Выполняет ли Киев требования ЕС? Часть 6: реформа государственной службы
"Европейская правда" продолжает обзор обязательств Украины по выполнению Контракта по обустройству государства.
Этот документ был подписан в мае 2014 года премьером Арсением Яценюком и президентом Еврокомиссии Жозе Мануэлом Баррозу. ЕС предоставил 355 млн евро на проведение реформ в Украине.
Вклад предоставляется на безвозвратной основе с одним условием – выполнение реформ.
250 млн евро Украина уже получила – авансом. Остальное поступит в середине 2015 года, но только при выполнении ряда обязательств.
Прогресс в каждом из них оценивается по ряду индикаторов.
В частности, украинское правительство обязалось продемонстрировать "ощутимый прогресс в борьбе с коррупцией", повысить "уровень добропорядочности и ответственности" в государственном секторе, добиться прозрачности и конкурентоспособности в сфере государственных закупок, обеспечить доступ граждан к информации, а также повысить прозрачность управления госфинансами.
Шестое обязательства Контракта по обустройству государства касается утверждения и эффективного проведения комплексной реформы государственной службы и службы в органах местного самоуправления на основе европейских принципов государственного управления.
Это обязательства является одним из самых содержательных и разделено на пять пунктов.
нажмите на изображение для просмотра инфографики |
6.1. Утверждение и обнародование Стратегии и Плана мероприятий по реформированию государственной службы и службы в органах местного самоуправления, разработанных на основе европейских принципов государственного управления.
Оба документа должны учесть потребности в реформировании системы оплаты труда государственных служащих и должностных лиц местного самоуправления, а также потребности в обеспечении общего руководства в сфере государственной службы путем институционального совершенствования специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по вопросам государственной службы на национальном уровне и его территориальных органов на местном уровне.
Что для этого нужно было сделать?
Прежде всего, была инициирована подача предложений к Стратегии и Плану мероприятий по реформированию государственной службы и службы в органах местного самоуправления территориальными органами Нацгосслужбы Украины.
Эту работу, согласно Контракту, следовало провести до конца 2014 года.
Что имеем на практике?
Информации об утвержденных Стратегии и Плане мероприятий нет на сайте Центра адаптации государственной службы к стандартам Европейского союза, что говорит об отсутствии разработанных вышеуказанных нормативов.
6.2. Принятие Верховной радой, вступление в силу и эффективное внедрение закона "О государственной службе", базируясь на европейских принципах государственного управления. Приведение в соответствие с ним законов "О Кабинете министров Украины", "О центральных органах исполнительной власти" и "О местных государственных администрациях", а также других законов и подзаконных актов, касающихся государственной службы.
Национальным агентством Украины по вопросам государственной службы проведен комплекс мероприятий для полномасштабного вступления в силу с 1 января 2015 года новой редакции закона № 4050-IV от 17 ноября 2011 года "О государственной службе".
Основные мероприятия и задачи отражены в программе экономических реформ на 2010-2014 годы, утвержденной еще Виктором Януковичем. Согласно документу, эти реформы должны были быть проведены еще в 2012 году.
Соответственно, в 2012 году были приняты все необходимые нормативно-правовые акты, а именно: один проект закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Украины в связи с принятием закона Украины "О государственной службе"", девять приказов Нацгосслужбы Украины, один совместный приказ с Минздравом Украины и восемь проектов постановлений Кабинета министров Украины.
Для выполнения этой задачи было создано 18 рабочих групп, в состав которых вошли специалисты заинтересованных органов, ученые, эксперты негосударственных организаций, представители проектов технической помощи, социальные партнеры.
Для обеспечения участия общественности в процессе разработки проекты актов были размещены на официальном веб-сайте Нацгосслужбы Украины в рубрике "Внедрение закона "О государственной службе" (новая редакция)". Впрочем, сейчас этот сайт не функционирует.
Стоит отметить: все упомянутые нормативно-правовые акты вступают в силу одновременно с законом "О государственной службе", то есть с 1 января 2015 года.
Также Нацгосслужбой подготовлен проект распоряжения Кабинета министров Украины "О повышении уровня профессиональной компетентности руководителей государственной службы, руководителей и работников служб персонала в государственных органах по вопросам применения нового закона Украины "О государственной службе". Этот документ сейчас проходит процедуру согласования.
Для практической реализации нового законодательства о государственной службе организуется обучение руководителей государственной службы, руководителей служб персонала в органах государственной власти, в частности, по разработке профилей профессиональной компетентности должностей государственной службы.
