны.

В Москве ожидали, что с приходом нового руководителя альянса отношения потеплеют.

Но последние события не оставляют Йенсу Столтенбергу иного выхода, как продолжать жесткую политику своего предшественника.

"Мы поддерживаем постоянное присутствие НАТО в восточных регионах альянса. Чтобы успокоить наших союзников. И чтобы сдержать тех, кто может захотеть бросить им вызов", – заявил Столтенберг на заседании немецкого Фонда Маршалла 29 октября.

"За последние месяцы количество реактивных самолетов НАТО над территорией наших восточных стран-участниц увеличилось в 5 раз. Мы направили больше кораблей в Балтийское и Черное моря.

В этом году мы проводим более 200 учений в Европе, включая национальные. Новые учения стартуют каждые два дня.

И эти меры – только начало", – заявил Столтенберг 29 октября.

Правда, эксперты говорят, что в НАТО любят красивые лозунги, но они не всегда соответствуют действительности. И нынешние меры, такие как создание ротационных подразделений, не способны гарантировать безопасность восточным членам НАТО в случае реальной войны.

Скорее, это – красивый жест, призванный успокоить население

"Цель создания этих подразделений – показать Балтийским странам: система и гарантии безопасности реальны, НАТО придет им на помощь. Население очень взволновано тем, насколько сработает система безопасности", – говорит ЕвроПравде эксперт Института Кеннена (Kennan Institute) Майкл Кофман (Michael Kofman).

Не для Украины

Планы защиты Восточной Европы – пусть даже декларативные – не касаются Украины, ведь наша страна не является членом альянса.

В НАТО постоянно подчеркивают, что нам "не грозит" военное присутствие контингента организации.

Правда, в альянсе не устают напоминать, что отдельные станы-члены имеют полное право поставлять Киеву оружие... но до сих пор за пределы слов "возможно" и "имеют право" дело не зашло.

И хотя в Украине то и дело возникают обсуждения перспектив поставки европейского оружия, в Брюсселе об этом даже не задумываются всерьез.

Европейские эксперты считают, что Украине пригодится не столько оружие, сколько консультации и опыт НАТО.

"Украина получила замечательное наследство от СССР – военную индустрию. Я уверен, что если я поеду в Харьков, то найду там больше танков, чем во всей центральной Европе.

Так что вам не так нужно оружие, как люди, которые могут научить, как с ним обращаться.

Главное, что нужно Украине – это военная сила, подготовленные военные, которые умеют воевать. Ей нужна армия! Но это (обучение войска) займет некоторое время. И в этом Запад вам уже активно помогает", – считает Кофман.

Деньги имеют значение

В штаб-квартире НАТО и за ее пределами все чаще звучит мысль о том, что украинско-российский конфликт стал поводом оживить, встрянуть, или даже реанимировать организацию.

Ведь в последнее время Европа уделяла обороне не так уж и много внимания.

К примеру, с 2008 года Россия увеличила свои расходы на оборону на 50%, а члены НАТО сократили их на 20%. Это давало повод экспертам обсуждать, а не становится ли НАТО умирающей организацией.

На последнем саммите альянса страны-члены договорились увеличить свои расходы на оборону до 2% ВВП. Правда, сделать это не сразу, а в течение десятилетия.

Это – не новый показатель. В альянсе еще с 2006 года действовала "норма о 2%". Правда, большинство членов долгие годы попросту игнорировали ее.

Сейчас, в период утверждения национальных бюджетов, наступает момент истины – будут ли члены альянса выполнять договоренности, или же продолжат экономить, несмотря на "российскую угрозу".

"Первой ласточкой" стали Нидерланды.

Страна, в которой нет ни одного танка, но тратящая на оборону около 8 млрд евро (1,3% ВВП), решила увеличить свой военный бюджет на 100 млн евро уже со следующего года.

"Катастрофа с MH17, ситуация в Украине и на Ближнем Востоке демонстрирует, насколько все в мире взаимосвязано", – сказал нидерландский король Виллем-Александр, представляя проект бюджета на 2015 год.

Правда, это еще не означает, что страна выполнит обязательство и доведет долю трат на оборону до 2%.

Сейчас идут активные дебаты по этому поводу во Франции (тратит на оборону 1,9% ВВП), Германии (1,4%), Италии (1,2%) и других странах. Одни политики призывают покончить с сокращениями в военной сфере, другие настаивают на умеренности и на том, что "не стоит провоцировать Россию".

