Проект "безвизовый режим" – путь Киева к поражению в Риге
"Биометрические паспорта – последний шаг, которого ЕС ожидает от Украины, чтобы предоставить нам безвизовый режим", – заявил президент Петр Порошенко 12 января, когда получил первый украинский заграничный паспорт с биометрическим чипом.
По состоянию на конец марта этот твит до сих пор есть в блоге Порошенко.
У властей Украины, похоже, не было сомнений – в мае, на саммите Восточного партнерства в Риге, лидеры ЕС единодушно поддержат предоставления нам безвизового режима.
Но спустя два с половиной месяца выяснилось, что жизнь "немного сложнее".
Ожидаемого "безвизового решения" в Риге почти наверняка не будет.
А официальный Киев уже готовится объяснять причины неудачи.
Это, к слову, не означает, что перспектив отмены виз нет вообще. Напротив – в случае, если бы Украина провела все необходимые реформы, Рижский саммит почти наверняка был бы успешным. Этот материал – о том, какова ситуация в действительности и какие промежуточные варианты решений возможны.
Но сначала – немного субъективных воспоминаний.
ЕвроПравда прекрасно помнит, как бывшие президенты шли к саммитам Украина-ЕС с 2008 по 2011 год включительно – в период, когда шла подготовка Соглашения об ассоциации.
Ключевая проблема, которая добавляла головной боли МИД, была неизменной и при Ющенко, и при Януковиче. Ежегодно президенты публично заявляли: ближайшей осенью Соглашение с ЕС обязательно будет подписано.
Эксперты каждый раз крутили пальцем у виска, потому что это было технически невозможно.
Но никто не решался возражать президенту вслух, поэтому ежегодно были ложные ожидания, и в итоге – разочарование.
Кое-где сегодня ситуация похожа на ту, что была пять лет назад. Хотя есть и отличия.
Изменение позиции
Главное отличие – сейчас, по данным "Европейской правды", до Петра Порошенко и Арсения Яценюка доходит значительно больше информации. А в министерствах иногда осмеливаются даже публично признавать, что "mission impossible".
К примеру, на прошлой неделе в администрации президента состоялось совещание, где Порошенко сообщили, что перспективы отмены визового режима – туманны.
Но есть и дополнительная проблема – Порошенко сам по себе склонен к тому, чтобы давать нереальные обещания, недопустимые в международных отношениях.
Власть оказалась в ловушке, созданной завышенными ожиданиями президента.
И сейчас пытается выйти из этой ловушки с минимальными потерями.
Подготовка общественного мнения к тому, что безвизовый режим может сорваться, началась еще полмесяца назад. Министр иностранных дел Павел Климкин в интервью изданию "Фокус" заявил, что "в ЕС есть сомнения относительно предоставления Украине безвизового режима из-за конфликта на Донбассе".
Правда, министр не признал проблемы с проведением в Украине необходимых реформ. "Мы очень хорошо движемся по графику реформ – начали выдавать биометрические паспорта, у нас есть все необходимые системы и базы данных", – заверил он.
Но впоследствии оказалось, что проблемы есть даже в той сфере, о которой упомянул министр. Исследование организации "Европа без барьеров", обычно хорошо информированной о позиции ЕС в безвизовом диалоге, показало претензии именно к взаимодействию ведомственных баз данных.
В пятницу в МИД более открыто признали проблемы.
Заместитель министра Лана Зеркаль, которая занимается вопросами европейской интеграции, во время круглого стола, посвященного перспективам безвизового режима, достаточно жестко раскритиковала представителей правоохранительных органов. И хотя конкретные проблемы не были названы, по тональности выступления стало очевидно: в МИД осознали, насколько серьезны проблемы.
"Мы действительно сделали многое для изменения законодательной базы. Но представитель этих органов не всегда в курсе того, что происходит в законодательстве... Когда от различных органов (в общении с представителями ЕС) звучат очень разные месседжи, в ЕС не понимают, куда мы движемся", – заявила она.
"У меня возникают вопросы к моим коллегам. Все ли мы понимаем, что наши желания (об отмене виз) должны основываться на наших действиях?
Или, может, мы рассчитываем исключительно на добрую волю ЕС, а сами продолжаем работать, как и раньше?" – задала риторический вопрос замминистра.
Где проблема?
На прошлой неделе Киев посетила третья, последняя миссия Евросоюза для оценки выполнения Украиной плана действий визовой либерализации (ПДВЛ).
В пятницу миссия уехала из Украины. До Рижского саммита проверка ЕС к нам больше не приедет. И это – ключевой момент.
"По сути, решение Еврокомиссии о готовности Украины к безвизовому режиму будет основываться на ситуации в Украине по состоянию на 27 марта, надо осознать это. Иногда ЕК включает в отчет отдельные пункты, которые реализованы после визита миссии, но это скорее исключение. У нас таких пунктов слишком много", – пояснил научный директор Института евроатлантического сотрудничества, эксперт организации "Европа без барьеров".
"А на сегодня даже самая смелая оценка не может констатировать выполнение Украиной второй, имплементационной фазы ПДВЛ", – подчеркнул эксперт.
Краткий перечень недоработок из 19 пунктов можно прочитать на сайте "Европа без барьеров".
А мы напомним: план действий по визовой либерализации, который предоставлен Украине Евросоюзом, предполагает, что мы не только примем определенные законы, не только создадим новые органы (например, по противодействию коррупции), но и докажем европейцам, что эти органы и эти законы реально работают.
К примеру, нужно не только внедрить биометрические загранпаспорта, но и наладить беспроблемную недискриминационную выдачу этих документов. И если с паспортами ситуация более-менее в норме, то с противодействием коррупции дело обстоит значительно хуже.
Так, Национальное антикоррупционное бюро, создания которого требует Брюссель, существует только на бумаге. Пока не избран даже его руководитель. А ЕС требует от нас доказательств эффективности работы этого органа, чего априори невозможно достичь до Рижского саммита.
Что будет?
Саммит Восточного партнерства, конечно же, при любых обстоятельствах не обойдет вниманием вопрос украинского безвизового режима – слишком много об этом говорилось.
В МИД и администрации президента до сих пор надеются на чудо – то есть на политическое решение ЕС, принятое вопреки технической неготовности Киева.
"Нужно до последнего работать на результат, ведь наши друзья – прежде всего, прибалты, – прилагают немало усилий, убеждая другие страны ЕС в необходимости отменить визы для украинцев", – пояснил собеседник "Европейской правды".
Однако более реалистично некое промежуточное решение.
"Еврокомиссия будет готовить к Вильнюсу два документа – о миграционной безопасности Украины и о техническом выполнении ПДВЛ.
Мы хотим доказать европейцам, что Украина не представляет серьезной миграционной опасности. Сейчас большие усилия направлены именно на это. Потому что если будет официально признано, что мы не являемся источником нелегальной миграции, то какой смысл оставлять для нас визы?" – пояснил "Европейской правде" один из дипломатов, ответственных за данное направление.
Беда в том, что над этим вопросом сейчас работает МИД, но не МВД – мы не помним массовых сообщений о встречах Авакова или его заместителей с европейскими коллегами, посвященных безвизовому диалогу. Между тем, несмотря на существующий стереотип, именно министерства внутренних дел стран-членов ЕС будут определять позицию Брюсселя по этому вопросу.
В то же время МИД бомбит министерства иностранных дел европейских государств геополитическими призывами и аргументами.
Мол, представьте, что будет, если вы нам откажете – как упадет имидж Европы в Украине и что скажет по этому поводу кремлевская пропаганда.
Собеседники ЕвроПравды в структурах ЕС комментируют эти аргументы, не скрывая раздражения "шантажом из Украины". А представительство Евросоюза в Украине, похоже (так же, как и украинская власть), начало кампанию по подготовке общественного мнения к неудаче с решением об отмене виз.
В пятницу на круглый стол, посвященный отмене виз, прибыл руководитель политического отдела Представительства ЕС в Украине Ханнес Шрайбер, который заявил, что в Украине есть люди, которых Евросоюз не хотел бы пускать на свою территорию. "У нас нет никаких сомнений касательно 95% населения Украины – мы будем рады пригласить их в ЕС без виз. В то же время остаются те, кого мы не хотели бы видеть. И до сих пор нет системы, как мы можем решить эту проблему и разделить их", – заявил дипломат.