Информация об обсуждении нового законопроекта "О государственной службе" появилась на сайте Национального агентства Украины по вопросам государственной службы 10 декабря 2014 года. Это первый шаг к приведению законодательства о государственной службе к европейским нормам.
6.3. Принятие Верховной радой, вступление в силу и эффективное внедрение закона "О службе в органах местного самоуправления", разработанного на основе европейских принципов государственного управления и лучшего европейского опыта и в соответствии с законом "О государственной службе". Приведение других законов, касающихся службы в органах местного самоуправления, в соответствие с положениями закона "О службе в органах местного самоуправления". Разработка соответствующих подзаконных актов.
Согласно тексту проекта закон "О службе в органах местного самоуправления" (далее – Закон) вступает в силу со дня вступления в силу закона Украины "О государственной службе", то есть с 1 января 2015 года.
Закон направлен на реализацию следующих принципов:
- четкое распределение функций и полномочий между органами местного самоуправления и органами местной исполнительной власти;
- самостоятельное формирование местных бюджетов органами местного самоуправления и направление их расходов;
- возможность создавать дополнительные услуги для населения в количестве, которое будет определять сам орган местной власти;
- право органов местного самоуправления (за собственные средства и под собственную ответственность) определять собственную структуру для того, чтобы эффективно выполнять свои функции;
- налаживание эффективного сотрудничества граждан с органами местного самоуправления.
6.4. Принятие и эффективное внедрение Административно-процессуального кодекса путем подготовки и введения Плана мер, направленных на пересмотр и совершенствование отраслевых административных процедур.
Что касается внедрения Административно-процессуального кодекса, то информации по этому поводу очень мало.
Проект кодекса датируется еще 2003 годом.
Последние изменения, которые удалось найти – это постановление Верховной рады "О принятии за основу проекта закона Украины о внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Украины и Кодекс административного судопроизводства Украины относительно обеспечения апелляционного и кассационного обжалования решения суда", которое приняли 5 июня 2014 года.
Никакой другой информации найти не удалось.
6.5. Эффективное внедрение закона "Об административных услугах", в том числе путем создания новых центров предоставления административных услуг и эффективного функционирования действующих центров.
Пока мы можем говорить лишь о принятии законодательных актов, а не о практической реализации этого требования.
В частности, закон "Об административных услугах", а также распоряжение Кабинета министров № 523-р/2014 предусматривают:
- открытие единых центров предоставления административных услуг (далее – ЦПАУ) в областях и районах, городах, поселках и селах, оперативно предоставляющих административные услуги;
- обеспечение горизонтальных связей между всеми ЦПАУ в городе и возможности для жителей получать услуги в любом ЦПАУ города без привязки к месту жительства;
- создание полного, исчерпывающего, детального Перечня административных услуг, предоставляемых через ЦПАУ, с регламентами их предоставления.
Также утвержден порядок ведения Реестра административных услуг (постановление № 57/2013) и Единого государственного портала административных услуг (№13/2013).
Единый госпортал административных услуг предусматривает:
- создание интерактивного режима функционирования электронных ресурсов органов публичной администрации;
- предоставление ими административных услуг в режиме "единого окна"; преодоление "информационного неравенства", в частности, путем создания веб-порталов предоставления услуг;
- оказание услуг гражданам и субъектам хозяйствования в электронном виде с использованием интернета;
- обеспечение возможности получения субъектами обращения информации о ходе рассмотрения их заявлений;
- обеспечение возможности получения субъектами обращения с помощью средств телекоммуникационной связи результатов предоставления административных услуг;
- возможность для субъектов возврата оплаты за предоставление административной услуги дистанционно, в электронной форме.
Предоставление административных услуг в электронном виде и доступ субъектов обращения к информации об административных услугах с использованием интернета обеспечиваются через Единый государственный портал административных услуг, который является официальным источником информации об административных услугах в Украине.
Однако и этот сайт сейчас находится в процессе разработки и тестирования.
Можно сделать выводы, что Украина только начала комплексную реформу государственной службы к подписанию Контракта по обустройству государства.
Сейчас мы можем анализировать и видеть лишь первые результаты данной реформы. И контролировать ход ее дальнейшего выполнения.
Исследование провели:
эксперты и партнеры Центра политических исследований и аналитики в рамках проекта "Создание и внедрение системы мониторинга за использованием публичных средств 'Открытый бюджет'" при поддержке Европейского союза.
Автор текста:
Виктор Бобыренко,
глава "Бюро анализа политики", эксперт по гуманитарной и молодежной политике