Реформа админустройства как мотив отложить местные выборы
За распределением портфелей и изменением полномочий органов центральной власти из внимания СМИ выпадает вопрос административно-территориальной реформы.
Между тем многочисленные дипломатические источники "Европейской правды" свидетельствуют, что со временем эта проблема может войти в перечень ключевых раздражителей в отношениях с Западом.
Нет, конечно же, Киев признает необходимость изменений. Децентрализация является одним из условий минских договоренностей - как о ней забудешь.
Но почему-то мало кто вспоминает о выборах местных органов власти, запланированных на октябрь 2015 года.
Успеть с этими преобразованиями до начала кампании становится все труднее. А значит, придется что-то откладывать - или дату выборов, или админреформу.
"Насколько я проинформирован представителями Украины, власть намерена успеть с изменениями до выборов.
Теоретически есть возможность того, что полномочия местной власти будут изменены уже после выборов, но очень желательно, чтобы этот процесс был завершен заранее", - заявил в интервью нашему изданию генсек Совета Европы Торбьерн Ягланд.
Президент Венецианской комиссии Джанни Букиккио – более категоричен. "Это импертативно, это обязательно, чтобы изменения в Конституцию вступили в силу уже в этом году", - подчеркнул он на этой неделе.
"Надо успеть до выборов. У нас нет другого варианта, чем принять изменения в Конституцию уже сейчас. Голосование должно пройти до конца текущей (парламентской) сессии", - подтвердил это намерение в разговоре с "Европейской правдой" вице-премьер Геннадий Зубко.
Хотелось бы верить. Но есть основания для сомнений.
Принципы реформы:
укрупнение общин
К слову, в официальных документах вы не встретите термина "административно-территориальная реформа".
Это определение вполне корректно, но оно - табу для правительства.
В Кабмине помнят провал "админреформы" в 2005 году, которую пытался внедрить тогдашний вице-премьер Роман Безсмертный. Его идеи (которые, по сути, повторяют идеи нынешнего правительства) встретили в штыки жители "пилотного" Макаровского района.
Люди боялись изменений границ населенных пункте. Местная власть умело сыграла на этих опасениях. А Киев то ли не смог, то ли не сумел объяснить преимущества, которые ожидают людей вследствие изменений.
Поэтому сейчас правительство вместо старого названия, которое приобрело негативный оттенок, предпочитает употреблять новые и менее понятные термины - "муниципальная консолидация" или "сотрудничество и объединение общин".
Хотя цель реформы та же - укрупнение общин.
Ее результатом должно быть сокращение чиновничьего аппарата и (важный момент, к нему мы еще вернемся!) уменьшение числа избранных чиновников - мэров, глав сельсоветов и местных депутатов.
Другого варианта нет - на Украину и дальше давят европейские партнеры, требуя изменить неэффективную и негибкую модель местного самоуправления, унаследованную еще от СССР.
А Совет Европы вообще считает админреформу одной из ключевых составляющих реформирования Украины, о чем свидетельствует утвержденный недавно план действий СЕ относительно Украины.
"Примерно две трети сельских общин чувствуют, что у них недостаточно ресурсов для обеспечения деятельности. У них нет средств ни на что", - признает Геннадий Зубко.
Источники ЕвроПравды в Страсбурге свидетельствуют, что зачастую в обсуждении с украинским правительством звучит тезис об укрупнении общин по принципу "один к шести" - после завершения объединения средняя община будет включать в себя шесть нынешних.
То, что такое укрупнение было бы оптимальным, в разговоре с ЕвроПравдой косвенно подтвердил и вице-премьер Геннадий Зубко. Шведский опыт показывает, что 20-тысячная территориальная община с одним центром управления эффективна. А если в общине 500, тысяча или три тысячи человек, то она не будет иметь средств на качественные услуги", - пояснил чиновник.
В настоящее время средняя численность общины в Украине - чуть более 3 тыс. жителей, следовательно, для достижения численности в 20 тыс. необходимо объединить в среднем шесть общин.
Это не означает, что "слияние сел и поселков" будет одномоментным. Конечно же, нет. К примеру, в Швеции этот процесс длился больше 20 лет. "Сделать это за короткий срок - очень сложно, сверхсложно. Но у нас нет времени, нам нужно срочно вводить изменения", - отмечает Зубко.
Дела выборные
Казалось бы, в чем проблема - проводите изменения, раз уж решили. Когда успеете - тогда и будет.
Но административно-территориальная реформа не осуществляется в любое время. Тот же шведский опыт укрупнения общин, на который ссылается Зубко, свидетельствует, что реформу приходится проводить дискретно, раз в пять лет, только перед выборами.
А выборы у нас ожидаются в октябре 2015 года.
Реально ли внести изменения в Конституцию до этого времени? Даже чисто процедурно - нет.
Для внесения изменений в Конституцию нужно минимум два голосования на разных сессиях ВР, между ними - решение КС. (А еще очень желательно провести экспертизу Венецианской комиссии перед первым голосованием.) Следовательно, даже если бы проект изменений в Конституцию был готов уже сегодня, принять его во втором чтении будет возможно не раньше чем в сентябре.
