Проблемы евроинтеграции: о чем не пишут в отчетах правительства
26 февраля был опубликован первый отчет о выполнении Соглашения об ассоциации. Это, несомненно, положительный шаг. За полгода работы Правительственного офиса по вопросам европейской интеграции это первый публичный отчет.
Однако сам текст документа, а особенно часть, касающаяся торговли, показали определенные негативные тенденции, которые говорят о неполноте самого документа:
1) Отчет по выполнению торговой части соглашения не является полным.
В отчете приведено описание реформ только в нескольких сферах: выдача сертификатов EUR 1, техническое регулирование, санитарные и фитосанитарные нормы. Описание изменений в этих отраслях не является одинаково основательным.
Если в области технического регулирования вопросы полностью раскрыты, то в сфере санитарных и фитосанитарных мер все ограничивается описанием законопроекта "О побочных продуктах животного происхождения, не предназначенных для потребления человеком".
Получается, что в этой сфере мы занимаемся только копытами, рогами и хвостами? А где анализ изменений в сфере безопасности пищевых продуктов?
Такой промах говорит о том, что сам документ готовился в спешке и на это просто не обратили внимания. На самом деле в этой сфере Украина сделала значительный прогресс, и странно, что этого нет в правительственном отчете.
2) В отчете очень много статистической информации, которая не показывает качественной динамики.
Возвращаемся к сфере технического регулирования, которая весьма важна, ведь если мы создадим законодательные условия для перехода наших предпринимателей на европейские стандарты в промышленной сфере, это будет лучшая помощь для наших предпринимателей.
Но даже здесь вместо того, чтобы оперировать цифрами, нужно подавать качественную информацию.
Действительно ли новые стандарты, о которых так много написано, отвечают европейским требованиям?
В случае с техническими регламентами информация действительно правдива – восемь технических регламентов почти соответствуют европейским требованиям. Но когда приводится описание, мол, у нас 8849 стандартов гармонизированы с европейскими – возникает большой вопрос...
На самом деле это – серьезная проблема, над решением которой нужно работать. Эксперты по техническому регулированию утверждают: сейчас никто не знает, что соответствует, а что нет. Понятно, что отчет хотели наполнить цифрами, которые бы украсили его. Но, может, стоит честно показывать, что действительно гармонизировано с ЕС, а что нуждается в доработке?
3) За цифрами упущены важные проблемы.
В отчете информируют, что Национальное агентство по аккредитации Украины (занимается аккредитацией органов по оценке соответствия и контролем за соответствием аккредитованных органов) получило статус полноправного члена ILAC (Международной ассоциации по аккредитации лабораторий).
Это действительно важный шаг, но почему никто не вспомнил о том, что само агентство находится на грани банкротства и закрытия?
Почему никто не пишет, что им с 2013 года руководит регионал Владимир Рущак, который и довел организацию до такого состояния? Почему до сих пор Министерство экономического развития и торговли не провело аудит этого органа?
Если этот орган будет ликвидирован, то это приведет к появлению мощных технических барьеров в торговле Украины с государствами ЕС и другими странами, подписавшими Соглашение о технических барьерах в торговле (ТБТ) в рамках ВТО. Если говорить простыми словами, то это отбросит нас в торговом развитии лет на 10, и мы вернемся к тому времени, когда Украина еще не была членом ВТО (но при этом – сохраним действующие обязательства перед ВТО).
4) Наибольший прогресс достигнут в тех сферах ЗСТ, в которых общественность осуществляла давление.
Там, где этого не было – изменений нет. Если анализировать торговую часть Соглашения об ассоциации, то Украина действительно сделала огромный прогресс: в сфере преодоления технических барьеров мы приняли три законодательных акта (относительно стандартизации, метрологии, технических регламентов), в сфере преодоления санитарных и фитосанитарных барьеров – два важных законодательных акта (о безопасности пищевых продуктов, об идентификации животных).
Что же касается таможни и сферы конкурентного права – здесь прогресс отсутствует.
Для страны не важно, кто был движущей силой законодательных изменений – наиболее важно, что для государства это победа.
Но у активистов и экспертов нет большого министерского штата и рычагов влияния на парламент, чтобы продвигать реформы фактически во всех сферах торговой части Соглашения. Мы готовы помогать, но нам нужен канал коммуникации с правительством.
В рамках кампании "Stronger Together!" мы работаем главным образом над торговой частью Соглашения об ассоциации, поэтому не анализировали глубоко проблему координации евроинтеграционных процессов.
Но уже сейчас понятно, что стране не хватает политически ответственного человека, который разбирается в деталях соглашения, особенно его торговой части. Человека, который станет мотором евроинтеграционных реформ, например, вице-премьера по вопросам евроинтеграции. Недавно премьер-министр Арсений Яценюк тоже заявлял о необходимости введения этой должности.
Мы ждем.
С полным текстом правительственного отчета можно ознакомиться, скачав его с сайта правительства или с сайта "Европейской правды".
Автор:
Любовь Акуленко,
координатор Информационной кампании
"Stronger Together!"