Бизнес-премьер по-молдавски

Пятница, 20 февраля 2015, 11:55 - Вячеслав Крачун, Кишинев, для Европейской правды

19 февраля в Республике Молдова состоялось первое заседание нового правительства.

Впервые с 2009 года Кабмин был сформирован с участием коммунистов, которые до недавнего времени считались главной пророссийской партией Молдовы.

И хотя формально Компартия продолжает утверждать, что находится в оппозиции, ее участие в голосовании за премьер-министра породило немало разговоров –

а не пересматривает ли Молдова евроинтеграционный курс?

В этом материале "Европейская правда" объяснит сложившуюся у наших соседей ситуацию.

Накануне, в среду, парламент Молдовы утвердил состав нового Кабмина во главе с Кириллом Габуричем.

Новый премьер не являлся членом ни одной из проевропейских партий. Более того, он вообще не является политиком, а пришел в правительство из бизнес-среды. Тем не менее, он обязался обеспечить преемственность нынешнего курса.

В числе его приоритетов - получение Молдовой статуса кандидата на вступление в Европейский союз. Однако объективные обстоятельства внушают мало оптимизма относительно такой перспективы.

Консультации о формировании нового правительства велись последние два с половиной месяца.

По итогам парламентских выборов 30 ноября прошлого года три проевропейские партии – демократы, либерал-демократы и либералы – получили вместе 55 мандатов, а их лидеры поспешили объявить о начале переговоров по формированию правящей коалиции.

Сперва звучали обещания договориться о составе правительства в начале января. Потом сроки отодвигались, а в СМИ начали просачиваться детали переговоров, из которых становилось ясно, что первоначальный энтузиазм относительно коалиции был поспешным.

Выяснилось, что одна из трех партий, до сих пор формировавших парламентское большинство – наиболее радикально националистическая Либеральная партия – запросила намного большую квоту, чем полагали ее партнеры.  В частности, "либералы" настаивали, что из-под контроля Демократической партии Молдовы должны быть выведены Генеральная прокуратура и Центр по борьбе с коррупцией.

Прокурором и вовсе было предложено назначить кого-то из граждан Евросоюза.

Такие условия оказались неприемлемыми для демократов.

Именно им эксперты приписывают инициативу о поиске новой формулы коалиции и договоренности с неестественным для европейцев партнером – молдавскими коммунистами во-главе с экс-президентом (до 2009 года) Владимиром Ворониным.

Важно отметить, что утверждение правительства Габурича – это вторая попытка сформировать исполнительную власть.

Первая провалилась неделю назад, когда свой, практически идентичный состав Кабмина на суд парламента выносил один из лидеров ЛДПМ Юрий Лянкэ, который  возглавлял правительство с весны 2013 года.

Однако тогда коммунисты жёстко раскритиковали как кандидатов в министры, так и представленную программу правления. После отказа в доверии Лянкэ Воронин заявил, что его фракция поддержит на должность премьера лишь неполитическую фигуру.

Формально Кирилл Габурич действительно соответствует критериям "неполитического премьера".

В 2008-2012 годах он занимал пост директора молдавского оператора сотовой связи Moldcell, после чего непродолжительное время возглавлял азербайджанскую компанию Azercell (обе входят в группу TeliaSonera Eurasia). Кроме того, Габурич является крупным акционером нескольких предприятий в сфере сельского хозяйства и торговли автомобилями.

 

Однако многие ставят под сомнение политическую независимость нового премьер-министра. Лидер оппозиционной Партии социалистов назвал Габурича "занавеской для олигархов", которая будет прикрывать "грабительские действия" лидеров ЛДПМ и ДПМ.

В более мягкой форме это мнение высказывают и представители экспертного сообщества. Так, по словам руководителя Ассоциации ADEPT Игоря Боцан, Габурич "будет четко и дисциплинированно исполнять решения лидеров двух партий: что решат Плахотнюк и Филат — то и будет делать".

Если объяснение поддержки коммунистами фигуры Габурича можно со скрипом засчитать, то голосование за программу его деятельности вызвало куда больше вопросов. Уже в преамбуле документа отмечается, что "Европейская интеграция является самым надёжным путём для успешного проведения реформ".

Это, мягко говоря, не вполне соответствует принципам ПКРМ, которая всегда пыталась занять в этом вопросе компромиссную для расколотого молдавского электората позицию, вроде "мы за независимость и евромодернизацию Молдовы".

Среди ключевых тезисов программы обращает на себя внимание развитие стратегического диалога с США, Румынией и Евросоюзом.