Но в сентябре уже должна начаться кампания по местным выборам!
Мы уже отмечали выше, что одним из последствий реформирования будет сокращение органов местного самоуправления - то есть уменьшение количества сельских председателей и депутатов местных советов.
Так какой смысл проводить выборы должностных лиц, если завтра большинство из них должно исчезнуть?
И - самое главное - какой местный председатель спокойно воспримет свою "ликвидацию" после того, как он инвестировал немалые средства в собственную избирательную кампанию?
Поэтому власти всерьез обеспокоены возможностью повторения в этом случае "макаровских протестов" образца 2005 года в разных частях страны.
Именно поэтому источники "Европейской правды", близкие к правительству, свидетельствуют, что сейчас всерьез рассматривается сценарий переноса местных выборов - до завершения конституционной реформы.
"Сейчас есть два варианта. Или выборы пройдут по старым правилам и в рамках старых общин, или будут отложены", - заверил один из собеседников "Европейской правды".
"Я не верю, что мы сможем провести объединение общин до выборов", - признал в четверг во Львове на форуме, посвященном самоуправлению, председатель комитета Верховной рады по госуправлению Сергей Власенко.
Пару слов о диалоге с Советом Европы по этому поводу.
Четкое соблюдение сроков проведения выборов всегда является одним из ключевых требований СЕ. Но на этот раз в Страсбурге, похоже, будут готовы идти на уступки Украине даже в избирательном вопросе.
Генсек Совета Европы Турбьерн Ягланд, который всегда выступает против любых отсрочек избирательной кампании, в разговоре с "Европейской правдой" не стал априори отрицать такую возможность. "Если нам направят запрос, мы дадим свой ответ, а сейчас у меня нет позиции", - уклонился он от комментария.
Промежуточный вариант
Есть также альтернативный вариант "полуреформы", согласно которому до дня выборов произойдет объединение лишь части общин.
А другие будут иметь перед собой пример в лице "реформированных общин". В правительстве надеются, что эти примеры будут положительными и мотивируют других.
"Мы должны по максимуму провести этот процесс сейчас, стимулировать сельских и поселковых председателей к добровольному объединению до начала избирательной кампании. А те, кто объединится после - будут ждать до следующих выборов. И будут вынуждены жить в рамках тех бюджетов, которые им предоставляются в настоящее время", - пояснил "Европейской правде" Геннадий Зубко.
Закон о добровольном объединении уже принят и подписан президентом.
По замыслу вице-премьера, это позволит создать давление на те общины, которые не будут объединяться.
"Мы предусмотрели немало "морковок" для тех, кто хочет объединяться. Тем общинам, которые решили объединиться и защитили в облсовете свой перспективный план, мы даем в управление землю из государственного земельного кадастра. Кроме того, для тех, кто составил перспективные планы, мы открываем возможность использования государственного фонда регионального развития.
Поэтому люди будут спрашивать сельского председателя - почему в соседней общине все намного лучше?" - говорит он.
Проблема в том, что объявить досрочные выборы сейчас может только Верховная рада. Это конституционная норма. Поэтому даже в случае, если какие-то общины решат объединиться после выборов, они не получат преференций.
Кто из руководителей местного самоуправления согласится на "самоубийство", не получая ничего взамен? Вопрос риторический.
Восточный вектор
Не можем не отметить: о децентрализации в последнее время упоминают в контексте решения проблем Донбасса.
Именно это требование - вместе с нечетко определенным "особым статусом отдельных районов Донецкой и Луганской областей - внесено в перечень минских договоренностей.
Но - и это стоит отдельно отметить - в данном вопросе позиция Киева имеет полную поддержку европейских структур.
В Венецианской комиссии наконец официально определили и объявили свою позицию: децентрализация не должна привести к федерализации Украины.
"Федерализм действительно является устройством, доказавшим свою эффективность в некоторых странах, но для Украины нет смысла двигаться от высоко централизованной системы к федерализму. Более того, Конституция прямо запрещает федерализации", - заявил 25 марта, выступая в Страсбурге, президент Венецианской комиссии Джанни Букиккио.
"Я также хочу подчеркнуть, что вопрос децентрализации возник не из-за конфликта на востоке Украины. Это то, что нужно всей Украине!" - отметил европейский чиновник.
В то же время Букиккио подчеркнул, что Венецианская комиссия не будет возражать, если Донбасс получит статус автономии (или другой подобный) в рамках унитарной Украины.
"Будет логично предоставить конституционные рамки особому статусу этих регионов. Такие особые конституционные рамки не являются чем-то уникальным. Они есть в Молдове. И они уже есть в Украине - в Крыму, - заявил он. - Это не ведет к сепаратизму. Скорее это служит альтернативой сепаратизму".
* * * * *
"Европейская правда" продолжает следить за ходом реформы.
В ближайшее время читайте материал о двух подходах к объединению общин, которые сейчас дискутируются - добровольном и принудительном.