Пьянящий экспорт. Станет ли украинское вино брендом в Европе?
Закрытие российского рынка, среди прочего, стало ударом и для украинского виноделия.
Как обычно, мы не первые, кто сталкивается с такой проблемой. Точно тот же путь, только с более жестким эмбарго на экспорт в РФ, семь лет назад прошла Грузия. Выход был найден в освоении новых рынков. В первую очередь – европейского, где грузинским виноделам удалось "выгрызть" свою нишу. Этим же путем пошла и соседняя Молдова.
Сумеет ли украинское виноделие последовать такому примеру?
Вопрос не праздный, особенно в связи с тем, что украинские производители далеки от статуса мировой элиты виноделия.
Однако при желании эта задача вполне посильна.
Пока рано говорить о прорыве в винодельческой отрасли на рынке ЕС - украинские компании по итогам прошлого года не могут похвастаться существенными объемами экспорта в Европу. Однако первые - пускай и небольшие - успехи на этом пути уже есть.
"Европейская правда" продолжает цикл историй об украинских компаниях, рискнувших и достигших успеха на рынках стран ЕС.
* * * * *
Автобус из Одессы едет по Бессарабии больше шести часов. На равнинах видны утепленные на зиму виноградники – однако иногда можно заметить, что на некоторых так и не был собран прошлогодний урожай.
Как оказалось, после закрытия российского рынка некоторые компании не стали даже тратить силы на сбор винограда.
"Хотя полностью экспорт в РФ не прекратился, работать там стало гораздо сложнее. При этом очевидно, что проблемы будут лишь расти", - говорит руководитель компании AGRO-YUG Владислав Блюмберг.
Закрытие российского рынка ударило и по компании "Колонист" из села Криничное.
"В прошлом году мы заключили первый контракт с российским дилером. С нами хотели работать, однако в итоге наш партнер сказал: нашу продукцию просто не пропустят через границу", - рассказала маркетолог Татьяна Толмачева. Впрочем, в отличие от многих других компаний, потеря российского рынка не стала для "Колониста" смертельным ударом. Больше всего в компании рассчитывают на спрос со стороны украинцев, в том числе – вызванный ростом стоимости импортного вина.
В такой ситуации одесские виноделы активизировали работу по выходу в Европу.
Стоит отметить, что далеко не все компании имеют опыт работы в ЕС. "Мы лишь начали работу по поиску новых клиентов в Европе, но уже вплотную подошли к подписанию контрактов с компаниями из Чехии, Германии и Нидерландов. Главное - мы искали все возможности, начиная от продажи бутилированного вина до виноматериала", - поясняет Блюмберг.
Чуть лучше ситуация в "Колонисте" – там начали работу по подготовке к экспорту еще до начала российского кризиса. В итоге теперь около 5% их продукции экспортируется в Великобританию. А уже с нынешнего года бессарабское вино будет продаваться в винных магазинах Варшавы и Кракова.
В компании ожидают, что на польский рынок будет экспортироваться еще 10% их продукции. "Для массового выхода нужно выходить в торговые сети, что означает совершенно другой уровень затрат. Именно поэтому мы выбрали путь постепенного выхода, работая с небольшими дистрибуторами", - рассказывает исполнительный директор компании Владимир Голодинец.
"Безусловно, мы не планируем экспорт в европейские страны с собственной культурой виноделия – например, во Францию или Италию. Местная продукция всегда будет доступнее по цене, а главное - местный потребитель лоялен ей. Однако во всех странах Северной Европы у нас неплохие шансы", - поясняет Владимир Голодинец.
При этом вопросы сертификации для экспорта в ЕС вовсе не являются непреодолимым препятствием.
Напротив, в ряде случаев этот процесс - проще, чем получение разрешения на экспорт в Россию.
Виноделы говорят, что получить российскую сертификацию практически невозможно без нарушений.
Например, сертификация предусматривает ввоз части продукции для исследований. Однако такой ввоз возможен лишь при получении сертификата.