А вот Россия статус "стратегического партнёра", которым она обозначалась прежде, на этот раз утратила. С властями РФ предлагается всего лишь "динамизировать политический диалог для нормализации двусторонних отношений".

Статуса стратегического партнёра удостоилась и Украина, с которой предлагается оказывать взаимную поддержку в процессе европейской интеграции.

Единственным разумным объяснением поддержки коммунистами нового правительства, в котором за ними не закреплён ни один из портфелей, являются возможные договорённости о передаче контроля за другими госучреждениями, не связанными в такой мере с политической ответственностью.

По мнению ряда комментаторов, в ближайшем будущем может произойти назначение представителей ПКРМ в руководство Счётной палаты, Координационного совета по телерадиовещанию и ряд других государственных департаментов и агентств.

Голосование за новое правительство большинством депутатов вовсе не гарантирует Кириллу Габуричу последующую поддержу.

Напротив, в нынешней ситуации большинство факторов играют против Кабинета министров, снижая его работоспособность.

Во-первых, правительство по-прежнему имеет поддержку лишь двух фракций – ЛДПМ и ДПМ, обладающих 42 мандатами.

Более того, двое из либерал-демократов при утверждении правительства проголосовали против. Среди них – сам бывший премьер Юрий Лянкэ, который с самого начала выступал за союз с либералами и против сотрудничества с коммунистами. По его мнению, сформированное "миноритарное правительство" не имеет перспектив, поскольку будет зависеть от Воронина.

По мнению политических наблюдателей, такая позиция Юрия Лянкэ отражает существование в команде либерал-демократов двух групп, имеющих несколько разную оценку текущих событий. Сам лидер ЛДПМ Влад Филат уже раскритиковал своего коллегу, заявив, что "не понимает, как можно в партии голосовать за этот альянс, а за пределами партии его осуждать".

Разногласия между Филатом и Лянкэ выходят за пределы партии уже давно. Последний конфликт возник из-за поддержки разных кандидатов на президентских выборах в Румынии осенью прошлого года. В связи с этим даже озвучиваются прогнозы о скором выходе Лянкэ из ЛДПМ и создании собственного проевропейского политического проекта. 

Как бы там ни было, но слова бывшего премьер-министра о деструктивной роли Воронина действительно обоснованны.

Коммунисты сохраняют возможность шантажировать коалицию ЛДПМ-ДПМ, блокируясь по необходимости с социалистами и либералами. 

Подобный случай, надо сказать, уже имел место 19 февраля, когда социалисты при поддержке фракций ПКРМ и ЛП вопреки возражениям правящих партий добились создания спецкомиссии по расследованию причин кризиса в банковской сфере и спекуляций с валютным курсом.

С другой стороны, шаткое положение правительства обусловлено позицией европейских партнёров, которые не скрывают, что ожидали другого состава правящего альянса.

Депутат Европарламента, председатель Альянса либералов и демократов за Европу (ALDE) Грэхем Уотсон, приезжавший в Кишинёв для участия в консультациях проевропейских партий ещё в январе, в интервью молдавским СМИ откровенно сказал, что оставление либералов за бортом власти – "не самое лучшее решение для дальнейшего развития Молдовы".

Более чем прохладно отреагировала на формирование "миноритарного правительства" и Румыния.

В пресс-релизе румынского МИД отмечается, что Бухарест "принял к сведению формирование нового правительства в РМ "на основе программы, в которой в качестве приоритета значатся достижение политической ассоциации и экономической интеграции с ЕС".

Как отметили по этому поводу многие румынские СМИ, формулировка "принял к сведению" относительно формирования молдавского правительства является дипломатической формулой, которая "имеет негативные коннотации", но в действительности означает разочарование итогами коалиционного строительства.

Вступление в должность Кирилла Габурича, несомненно, означает для коалиции демократов и либерал-демократов и положительные последствия.

Во-первых, став дееспособным, правительство сможет более оперативно реагировать на кризис в финансовой сфере и принимать меры по стабилизации курса национальной валюты, которая за последний месяц обесценилась примерно на четверть.

За первые два дня работы правительства молдавский лей уже заметно восстановил свои позиции.

Другим важным результатом коалиции стало временное снятие угрозы досрочных выборов. В сложившейся экономической ситуации руководство ЛДПМ и ДПМ, меньше всех заинтересованы в новой избирательной кампании.

В целом же, в силу шаткой парламентской поддержки и отсутствия дружелюбных порывов со стороны европейских представителей, правительство Габурича, избранное "миноритарной коалицией", рискует стать "минорным" по результатам своей деятельности.