Пьянящий экспорт. Станет ли украинское вино брендом в Европе?

Закрытие российского рынка, среди прочего, стало ударом и для украинского виноделия.
Как обычно, мы не первые, кто сталкивается с такой проблемой. Точно тот же путь, только с более жестким эмбарго на экспорт в РФ, семь лет назад прошла Грузия. Выход был найден в освоении новых рынков. В первую очередь – европейского, где грузинским виноделам удалось "выгрызть" свою нишу. Этим же путем пошла и соседняя Молдова.
Сумеет ли украинское виноделие последовать такому примеру?
Вопрос не праздный, особенно в связи с тем, что украинские производители далеки от статуса мировой элиты виноделия.
Однако при желании эта задача вполне посильна.
Пока рано говорить о прорыве в винодельческой отрасли на рынке ЕС - украинские компании по итогам прошлого года не могут похвастаться существенными объемами экспорта в Европу. Однако первые - пускай и небольшие - успехи на этом пути уже есть.
"Европейская правда" продолжает цикл историй об украинских компаниях, рискнувших и достигших успеха на рынках стран ЕС.
* * * * *
Автобус из Одессы едет по Бессарабии больше шести часов. На равнинах видны утепленные на зиму виноградники – однако иногда можно заметить, что на некоторых так и не был собран прошлогодний урожай.
Как оказалось, после закрытия российского рынка некоторые компании не стали даже тратить силы на сбор винограда.
"Хотя полностью экспорт в РФ не прекратился, работать там стало гораздо сложнее. При этом очевидно, что проблемы будут лишь расти", - говорит руководитель компании AGRO-YUG Владислав Блюмберг.
Закрытие российского рынка ударило и по компании "Колонист" из села Криничное.
"В прошлом году мы заключили первый контракт с российским дилером. С нами хотели работать, однако в итоге наш партнер сказал: нашу продукцию просто не пропустят через границу", - рассказала маркетолог Татьяна Толмачева. Впрочем, в отличие от многих других компаний, потеря российского рынка не стала для "Колониста" смертельным ударом. Больше всего в компании рассчитывают на спрос со стороны украинцев, в том числе – вызванный ростом стоимости импортного вина.
![]() |
В такой ситуации одесские виноделы активизировали работу по выходу в Европу.
Стоит отметить, что далеко не все компании имеют опыт работы в ЕС. "Мы лишь начали работу по поиску новых клиентов в Европе, но уже вплотную подошли к подписанию контрактов с компаниями из Чехии, Германии и Нидерландов. Главное - мы искали все возможности, начиная от продажи бутилированного вина до виноматериала", - поясняет Блюмберг.
Чуть лучше ситуация в "Колонисте" – там начали работу по подготовке к экспорту еще до начала российского кризиса. В итоге теперь около 5% их продукции экспортируется в Великобританию. А уже с нынешнего года бессарабское вино будет продаваться в винных магазинах Варшавы и Кракова.
В компании ожидают, что на польский рынок будет экспортироваться еще 10% их продукции. "Для массового выхода нужно выходить в торговые сети, что означает совершенно другой уровень затрат. Именно поэтому мы выбрали путь постепенного выхода, работая с небольшими дистрибуторами", - рассказывает исполнительный директор компании Владимир Голодинец.
"Безусловно, мы не планируем экспорт в европейские страны с собственной культурой виноделия – например, во Францию или Италию. Местная продукция всегда будет доступнее по цене, а главное - местный потребитель лоялен ей. Однако во всех странах Северной Европы у нас неплохие шансы", - поясняет Владимир Голодинец.
При этом вопросы сертификации для экспорта в ЕС вовсе не являются непреодолимым препятствием.
Напротив, в ряде случаев этот процесс - проще, чем получение разрешения на экспорт в Россию.
Виноделы говорят, что получить российскую сертификацию практически невозможно без нарушений.
![]() |
Например, сертификация предусматривает ввоз части продукции для исследований. Однако такой ввоз возможен лишь при получении сертификата.