К слову, расскажем о рекордсменах.

Сегодня только 4 из 28 стран НАТО выполняют свои "военные обязательства", выделяя на оборону не менее 2% ВВП – США, Великобритания, Греция и Эстония.

При этом Греция – страна больше других пострадавшая от финансового кризиса, – до последнего времени была безусловным лидером в Европе по размеру военных расходов.

Конечно, же, если их измерять не в абсолютных единицах – миллиардах евро, – а в процентах ВВП.

Впрочем, по украинским меркам греческий военный бюджет велик и в денежном измерении. В прошлом году Афины выделили на оборону 5,8 млрд евро или 2,3% от своего ВВП. Сравните с привычными для Украины цифрами в "один с хвостиком" миллиард евро.

Раньше Греция тратила на "военку" еще больше, и намного больше. А примеру в 2009 году военный бюджет страны составлял 3,2% ВВП, а в 1980-х годах – 6,2%.

Думать об обороне греков заставляет соседство с Турцией, которую там (пусть и не признавая этого официально) считают угрозой №1. В послевоенные годы было немало стычек греков с турками по поводу греческих островов.

А оккупация Турцией Северного Кипра с 1983 года стала дополнительным напоминанием грекам о том, что армию нужно держать в постоянном тонусе.

И даже то, что Греция и Турция обе являются членами НАТО, не снимало опасений в Афинах. Сравним, опять же, с Украиной – у нас близость России долгие годы не была для правительства поводом подумать об обороне.

Темпы роста

Впрочем, наибольшее влияние на суммарный бюджет стран НАТО оказывает, конечно же, не Греция или Болгария, а крупнейшие экономики ЕС.

Похоже, что они также готовы "вкладываться" в оборону, хоть и невысокими темпами.

Военные бюджеты Италии и Франции будут медленно расти в течении последующих нескольких лет. Если в этом году итальянцы тратили на армию 14,1 млрд евро, то в следующем планируют израсходовать на 400 млн больше – 14,5 млрд.

Во Франции военный останется практически неизменным до 2016 года – на уровне 31,4 млрд евро, и только затем он начет медленно расти – до 31,56 млрд евро в 2017 и до 31,78 млрд евро – в 2018 году.

Активно обговаривают проблемы безопасности в Германии.

Недавно стало известно, что министр обороны Урсула фон дер Лайен передала в парламент секретный доклад, где признала дыру в бюджете Бундесвера в размере 300 млн евро.

В ее ведомстве уверены в необходимости повышать затраты на безопасность.

Германия ежегодно тратит на оборону 32 млрд 440 млн евро, но последние доклады демонстрируют плачевное состояние отрасли. Поэтому вероятно, что уже со следующего года Берлин начнет тратить больше.

Соответствующие предложения внес парламентарий от правящей коалиции Хеннинг Отте (Henning Otte).

Отдельным блоком стоят государства, которые находятся в непосредственно близости к России. Там о российской угрозе знают не понаслышке и потому – не экономят на обороне. Так, в Польше пообещали достичь показателя в 2% цели уже к 2016 году.

Правда, и на сегодняшний день страна не скупится на оборону – ее военные расходы достигают 1,95% ВВП.

А недавно Варшава выделила 41 млрд долларов (29 млрд 150 млн евро) на модернизацию армии до 2022 года.

Страны Балтии поставили цель достичь "цели – 2%" к 2020 году. Но у них стартовые позиции – гораздо хуже.

Прибалтам придется увеличить военные бюджеты чуть ли не вдвое.

Аналогичная цель и у Болгарии, которая хочет поднять расходы с 1,3% до 1,5% в 2015 году и довести их до 2% в 2020-м. Румыния и Венгрия также собираются расходовать больше до 2016 года.

И лишь Чехия пока ограничилась обещанием отказаться от тренда по снижению затрат на оборону.

Вот только сегодня никто – ни Греция, ни Британия, ни Германия, ни США – даже не представляют, поможет ли рост расходов остановить Россию, которую считают ключевой Угрозой безопасности континента.

Или же – чего нельзя исключить – этот рост приведет к новой, пусть и видоизмененной, гонке вооружений между новой Россией и объединенной Европой?

Впрочем – если вспомнить о том, что в свое время гонка вооружений позволила обвалить экономику Советского союза – этот вариант решения "российской проблемы" тоже имеет право на жизнь.