Нелегкая евроинтеграция легкой промышленности
Мнение о кризисе в украинской легкой промышленности уже давно стало аксиомой.
Сколько слов сказано о том, что украинцы перестали носить отечественную одежду, предпочитая более дешевую продукцию из Китая или Турции!
В то же время – и в этом парадокс – украинская легкая промышленность не может пожаловаться на отсутствие заказов из Европы. По самым скромным оценкам, не менее сотни украинских швейных компаний выполняют регулярные заказы из стран ЕС.
"Европейская правда" продолжает цикл историй об украинских компаниях, сумевших выйти на рынки ЕС. С постепенным закрытием российского рынка выход в Европу становится ключевой задачей для многих украинских предприятий, а поэтому опыт успешного выхода может оказаться очень полезным.
Наш новый герой – полтавская фабрика "Евро‑Стиль". Это небольшое, даже по местным меркам, предприятие – со штатом около 30 человек. Однако с момента основания и уже на протяжении около 10 лет фабрика выполняет заказы крупных европейских компаний, таких как Mexx, Franken Walder или Frank Henke Mode.
"Когда мы только открылись, а это было в 2005 году, нам сразу предложили небольшой заказ из Германии – всего около сотни вещей. Когда мы его успешно выполнили, заказчики поняли, что с нами можно иметь дело, так что с тех пор заказы поступают постоянно", - рассказала директор предприятия Галина Чайка.
Интерес крупных транснациональных компаний к украинским предприятиям понятен – перенос производства за пределы ЕС позволяет минимизировать затраты. При этом у Украины есть определенное преимущество в сравнении с Юго-Восточной Азией: находясь вблизи от рынков сбыта, отечественная легкая промышленность способна выполнять заказы куда оперативнее, чем азиатские конкуренты.
Однако само по себе наличие масштабных заказов из ЕС вовсе не гарантирует процветания.
"Первые два или три года были самыми тяжелыми. Фактически мы с нуля учились работать по европейским правилам. А самое главное – любая ошибка оборачивалась громадными штрафами. Часто, выполнив сложный заказ и уплатив штраф, мы могли оказаться без прибыли", - вспоминает Галина Чайка.
Как правило, штрафные санкции налагались за невыполнение заказов в срок. Работали со срочными заказами, а это означало, что время отгрузки готовой партии определялось даже по часам. В таких условиях любая поломка или обесточивание могли стать катастрофой, которая лишала предприятие выручки.
"За эти пару лет мы получили уникальный опыт. Взять, к примеру, присутствие на производстве европейских технологов. Пригласить их за наш счет было бы неподъемно. А когда выполняешь европейские заказы, технологи работают у нас за их счет", - поясняет Галина Чайка.
Опыт, полученный за первые годы работы с европейцами, не прошел зря, пусть даже те заказы были невелики.
Доказав свой уровень работы, полтавская компания стала получать заказы от именитых марок, а главное – получила возможность жестче отстаивать свою позицию на переговорах, выбивая для себя лучшие условия.
Жесткая конкуренция на европейском рынке требует постоянного поиска более дешевых подрядчиков. Однако любой срыв заказа бьет по компаниям с такой силой, что никакие штрафные санкции не компенсируют компании-заказчику этот ущерб.
"Именно поэтому, когда мы создали себе репутацию компании, умеющей выполнить заказ качественно и в срок, мы уже могли диктовать условия на переговорах", - поясняет Галина Чайка.
"Мы научились не только торговаться, но и отстаивать свои права. Например – при начислении несправедливых штрафов. Один раз, не получив в полной мере заработанное, нам даже пришлось обращаться с жалобой в СБУ. В итоге эту компанию до выяснения обстоятельств перевели в режим индивидуального лицензирования. Они с перепугу вернули долги не только нам, но еще нескольким украинским фабрикам", - вспоминают в "Евро-Стиль".
К сожалению, этот период длился недолго. Европейский экономический кризис обострил конкуренцию на рынке одежды, заставив производителей искать более дешевых подрядчиков, даже в ущерб качеству.
"Одним из наших основных партнеров была крупная немецкая компания. В их внутреннем рейтинге среди около 70 швейных фабрик мы были на третьем месте, уступая лишь двум болгарским. Однако в 2008 году им пришлось искать более дешевых подрядчиков, и наши заказы переехали на Ямайку", - сетуют в полтавской компании.
В кризисной ситуации украинской компании помог все тот же европейский опыт.
В "Евро‑Стиль" активизировали работу на внутреннем рынке, что позволило компенсировать "европейский кризис".
"Любая швейная компания рано или поздно становится перед дилеммой: работать в схемах с давальческим сырьем (предоставляя, по сути, лишь услуги пошива) или начать собственное производство полного цикла", - говорит Галина Чайка.
По ее словам, схемы с давальческим сырьем надежнее. Несмотря на постоянные авралы, они дают небольшой, но стабильный доход. В то же время собственное производство может обеспечить куда больший доход, однако несет более значительные риски.
"Любая компания, даже самая успешная, боится провала коллекции. Для небольших предприятий это может означать смертельные убытки", - поясняет наша собеседница.
По мере того, как Евросоюз отходил от кризиса, заказы из Европы снова стали расти. Однако, имея уже пусть и небольшое, но стабильное производство для украинского рынка, в "Евро‑Стиль" смогли позволить себе роскошь не гнаться за любым заказом, выбирая лишь наиболее выгодные.
Пример такого сотрудничества – создание коллекции одежды для немецких футбольных фанатов к "Евро-2012". В отличие от большинства европейских заказов, в этом случае в Полтаве провели полный цикл работ – от создания моделей до производства.
В таком состоянии компания встретила новый кризис - теперь уже не европейский, а российский.
Нынешние проблемы отрасли связаны с закрытием российского рынка – ведь многие компании были завязаны на него. Более того, РФ была крупным рынком сбыта и для европейской одежды, что также не могло не отобразиться на заказах для украинских швейных фабрик.
"Этот кризис показал, кто чего достиг", - резюмирует Галина Чайка.
По ее словам, "Евро‑Стиль" фактически не ощутил проблем ни с европейскими заказами, ни на украинским рынке. Более того, на внутреннем рынке компания надеется на рост продаж, оттеснив дорожающую турецкую одежду.
В то же время компании, производящие одежду лишь для рынков Украины и России, сейчас переживают крайне сложные времена.
"Столько лет подряд они были в лучшем положении, чем мы. Над ними не висели штрафы, им не надо было особенно вкладываться в качество, а себестоимость их продукции была куда выше нашей. И при этом их доход все равно зачастую был значительно больше, чем наш",- говорит Галина Чайка.
Однако теперь выжить смогут лишь те, кто умеет работать по-европейски, производя качественную и дешевую продукцию.
"Сейчас даже страшно вспомнить наш опыт первой работы с европейцами. Однако этот опыт и стал основой нашего нынешнего положения", - резюмируют в "Евро-Стиль".
Статья подготовлена "Европейской правдой" в рамках информационной кампании Stronger Together!