"Самый сок": украинский производитель вышел в элитный сегмент продрынка ЕС

Среда, 24 декабря 2014, 16:43 — Юрий Панченко, Европейская правда

"Европейская правда" продолжает цикл рассказов об украинских компаниях, сумевших достичь успеха на рынках стран Евросоюза. История каждой из них – доказательство того, что подобный путь способен пройти любой конкурентный украинский производитель, который поставит перед собой такую цель.

Наш новый герой – компания "ГАЛС ЛТД" из Черновицкой области. Читатель наверняка и не слыхал такого названия – мы, к примеру, узнали его, лишь встретившись с руководителем предприятия.

Сектор, в котором буковинская компания работает на рынке ЕС, очень узок, но престижен и невероятно перспективен для украинских сельхозпроизводителей.

Компания сумела достичь успеха на европейском рынке органической продукции.

Сейчас "ГАЛС ЛТД" поставляет в ЕС… березовый сок.

"Получение сертификата производителя органической продукции – идея нашего финансового директора, а кроме того – моей дочери. Если бы это мне предложил кто-то другой, я вряд ли послушал бы – это ведь большие сложности и расходы. Но в итоге мы рискнули и все вышло", - рассказывает генеральный директор компании Владимир Завадовский.

Интерес к производству органической продукции связан с особенностями региона.

"Буковина – очень сложный для сельского хозяйства региона. Объемы пахотных земель невелики – трактору негде развернуться. В горах ценной древесины тоже нет – кусты и небольшие деревья.

 

Но здесь есть и плюс.

Эти предгорья всегда удобрялись только самым естественным образом – сгнившей листвой. А ведь это идеальные условия для производства органической продукции – подходящих регионов в Европе не так уж и много", - уверяет Завадовский.

Как результат – если в 1991 году в области производили всего 10,5 тонн березового сока, то теперь - 1200 тонн.

"Органика" считается элитным сегментом - цены на "органические продукты" в среднем на 30% выше обычных аналогов. Это продукт с высокой добавленной стоимостью.

Риски "органического производства" связаны с низким спросом на такую продукцию в Украине.

Потихоньку, конечно, и у нас ситуация меняется – формируется класс людей, которые, даже несмотря на кризис, перестают экономить на своем здоровье.

Однако компании, планирующей массовое производство (а в ГАЛС сейчас работает 230 человек!), стоит с самого начала задумываться о продажах в ЕС, где спрос на элитную продукцию гораздо выше.

 

Черновицкие бизнесмены здесь работали не "по-книжному" и не вели подготовку к европейскому экспорту.

Компания, основанная в 2000 году, вышла на рынок ЕС лишь три года назад.

Однако сейчас в Европу экспортируется около 30% ее продукции, а как надеется руководство, за пару лет соотношение европейского и украинского рынка достигнет паритета.

Первые поставки в Европу компания совершила, еще не имея сертификата производителя органической продукции. Однако даже без него этот выход нельзя было назвать провальным.

"Мы работали по программе Европейского союза SEED, которая и занималась поддержкой выхода украинских компаний на европейский рынок. Помимо консультативной помощи – а она была очень важна – нам оплатили участие в берлинской выставке. Пришлось потратиться лишь на дорогу и транспортировку выставляемой продукции", - поясняет Завадовский.

Участие в программе ЕС не прошло безрезультатно – благодаря поддержке консультантов SEED черновицкая компания нашла для себя первых европейских заказчиков.

Однако настоящий успех ждал компанию на следующий год, когда компания получила сертификат производителя органической продукции и участвовала уже в специализированной выставке "органики" в Нюрнберге.

"Самый простой способ выйти на европейский рынок – поставлять туда то, чего там не хватает", - говорит руководитель компании.

"В этом случае ты не конкурируешь с местными производителями и в тебе не видят соперника. Это может быть сырье для европейских компаний. Но мы выбрали куда более доходный рынок органической продукции", - рассказывает он.

Любой рецепт успеха индивидуален, и перенести его в неизменном виде на большинство компаний рынка, как правило, не получается.

Но в "органике" у украинских производителей действительно огромный потенциал. Украинский производитель зачастую автоматически получает преимущество перед европейцами.

 

По словам Владимира Завадовского, многолетняя история использования удобрений европейскими хозяйствами препятствует массовому производству собственных органических продуктов питания в странах ЕС.В Украине, где много сельхозземель "гуляет" десятилетиями, найти подходящий участок намного легче.

"Взять, к примеру, березовый сок. Нормативы Евросоюза запрещают сверлить деревья, а поэтому практически весь рынок ЕС занят финским соком, где эти нормативы мягче. Финны – очень мощный производитель, но мы видим, что европейские потребители рады появлению альтернативы", - поясняет гендиректор "ГАЛС ЛТД".

Немаловажный фактор – на экспорт в ЕС органической продукции установлены нулевые ставки, а главное – на нее не распространяется квотирование.

Однако получение сертификата, подтверждающего статус "органики", оказалось делом очень непростым и заняло около трех лет.

"Вопрос даже не в деньгах. Нам дали анкету-простыню на 147 пунктов, и для ответа на каждый из них нужно было получить и предоставить необходимые подтверждающие документы", - рассказывают в компании.

Длительный срок проверок не означает, что нужно лишь заполнить "опросник", собрать документы и ждать ответа. Проверка производства на соответствие безопасным нормам – не пустая формальность.

Даже сейчас по голосу Завадовского, когда он рассказывает о пройденной процедуре, можно понять, до чего же сложным был этот процесс:

"В течение двух лет специалисты австрийского Института органического синтеза приезжали к нам на проверки по четыре раза в год: весной, летом, осенью и зимой и проверяли грунты.

Также у нас инспектировали все аспекты производства, начиная от качества оборудования, заканчивая вентиляцией и полами на производстве. И лишь потом, когда наше производство признали подходящим, а в грунтах не нашли следов удобрений, мы получили этот сертификат".

 

Начальная проверка, конечно, наиболее ресурсоемкая, но и потом приходится возвращаться к сертификации. За три года работы на рынке ЕС компания прошла ряд дополнительных проверок, чтобы вывести на рынок новые виды продукции.

"Мы бы уже давно "отбили" затраты на сертификацию, но для закрепления и увеличения доли на рынке нам нужно предлагать новые продукты. Потребитель хочет пить новые соки на основе березового: к примеру, с крапивой или с шиповником. А это значит, что нужны новые сертификаты", - поясняет Завадовский.

Несмотря на все эти сложности, в компании довольны и прибылью, и перспективами.

Наш собеседник уверен – перспективы работы на рынке органической продукции в ЕС есть у компаний из всех регионов, не пострадавших от Чернобыльской катастрофы.

"На первый взгляд, требования к "органике" непростые. Например, чтобы грунты не удобрялись как минимум пять лет. Но ведь у нас есть много заброшенных садов. Там продукция может плохо выглядеть, но у нее вкус настоящих фруктов, и это – наше преимущество", - уверен предприниматель.

По словам Завадовского, на выставке в Нюрнберге были активны украинские производители из Сумской, Херсонской и даже Луганской областей. А шиповник для своих соков в "ГАЛС" покупают у компании из Запорожской области.

Так что "неэкологический" статус региона вовсе не препятствует производству сертифицированной органической продукции.

"Добиться сертификата производителя органической продукции очень сложно – на первых порах вы сто раз проклянете себя за это решение. Однако когда получение сертификата будет позади, вы окажетесь в куда лучших условиях, чем другие экспортеры", - уверены в буковинской компании.

Статья подготовлена "Европейской правдой" в рамках информационной кампании Stronger Together

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Реклама: