Санкции без выхода – ПАСЕ готовит первый пересмотр наказания для РФ
В понедельник в Страсбурге начнется сессия Парламентской ассамблеи Совета Европы. Международная организация, которая первой ввела санкции против Российской Федерации, станет первой, которая юридически обязана провести их пересмотр.
Но перемотреть – не значит отменить.
Изменение санкций возможно как в одну, так и в другую сторону. Поэтому и проукраинские, и пророссийские депутаты сейчас готовятся к противостоянию в Страсбурге, которое продлится, скорее всего, без остановки с понедельника по четверг.
Остроты процессу добавляет обещание России выйти из состава Совета Европы в случае, если санкции будут продлены или усилены.
Что сейчас?
В апреле 2014 года – вскоре после официального решения РФ об аннексии Крыма – ассамблея решила ограничить в правах российскую делегацию. Это стало первым международным решением о введении санкций против России как государства.
До тех пор все санкции, в частности, принятые Евросоюзом, были направлены не против России, а против конкретных россиян – чиновников и депутатов.
Итак, 10 апреля, на волне возмущения действиями Кремля в Крыму, ПАСЕ лишила российских депутатов (вне зависимости от фамилии и партийности) права голосовать за решения ассамблеи, а также участвовать в руководящих органах ПАСЕ. У них осталось право выступать на заседаниях, а также работать (и даже голосовать) в комитетах и рабочих группах.
Но Россия в ответ прибегла к "контрсанкциям", наказав себя еще больше. Россияне отказались принимать какое-либо участие в деятельности ассамблеи и ее органов.
(К слову, впоследствии они так же поступили в отношениях с ЕС, после введения Евросоюзом экономических санкций, введя контрсанкции, которые ограничили российского же потребителя.)
Россияне хотели продемонстрировать, что на самом деле их не пугает наказание ПАСЕ, мол, им и самим ассамблея не слишком нужна. Есть и вторая версия мотивов РФ – в апреле российская делегация превратилась в Страсбурге в "мальчиков для битья", ведь никаких оправданий аннексии Крыма они не имели и не могли иметь.
Поэтому в РФ решили взять паузу в своей деятельности в Страсбурге.
Теперь эта пауза закончилась.
25 января российская делегация в полном составе прибыла в Страсбург, имея полное право голосовать.
С 1 января прошлогодние санкции автоматически подошли к концу, и Москва пообещала сделать все, чтобы предотвратить их возобновление.
Пан или пропал
22 января спикер Госдумы Сергей Нарышкин сделал сенсационное заявление: он отвел ПАСЕ один год на рассмотрение вопроса о восстановлении прав России. Когда этот срок истечет, будет поднят вопрос о членстве России в Совете Европы. Предотвратить это можно лишь в случае, если РФ полностью восстановят в правах в ПАСЕ, предупредил Нарышкин.
Совет Европы – организация, основанная для защиты прав человека на континенте, так что вопрос нарушений прав человека должен быть таким, где компромиссы недопустимы...
Но реальная дипломатия, как всегда, сложнее теории. Нынче мало кто в Страсбурге готов к исключению россиян из Совета Европы.
Даже Киев выступает против такого сценария.
"Выход России из СЕ – это на данный момент плохая идея. Те, кто ее озвучивает, очевидно, стремятся освободить РФ от всех обязательств по защите прав человека и основных свобод. С учетом нынешней ситуации мы убеждены, что количество и качество таких обязательств России должны расти, а не наоборот", – заявил "Европейской правде" Дмитрий Кулеба, посол Украины по особым поручениям.
Дело в том, что выход России из конвенции о соблюдении прав человека (а это – единственный путь покинуть Совет Европы) будет означать тектонические изменения и для РФ, и для СЕ.
1)
В этом случае в России приостанавливается действие решений Европейского суда по правам человека. Для Кремля это только плюс, ведь в последнее время Москва раз за разом проигрывает в суде иски политическим оппонентам Путина, а некоторые дела грозят российскому бюджета миллиардными потерями.
Также не забываем о финансовых исках Украины к РФ в связи с аннексией Крыма, которые уже зарегистрированы в ЕСПЧ.
2)
Множество сотрудников аппарата Совета Европы – обладатели российского паспорта. Далеко не все они поддерживают Путина – корреспонденту "Европейской правды" пришлось встречать в Страсбурге довольно "проукраинских" россиян. Однако все они, в случае исключения России из Совета Европы, теряют право на достаточно высокооплачиваемую работу в структурах СЕ.
