Савченко в обмен на санкции – новое предложение российской власти

Понедельник, 26 января 2015, 19:52 - Сергей Сидоренко, Европейская правда, Страсбург

"А представляешь, если бы таможенники заглянули в наши чемоданы – как пришлось бы им все объяснять", – шутили в разговоре между собой народные депутаты Сергей Соболев и Сергей Власенко, которых корреспондент "Европейской правды" встретил на пересадке в аэропорту Франкфурта.

В огромных чемоданах, которые действительно вызвали внимание таможни, были сотни футболок с фото Надежды Савченко и надписью на английском "Free Savchenko".

Это - наглядная агитация, которую украинские парламентарии взяли в Страсбург из Киева, чтобы распространить среди коллег-депутатов ПАСЕ.

Вопрос Надежды Савченко – украинской военнопленной, народного депутата и символа борьбы с агрессором – сделали "краеугольным камнем" сессии ПАСЕ.

Именно в понедельник ассамблея должна была признать ее полномочия и наделить дипломатическим иммунитетом. Наконец, именно в понедельник состоялся широко разрекламированный МИД "твиттер-шторм" с хэш-тегом #FreeSavchenko, цель которого - привлечь внимание мирового сообщества к украинским пленникам в тюрьмах РФ.

Но все эти действия готовились исходя из предположения о том, что Надежда Савченко не будет освобождена.

Асимметричного ответа от РФ не ждал никто.

И когда в дипломатических кругах появились слухи о том, что Путин якобы уже дал согласие на освобождение Савченко, выяснилось, что этот вариант несет для Украины не только вероятную тактическую победу, но и стратегическое поражение.

* * * * *

Итак, что же произошло в понедельник?

Мы не знаем,  готовились ли в РФ заранее к данному сценарию. Между тем внешние признаки свидетельствуют, что даже ключевые представители российской делегации еще утром не были проинформированы о таком варианте.

Еще в час дня (по местному времени) руководитель внешнеполитического комитета Госдумы Алексей Пушков долго рассказывал журналистам, что Россия не может освободить Савченко, и подробно разъяснял, почему ПАСЕ не повлияет на судьбу этой украинки.

К слову, Пушков не должен был выходить к СМИ – на это время был назначен брифинг спикера Госдумы Сергея Нарышкина.

Нарышкин планировал много общаться с прессой – он даже привез в Страсбург на своем самолете порядка тридцати (!) журналистов, которые буквально оккупировали пресс-центр Совета Европы.

Но в заранее определенное время спикер Госдумы не вышел в пресс-зону, прислав вместо себя заместителей.

Похоже, что в это время Нарышкин проводил переговоры о новой стратегии Москвы. О том, что линия действительно изменилась, стало известно буквально через два часа.

Ньюзмейкером дня стал сенатор Совета федерации РФ Игорь Морозов, который не входит в перечень самых влиятельных фигур в российской делегации. На заседании комитета по вопросам миграции, во время рассмотрения поправок, он взял слово и объявил, что Россия поддерживает норму об освобождении Савченко.

Никто из прочих представителей РФ, также присутствовавших на заседании, ему не возразил.

Поправка была поддержана практически единогласно, так что завтра, во время рассмотрения вопроса в сессионном зале, она будет в статусе приоритетной.

Конечно, всегда остается шанс, что произошел "эксцесс исполнителя", господин Морозов перепутал пункты и проголосовал за что-то ненужное. Чтобы проверить это, "Европейская правда" обратилась к Алексею Пушкову, встретив главу российской делегации в коридорах ассамблеи.

Он же пылался сделать все возможное, чтобы избежать ответа на вопрос "Европейской правды".

– Можно минуточку вашего внимания? Вы, вероятно, слышали, что Морозов поддержал поправку об освобождении Савченко и объявил, что это – позиция РФ. У вас действительно изменилась позиция?

– Я не был на том комитете, спрашивайте у Морозова.

– Но я же интересуюсь не его мнением, а позицией РФ по поводу Савченко. Вы допускаете, что поддержите норму о ее освобождении?

– А почему вы считаете, что я должен отвечать? Вы даже не спросили, есть ли у меня время разговаривать об этом, – снова попытался уйти от ответа глава российской делегации в ПАСЕ, который до того откровенно скучал в одном из коридоров.

После еще нескольких раундов "дипломатического футбола", когда корреспондент ЕвроПравды снова здоровался, переспрашивал, можно ли задать вопрос, и неоднократно задавал его, Пушков, наконец, ответил: "Вопрос будут рассматривать завтра (27 января), правильно? Вот завтра я и отвечу, какова наша позиция (по вопросу Савченко)".

Лучшего доказательства того, что РФ действительно рассматривает возможность пойти на уступки, нельзя было и придумать.

А позже "Европейская правда" узнала, что после обеда россияне обращались к отдельным депутатам от Украины с предложениями о "большом компромиссе".

Что входит в компромиссу?

В двух словах предложение россиян сводится к тому, что они готовы освободить Надежду Савченко (и, возможно, еще нескольких украинцев-заложников, удерживаемых в РФ) в обмен на полное восстановление России в правах в рамках ПАСЕ.

При этом первый шаг, по предложению россиян, должны сделать именно украинцы – они должны отозвать свою поддержку идеи остановки полномочий делегации РФ и публично выступить против других санкций в отношении россиян в ПАСЕ.

А уже в качестве второго шага россияне находят пути для освобождения Савченко – например, выносят оправдательный приговор, или даже обвинительный, но вместе с ним – решение об амнистии или помиловании.

Эти предложения, к слову, подтверждают тезис о том, что Надежда Савченко для РФ – высокопоставленный заложник, не больше. Но россиян это не слишком волнует.

Этот вариант сделки с РФ эмоционально может показаться очень привлекательным – ведь Савченко действительно является одним из символов сопротивления Украины.

И тем труднее сказать "нет" в ответ на российское предложение, обрекая эту женщину на дальнейшее пребывание в статусе заложника.

Но ведь речь идет о полном снятии всех санкций против РФ, введенных Советом Европы.

Вспомним: разве же ограничения против РФ были введены лишь из-за Савченко? Разве исчезла проблема российского вторжения на Донбасс и аннексии Крыма?

По данным "Европейской правды" предложения, с которыми вышли россияне, их украинские коллеги отклонили. По двум мотивам. Во-первых, из-за того, что написано выше – освобождение Савченко не снимает всех претензий с Кремля, а санкции нам предлагают снять все, без исключения.

Во-вторых, звучала мысль о том, что Кремль "кинет и глазом не моргнет".

Ведь даже в вопросе освобождения Савченко право сделать последний шаг остается за российской стороной.

Между тем отказ украинской стороны не означает, что Россия остановится.

Есть большая вероятность, что предложения РФ будут положительно восприняты депутатами ПАСЕ от других стран.

И часть вины здесь – на украинцах, прежде всего – на представителях "Батькивщины", которые долго акцентировали вопрос в Страсбурге исключительно на освобождении Савченко, оставляя "в тени" проблематику Донбасса и Крыма.

И, наконец, "Европейская правда" уже подробно описывала ситуацию в ПАСЕ и в Совете Европы в целом, где многие игроки и государства-участники любой ценой хотят предотвратить выход России из организации.

Именно с этими депутатами и с этими страхами сейчас работают представители РФ. Будет ли успешной их лоббистская деятельность – узнаем уже в среду вечером.