Выполняет ли Киев требования ЕС? Часть 3: сфера госзакупок
"Европейская правда" продолжает обзор обязательств Украины по выполнению Контракта по обустройству государства.
Этот документ был подписан в мае 2014 года премьер-министром Украины Арсением Яценюком и президентом Еврокомиссии Жозе Мануэлом Баррозу. ЕС предоставил 355 млн евро на проведение реформ в Украине.
Вклад предоставляется на безвозвратной основе с одним условием – выполнение реформ
250 млн евро Украина уже получила – авансом. Остальное поступит в середине 2015 года, но только при выполнении ряда обязательств.
Прогресс по каждому из них оценивается по ряду индикаторов.
В первой статье эксперты Центра политических исследований и аналитики проанализировали обязательство Киева показать "ощутимый прогресс в борьбе с коррупцией", а во второй – "повышение уровня честности и ответственности в государственном секторе". Как помнит читатель, по второму блоку прогресс оказался меньшим, чем по первому.
Теперь рассмотрим третий блок условий, про выполнении которых Украина получит финансирование ЕС. Речь идет о повышении уровня прозрачности и конкурентоспособности в сфере государственных закупок. И, как всегда, предоставляем вашему вниманию ИНФОГРАФИКУ о европейских реформ в этой сфере
* * * * *
Пункт 3.1 Контракта требует от Украины "существенного сокращения перечня исключений, предусмотренных законом Украины о государственных закупках, приведения положений закона в соответствие с категорий исключений, предусмотренных директивами ЕС в сфере государственных закупок".
Что имеется в виду?
10 апреля этого года Верховная рада приняла изменения в закон "Об осуществлении государственных закупок".
Данный закон применяется ко всем заказчикам и закупкам товаров, работ и услуг при условии, что стоимость предмета закупки (без учета НДС) равна или превышает 100 тыс. грн для товаров или – 1 млн грн для выполненных работ.
Этот пороговый показатель должен меняться каждые 24 месяца с учетом индексов потребительских цен, а также индексов цен производителей промышленной продукции. То есть, учитывая уровень инфляции, порог должен постепенно расти.
Так что же дал новый закон? Можно ли говорить о выполнении требований ЕС?
Часть 3 ст. 2 этого закона определяет 15 исключений в отношении предмета закупки. Вместе с тем в предыдущей редакции закона "Об осуществлении государственных закупок" число установленных случаев составляло 38.
Таким образом, мы констатируем сокращение исключений из действия профильного закона о госзакупках на 60%, что является однозначным прогрессом.
Также ст. 39 указанного закона определяет, что в ряде случаев как исключение может использоваться процедура закупки у одного участника торгов. Это возможно при таких условиях:
- закупки, связанные с защитой прав интеллектуальной собственности;
- отсутствие конкуренции на соответствующем рынке;
- насущная потребность в осуществлении закупки,
- возникновение особых обстоятельств;
- две отмены процедуры закупки заказчиком из-за отсутствия участников;
- необходимость дополнительной закупки у того же поставщика с целью стандартизации, унификации ранее приобретенных товаров, технологий, работ или услуг;
- необходимость провести дополнительные строительные работы, не указанные в первоначальном проекте, которые стали необходимы для выполнения проекта;
- закупка юридических услуг, связанных с защитой прав и интересов Украины.
Именно поэтому одним из ключевых условий сотрудничества Украины и ЕС было сокращение числа случаев, на которые не распространяется действие закона о госзакупках.
В пункте 3.2. Контракта по строительству государства Украина обязалась уменьшить объемы закупок, осуществляемых без проведения конкурсных торгов (по договорной процедуре), до 10% от общего объема государственных закупок в первой половине 2015 года.
Насколько масштабными должны быть эти изменения? Для сравнения: по результатам 2013 года эта доля составляла 47%, а за 2012 год – все 50%.
Соответственно, число таких закупок должно уменьшиться до 10% от общего объема, что будет способствовать большей прозрачности.
Впрочем, реализацию этой нормы можно будет оценить только во второй половине следующего года.
Нажмите на картинку для увеличения |
Последний, третий, пункт раздела о повышении уровня прозрачности и конкурентоспособности в сфере государственных закупок Контракта по обустройству государства предполагает публикацию информации о закупках, осуществляемых без проведения конкурсных торгов.
Обязательной публикации подлежат также планы годовых закупок, отчеты о выполнении договоров, информация о субподрядчиках и внесении изменений в существенные условия договоров, контрактов на закупку, информация о рассмотрении жалоб контролирующим органом.
Выполнено ли это условие?
Закон "О государственных закупках" предусматривает значительные обязанности заказчика по обнародованию информации о закупках.
В частности, заказчик в течение трех рабочих дней с момента принятия решения о применении переговорной процедуры закупки обеспечивает обнародования на веб-портале уполномоченного органа информации о применении переговорной процедуры закупки, которая должна содержать:
- наименование и местонахождение заказчика;
- адрес веб-сайта, на котором дополнительно размещается информация заказчика о закупке (при наличии);
- наименование, количество товара и место его поставки, вид работ и место их выполнения или вид услуг и место их предоставления;
- сроки поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг;
- наименование, местонахождение и контактные телефоны участника (участников), с которым проведены переговоры;
- цену предложения;
- регистрационный счет заказчика, открытый в органах центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере казначейского обслуживания бюджетных средств (в случае осуществления закупки за бюджетные средства).
Обоснование применения переговорной процедуры закупки должно содержать: условия применения процедуры закупки; ссылки на экспертные, нормативные, технические и другие документы, подтверждающие наличие условий применения процедуры закупки.
Информация о результатах переговорной процедуры закупки публикуется в таком же порядке, что и для конкурсных процедур.
Также Верховная рада приняла в первом чтении законопроект №2012-а "Об открытости использования публичных средств" от 3 июня 2014 года. Он предусматривает создание онлайн-ресурса, на котором будет публиковаться информация об использовании бюджетных средств и средств, которыми распоряжаются коммунальные предприятия.
Стоит отметить, что в разработке обоих законопроектов участвовали эксперты и общественные активисты.
Это позволило внести в законопроекты много прогрессивных изменений.
Именно поэтому можно с уверенностью говорить о существенном прогрессе Украины и по этому пункту.
Более того, работа по дальнейшей модернизации законодательства продолжается. Широкая группа аналитиков сейчас исследует выполнение закона "Об осуществлении государственных закупок" и разрабатывает предложения по совершенствованию его правовых норм.
Исследование провели:
эксперты и партнеры Центра политических исследований и аналитики в рамках проекта "Создание и внедрение системы мониторинга за использованием публичных средств 'Открытый бюджет'" при поддержке Европейского союза.
Авторы текста:
Сергей Карелин, эксперт отдела бюджетной политики ОО "Центр политических исследований и аналитики"
Татьяна Яцкив, председатель ОО "Центр общественной адвокатуры"