Круг замкнулся!
Как правило, российские компании-оптовики успешно решают эту проблему, зарабатывая себе лишний процент. Однако главное – не до конца "легальный" статус экспортеров делает позиции украинских компаний крайне неустойчивыми и зависимыми от любых политических изменений.
Именно в такой надежности украинские виноделы и видят основное преимущество европейского рынка.
Однако украинское вино абсолютно неизвестно европейским потребителям.
"Из своего опыта работы на винодельческих выставках я понял, что даже многие эксперты не ассоциируют Украину с виноделием. И в этом - самая большая наша проблема", - признает Владислав Блюмберг.
Решаема ли эта проблема? В значительной степени - да.
Не мы первые "ломаем" имидж невинодельческой страны. Например, еще недавно никто в ЕС и не слышал о винах из Чили или ЮАР, а теперь они прочно закрепились на рынках.
А у Украины именно сегодня есть дополнительное преимущество, которое позволяет экономить на рекламе.
"За последние годы Украина стала брендом. О ней много говорят по телевизору, наша страна на слуху. В этом и есть шанс для украинских экспортеров - потребитель традиционно благожелателен к раскрученным брендам, а поэтому готов купить на пробу и украинского вина", - уверен Владимир Голодинец.
С такими проблемами сталкивались и Грузия, и Молдова.
Решалась она за счет масштабных рекламных кампаний - как за государственный счет, так и за деньги евроструктур. Однако главное - в этих странах начали работу агентства, пропагандирующие за рубежом не отдельные компании, а сам бренд грузинского или молдовского вина.
"Хотя объем производства вина в Украине не меньше, чем в Молдове, важность отрасли для бюджета страны куда ниже. Именно поэтому мы не видим какой-либо помощи со стороны государства. Однако даже небольшое содействие бренду украинского вина могло бы упросить выход на европейские рынки многим украинским компаниям", - уверен Блюмберг.
![]() |
Пока же приходится ограничиваться непрямой "помощью" за счет раскрученного образа страны, не сходящей с европейских телеэкранов, пусть даже с не очень радостными новостями.
Ключевая проблема отрасли – далеко не многие украинские компании готовы к немедленному экспорту в ЕС. Во-первых, остается проблема разницы во вкусах.
Традиционно на отечественном и российском рынках более популярны полусухие и полусладкие вина, тогда как в Европе – сухие. При этом даже в сегменте сухих вин вкусы европейцев существенно отличаются от пристрастий украинцев.
Впрочем, в AGRO-YUG уверены, что в значительной мере эта проблема решается с помощью приглашенных европейских специалистов.
"Мы тоже столкнулись с проблемой разницы во вкусовых пристрастиях. Если в прошлом году мы не имели возможности что-либо изменить, то с нынешнего года все будет по-другому. Начиная от сбора нового урожая весь производственный цикл будет проходить под контролем европейских специалистов. Их рекомендации должны максимально приблизить нашу продукцию ко вкусам европейцев", - рассказал Владислав Блюмберг.
Но есть и еще одна проблема - малое количество украинских винодельческих компаний. Массовый выход на новые рынки создает узнаваемость бренда украинского вина, что значительно упрощает выход для новых компаний.
Реальность такова, что в Украине практически отсутствуют небольшие производства - их практически убил лицензионный сбор (сейчас его планируют поднять с 500 тыс. грн до 2,5 млн грн).
"С введением этого сбора закрылись почти четыре десятка украинских винодельческих компаний. А ведь если бы этого не произошло, то хотя бы несколько из них также вышли бы на европейский рынок, что упростило бы создание узнаваемого в глазах европейцев украинского вина", - уверен Владимир Голодинец.
Но пока Украине не удается прийти к европейской модели экономики, где основу основ составляют не крупные корпорации, а малый и средний бизнес.
Статья подготовлена "Европейской правдой" в рамках информационной кампании "Stronger Together!"