Как думаете, в восторге ли они от такой перспективы? И не работают ли они над тем, чтобы любой ценой снять опасность выхода России из организации?
А в некоторых структурах в рамках СЕ – в частности, в офисе генсека Ягланда – число сторонников РФ особенно велико.
3)
Не забываем и о финансовом аспекте. Членские взносы РФ в настоящее время формируют 8% бюджета Совета Европы. Это не главный аргумент против исключения России, но достаточно важный.
4)
Наконец, в Страсбурге есть достаточно мощные лоббисты, которые предпочитают восстановить полноценное участие России в работе ПАСЕ, и не всегда речь идет об "агентах Путина". Дело в том, что в некоторых странах Европы до сих пор распространена концепция "привлечения агрессора", согласно которой надо любой ценой поддерживать диалог с РФ и не слишком раздражать ее, чтобы это общение не прервалось.
Такой подход – действительно серьезная болезнь ряда европейских политиков, в том числе президента ассамблеи Совета Европы Анн Брассер.
К примеру, недавно она пошла на неслыханный шаг и запретила проведение в Страсбурге, во время сессии ПАСЕ, украинской фотовыставки, посвященной нарушениям прав человека на Донбассе – ведь ее проведение могло обидеть российскую делегацию (?!).
Еще один пример – заявление Анн Брассер после обстрела террористами Мариуполя, в которой она ни словом не упомянула о виновниках гибели людей, зато "призвала все стороны (?!) вспомнить о своей ответственности".
Что дальше?
Российское лобби в Страсбурге – мощное, но не всесильное.
Источники "Европейской правды" в руководстве ассамблеи свидетельствуют, что неделю назад между руководителями ключевых депутатских групп был достигнут компромисс о том, каким может быть решение ассамблеи.
Уровень санкций мог быть несколько смягчен, но Россия оставалась под действием ограничений.
"На встрече в Париже были руководители всех политических групп ПАСЕ, кроме коммунистов. Договорились, что санкции будут сохранены, но их объем не был окончательно согласован. По одной из версий, россиянам должны разрешить участвовать в руководящих органах ПАСЕ, но лишить их права голоса на заседании ассамблеи", – рассказал "Европейской правде" информированный представитель ассамблеи.
По нашим данным, на заседании в Париже лично присутствовал также Сергей Нарышкин. (Несмотря на то, что спикер Госдумы находится под санкциями ЕС, для участия в заседании ПАСЕ ему разрешили въезд во Францию.)
Таким образом, когда Нарышкин заявлял о возможности выхода России из ПАСЕ, он уже знал, что на 2015 год санкции против РФ, безусловно, будут продолжены – в том или ином объеме.
Но все это было до обстрела Мариуполя.
Последние дни перевернули представление многих европейцев об уровне угрозы, которая исходит от России. И, исходя из заявлений украинских депутатов, они планируют этим воспользоваться.
Заместитель председателя украинской делегации Сергей Соболев рассказал "Европейской правде", что в понедельник будет поставлен вопрос о полном лишении российской делегации прав в ПАСЕ. Процедура для этого существует. Она предполагает, что для рассмотрения такого решения нужно около трех дней, поэтому инициировать его нужно именно 26 января, после будет поздно – сессия закончится.
"После событий в Мариуполе и расстрела мирных граждан в Донецке (на остановке "Боссе") изменились настроения тех политических групп, которые до сих пор были против исключения российской делегации. Украинская делегация будет среди тех членов, которые поставят в зале вопрос о непризнании статуса российской делегации", – заявил Соболев ЕвроПравде.
К слову, россияне прекрасно понимают, что им грозит. Руководитель комитета Госдумы по международным делам Алексей Пушков в воскресенье заявил, что "условия проведения сессии ПАСЕ резко осложнились", а также что "Запад угрожает новыми мерами (санкциями)".
Достигнут ли своей цели лоббисты жестких ограничений для РФ?
Прогнозировать сейчас сложно, очень многое будет зависеть от событий на Донбассе в последующие дни. Но с уверенностью можно сказать, что без санкций россияне из Страсбурга не уедут.
"Европейская правда" будет следить за развитием событий на сессии ПАСЕ. Самые свежие новости из Страсбурга читайте на нашем сайте, на странице в Facebook и в twitter.