Круг замкнулся!
Как правило, российские компании-оптовики успешно решают эту проблему, зарабатывая себе лишний процент. Однако главное – не до конца "легальный" статус экспортеров делает позиции украинских компаний крайне неустойчивыми и зависимыми от любых политических изменений.
Именно в такой надежности украинские виноделы и видят основное преимущество европейского рынка.
Однако украинское вино абсолютно неизвестно европейским потребителям.
"Из своего опыта работы на винодельческих выставках я понял, что даже многие эксперты не ассоциируют Украину с виноделием. И в этом - самая большая наша проблема", - признает Владислав Блюмберг.
Решаема ли эта проблема? В значительной степени - да.
Не мы первые "ломаем" имидж невинодельческой страны. Например, еще недавно никто в ЕС и не слышал о винах из Чили или ЮАР, а теперь они прочно закрепились на рынках.
А у Украины именно сегодня есть дополнительное преимущество, которое позволяет экономить на рекламе.
"За последние годы Украина стала брендом. О ней много говорят по телевизору, наша страна на слуху. В этом и есть шанс для украинских экспортеров - потребитель традиционно благожелателен к раскрученным брендам, а поэтому готов купить на пробу и украинского вина", - уверен Владимир Голодинец.
С такими проблемами сталкивались и Грузия, и Молдова.
Решалась она за счет масштабных рекламных кампаний - как за государственный счет, так и за деньги евроструктур. Однако главное - в этих странах начали работу агентства, пропагандирующие за рубежом не отдельные компании, а сам бренд грузинского или молдовского вина.
"Хотя объем производства вина в Украине не меньше, чем в Молдове, важность отрасли для бюджета страны куда ниже. Именно поэтому мы не видим какой-либо помощи со стороны государства. Однако даже небольшое содействие бренду украинского вина могло бы упросить выход на европейские рынки многим украинским компаниям", - уверен Блюмберг.
Пока же приходится ограничиваться непрямой "помощью" за счет раскрученного образа страны, не сходящей с европейских телеэкранов, пусть даже с не очень радостными новостями.
Ключевая проблема отрасли – далеко не многие украинские компании готовы к немедленному экспорту в ЕС. Во-первых, остается проблема разницы во вкусах.
Традиционно на отечественном и российском рынках более популярны полусухие и полусладкие вина, тогда как в Европе – сухие. При этом даже в сегменте сухих вин вкусы европейцев существенно отличаются от пристрастий украинцев.
Впрочем, в AGRO-YUG уверены, что в значительной мере эта проблема решается с помощью приглашенных европейских специалистов.
"Мы тоже столкнулись с проблемой разницы во вкусовых пристрастиях. Если в прошлом году мы не имели возможности что-либо изменить, то с нынешнего года все будет по-другому. Начиная от сбора нового урожая весь производственный цикл будет проходить под контролем европейских специалистов. Их рекомендации должны максимально приблизить нашу продукцию ко вкусам европейцев", - рассказал Владислав Блюмберг.
Но есть и еще одна проблема - малое количество украинских винодельческих компаний. Массовый выход на новые рынки создает узнаваемость бренда украинского вина, что значительно упрощает выход для новых компаний.
Реальность такова, что в Украине практически отсутствуют небольшие производства - их практически убил лицензионный сбор (сейчас его планируют поднять с 500 тыс. грн до 2,5 млн грн).
"С введением этого сбора закрылись почти четыре десятка украинских винодельческих компаний. А ведь если бы этого не произошло, то хотя бы несколько из них также вышли бы на европейский рынок, что упростило бы создание узнаваемого в глазах европейцев украинского вина", - уверен Владимир Голодинец.
Но пока Украине не удается прийти к европейской модели экономики, где основу основ составляют не крупные корпорации, а малый и средний бизнес.
Статья подготовлена "Европейской правдой" в рамках информационной кампании "Stronger Together!"