Что удалось Польше и не удалось Украине?
Сравнение макроэкономических показателей Польши и Украины в период после мирового кризиса 2008 года показывает, как выглядит здоровая экономика (на примере Польши), и констатирует болезнь украинской. До кризиса украинская и польская экономики имели схожую динамику. Однако последние пять лет стали годами успеха для Польши и оказались потерянными для Украины. Больной организм украинской экономики требует лечения. Успешное лечение невозможно без гигиены государственной политики – недопущения решений, которые препятствуют честной конкуренции и разбалансируют экономику.
Признаками здоровой экономики являются сбалансированность и устойчивость роста.
Польская экономика является одним из лидеров в Европе по темпам роста ВВП в 2011-2013 годах.
Быстрее Польши в эти три года росли только страны Балтии (Эстония, Латвия и Литва), которые, однако, потерпели глубокое падение в кризисном 2009 году.
Польша является единственной страной ЕС и Центральной и Восточной Европы (помимо Косово и Албании), экономика которой избежала спада в 2009 году. В результате за период с 1992 по сегодня Польша не знала ни одного года отрицательной динамики ВВП.
Постоянство роста – главное отличие польской экономики от украинской.
В период с 2005 по 2008 год средние темпы роста украинской и польской экономик были очень близкими (5,1% в Украине и 5,4% в Польше).
Однако после 2009 года разрыв между динамикой этих экономик постоянно увеличивается (см. диаграмму 1).
Диаграмма 1. Индексы реального ВВП и его составляющих
Источник: статистика национальных счетов, Государственная служба статистики Украины, Центральный статистический офис Польши
Благодаря какому фактору Польше удалось стабильно расти после кризиса 2008-2009 года? Ответ на этот вопрос – рост экспорта и превышение его объема над импортом. Анализ статистики ВВП Польши показывает, что вклад экспорта в рост ВВП увеличивался в 2010-2013 году, а отрицательный вклад импорта, наоборот, уменьшался.
За ростом экспорта скрывается другой, более важный, фактор – существенные прямые иностранные инвестиции (ПИИ) в экономику Польши, сделанные в период с 2004 года (год вступления Польши в ЕС) в 2008 году (год кризиса). На конец 2008 года по сравнению с 2005 годом польские ПИИ выросли в 1,5 раза. Благодаря этим инвестициям Польша смогла увеличивать экспорт и поддерживать рост экономики: экспорт товаров и услуг на конец 2013 года по сравнению с 2008 годом вырос в 1,6 раза, что превышало рост импорта (в 1,5 раза).
В послекризисные годы инвестиции в Польше снижались на 1-1,5% в год (за исключением 2011 года, когда был зафиксирован рост на 8,5%). Снижение активности частных инвесторов было частично компенсировано государственными инвестициями: до 2008 года доля частных инвестиций в общих инвестициях составляла около 70%, а после 2008 года снизилась в среднем до 63%. В частности, в 2011 году прирост инвестиций произошел именно благодаря государственным проектам.
В Украине прямые иностранные инвестиции также быстро росли в 2005-2008 годах. Однако этот рост не был устойчивым – после кризиса 2008 года произошло существенное сокращение – на 50%.
Более того, количество и качество инвестиций не были достаточными для того, чтобы повторить успех Польши и наращивать объемы экспорта. Объем экспорта Украины на конец 2013 года был на 28% ниже уровня 2005 года, а объем импорта почти в 1,2 раза превышал объем 2005 года.
Таким образом, можем сделать следующие выводы.
- В 2005-2008 годах динамика украинского и польского ВВП была схожей. И в Польше, и в Украине росли инвестиции. В этот период Украина выигрывала от благоприятной мировой конъюнктуры и общего оптимизма инвесторов.
- После 2008 года пути развития украинской и польской экономики разошлись. Польская экономика с минимальными потерями прошла через кризис 2008-2009 года. В Украине, наоборот, произошло резкое падение инвестиций и экспорта в 2009 году, медленные темпы роста в 2010-2012 годах не могли компенсировать это падение, а в 2013 году экспорт и инвестиции снова упали. Экономика держится на потреблении домашних хозяйств, а импорт ускоренно рос. В конце концов, долго эта тенденция продолжаться не могла, потому что ресурс экономики был исчерпан.
