Домашнее мясо и молоко. Запретить нельзя продавать?
Уже почти месяц активно обсуждается проблема запрета реализации домашнего мяса и молока на агропродовольственных рынках, который должен вступить в силу с 1 января 2015 года.
Многие связали этот запрет с новым евроинтеграционным пищевым законом №1602-VII , который был принят летом этого года.
Со всех сторон на разработчиков закона и экспертов, которые помогали в его написании, посыпались обвинения в том, что, пытаясь ввести европейские стандарты жизни для украинцев, мнение самих украинцев совсем не учитывают.
Такое утверждение абсолютно неверно!
Новый евроинтеграционный пищевой закон Украины №1602 не имеет никакого отношения к указанному запрету.
Норма о запрете реализации и оборота необработанного молока и творога домашнего производства, а также туш парнокопытных и других копытных подворного забоя на агропродовольственных рынках является частью действующего украинского законодательства уже очень давно. Она содержится в законе "О безопасности и качестве пищевых продуктов" (№771/97) еще с 2005 года.
Единственным изменением, которое вносили по этому вопросу, была отсрочка вступления в силу запрета с 2010 года на 2015-й.
С приближением срока вступления в силу новации люди, которых она коснется, все больше стали заботиться о том, как действовать после 1 января 2015 года и на что жить, потому что для многих крестьян продажа молока и творога домашнего производства служит основным источником прибыли.
К решению проблемы срочно подключились все, кто хоть как-то может повлиять на ее решение.
Вследствие этого 25 декабря 2014 года в повестку дня Верховной рады был включен законопроект № 1499-1, которым предлагается отменить запрет реализации и оборота необработанного молока и творога домашнего производства, а также туш парнокопытных и других копытных подворного забоя на агропродовольственных рынках.
28 декабря этот законопроект был принят в целом.
В случае, если он будет подписан президентом и вступит в силу, возможность торговать мясом, необработанным молоком и творогом домашнего производства сохранится до 20 сентября 2020 года.
А уже после этого вступят в силу правила, предусмотренные новым евроинтеграционным пищевым законом Украины №1602, где указано:
- с 20 сентября 2020 года туши или части туш парнокопытных и других копытных животных, туши домашней птицы, кроликов и малых диких животных, рыба, мед, яйца, необработанное молоко, творог домашнего производства и продукты растительного происхождения могут продаваться на агропродовольственных рынках при условии подтверждения их пригодности по результатам испытаний (исследований) аккредитованной лаборатории, находящейся на агропродовольственном рынке, государственным инспектором на этом же рынке;
- с 1 января 2025 года продукты, полученные в результате забоя не на бойне, имеющей эксплуатационное разрешение, могут использоваться исключительно для собственного потребления или реализации на агропромышленном рынке конечному потребителю в пределах 50 км от места забоя или в области, в которой он совершен.
Евроинтеграционный пищевой закон №1602 предполагает еще много изменений, но наряду с этим в нем предусмотрены достаточно длительные переходные периоды для того, чтобы национальные производители постепенно, с продуманными бизнес-решениями, смогли перейти на новые правила игры на рынке.
Например, новый закон устанавливает обязанность ввести на пищевых предприятиях системы управления безопасностью пищевых продуктов, основанные на принципах НАССР.
Но поскольку введению этой системы предшествует введение надлежащих гигиенических практик, правильное внедрение систем освещения, вентиляции, обновление технической составляющей и многое другое, это потребует как человеческих, так и финансовых ресурсов.
Соответственно, чтобы избежать шоковой терапии, предприятиям, имеющим дело с пищевыми продуктами, в составе которых есть необработанные ингредиенты животного происхождения (кроме малых мощностей), закон дает три года на внедрение НАССР; предприятиям, осуществляющим деятельность с пищевыми продуктами, в составе которых отсутствуют такие ингредиенты - четыре года.
Все остальные должны внедрить НАССР не позже чем через пять лет со дня, следующего за днем опубликования этого закона.
То есть в 2019 году украинские пищевые предприятия (за некоторыми исключениями) должны иметь систему НАССР.
Евроинтеграционный пищевой закон №1602 предусматривает значительное ослабление государственного вмешательства в деятельность бизнеса. Но при этом сохраняет баланс.
Четко прописан принцип, согласно которому именно бизнес будет отвечать за все свои действия и нести существенную финансовую ответственность в случае несоблюдения требований безопасности пищевых продуктов.
Интересы потребителей, защита их жизни и здоровья в этом законе поставлены на первое место.
Автор:
Катерина Онул,
представитель International Finance Corporation,
юридический советник программы "Инвестиционный климат в агробизнесе"