Польские компании располагают большими ресурсами для инвестиций, чем украинские
Ресурсами для инвестиций являются общие средства, сэкономленные в экономике, и заимствования. В Польше сбережения (денежные средства, оставшиеся после всех расходов, которые могут быть использованы для инвестиций) в основном сосредоточены в секторе компаний.
Доля сбережений компаний в общем объеме валовых сбережений в 2012 году в Польше составляла более 80%, в Украине – лишь 14%.
В Украине более 80% сбережений аккумулировано в секторе домашних хозяйств, и эти средства не перетекают в инвестиции.
Сбережения компаний в Украине резко сокращались: доля сбережений компаний в общем объеме сбережений уменьшилась с 38% в 2009 году до 14% в 2012 году. То есть исчерпывались собственные ресурсы компаний для инвестиций.
Диаграмма 2. Доля секторов домохозяйств и компаний (нефинансовых корпораций) в валовом сбережении
Источник: статистика национальных счетов, Государственная служба статистики Украины, Центральный статистический офис Польши
Почему у польских компаний есть ресурсы для инвестиций, а у украинских – нет?
Примем за 100% валовую добавленную стоимость, созданную в секторе компаний, в 2012 году:
- В Польше около 50% этой добавленной стоимости пойдет на оплату труда, а 50% останется как прибыль. В Украине – 70% и 30% соответственно.
- С прибыли польские компании 34% выплатят как доход владельцу (в виде дивидендов), в Украине доля выплат владельцу составит 72% от прибыли. То есть польские компании большую часть прибыли направляют на инвестиции.
- Наконец, на последнем шаге распределения украинские компании выплатят большую долю в виде налогов на доходы и имущество (73% по сравнению с 14% в Польше).
Диаграмма 3. Распределение дохода компаний в Украине и Польше, 2012 год (сводные национальные счета по секторам)
Источник: статистика национальных счетов, Государственная служба статистики Украины, Центральный статистический офис Польши
Этот анализ показывает одновременно несколько "узких мест" украинской экономики: и недостаточную производительность труда, и неэффективность налоговой системы, но главное – нежелание (и, наконец, отсутствие возможности) бизнеса направлять средства на новые инвестиции.
В 2014 году сокращение инвестиций в Украине составляет около 30%, в то же время растет уровень изношенности основных фондов.
В результате новые инвестиции едва перекрывают текущую амортизацию. Рост экономики невозможен, если не сломать эту тенденцию.
Устойчивые темпы роста инвестиций должны стать главным критерием оценки хода экономических реформ в Украине.
Диаграмма 4. Украина: чистое накопление капитала в 2014 году, млрд грн
Источник: Государственная служба статистики Украины
Украине нужно вернуть доверие инвесторов
Украине необходимо быстро наверстать упущенные пять лет.
Достичь этого возможно лишь при условии возвращения доверия инвесторов – как внутренних, так и внешних.
Для этого нужно в корне изменить принципы и создать новые процедуры принятия государственных решений относительно экономики:
- Установить перечень главных критериев для анализа и обоснования политических решений. Эти критерии должны соответствовать таким целям экономической политики, как: 1) стимулирование честной конкуренции; 2) преодоление структурных дисбалансов в экономике; 3) накопление инвестиционных ресурсов в экономике в целом и прежде всего у компаний. Система критериев должна отфильтровывать популистские решения, а также такие решения, которые создают условия для монополизма.
- Обеспечить открытый анализ и обсуждение проектов экономических решений, прозрачность внесения и принятия изменений к этим проектам.
- Создать функцию мониторинга влияния принятых решений на экономику через систему критериев оценки эффективности. Результаты такого мониторинга должны учитываться во время разработки и обсуждения новых проектов решений и повышать их качество.
Украине нужна гигиена принятия экономических решений. От этого зависит здоровье, если не жизнь, украинской экономики.
Автор: Татьяна Сытник,
эксперт GfK Ukraine
Статья предоставлена VoxUkraine