Какой должна быть новая Энергетическая стратегия Украины?
Вопрос снижения энергетической зависимости стал для Украины стратегически важным и требует неотложного решения.
Украина как член Энергетического сообщества имплементировала Директиву ЕС 2009/28/EC по продвижению возобновляемой энергетики. Наше государство взяло на себя обязательства по введению обязательной доли возобновляемой энергии в структуре общего потребления в 2020 году на уровне 11%.
Достижение этой цели зависит от реализации Энергетической стратегии страны, новая редакция которой сейчас разрабатывается специалистами Национального института стратегических исследований.
Однако определенные недостатки этого документа заметны уже сейчас. Поэтому о них стоит говорить уже сегодня, ведь каждая, даже небольшая, ошибка в такой важной стратегии дорого обойдется государству.
Предложенный проект Энергетической стратегии, несмотря на задекларированную поддержку возобновляемой энергетики, на практике снова оказался довольно однобоким, он занижает роль отдельных видов возобновляемой энергетики и не учитывает общий потенциал развития возобновляемых источников энергии (ВИЭ) в Украине.
Национальный план действий по возобновляемой энергетике на период до 2020 года, утвержденный распоряжением Кабмина от 1 октября 2014 года, предусматривает определенные показатели развития ВИЭ в Украине. Однако в изложенных в первоначальном проекте прогнозах некоторые из них по непонятным причинам оказались занижены вдвое.
Разработанные специалистами Института возобновляемой энергетики обоснованные прогнозы (таблица 1) указывают на возможные достижимые уровни внедрения ВИЭ к 2035 году с учетом как мировых, так и отечественных тенденций развития отраслей. Предоставленные данные подтверждены результатами исследований, представленных в марте 2015 года Международным агентством возобновляемой энергетики (IRENA) в своей "Дорожной карте для Украины" (REmap Ukraine 2030).
Возможные объемы внедрения ВИЭ. Установленная мощность (МВт – мегаватт)
и валовое производство электроэнергии из ВИЭ (ГВт*ч – Гигаватт*часов)
Виды ВИЭ | 2020 год | 2025 год | 2030 год | 2035 год | ||||
MВт | ГВт×ч | MВт | ГВт×ч | MВт | ГВт×ч | MВт | ГВт×ч | |
Малые ГЭС (до 10 МВт) | 150 | 340 | 200 | 450 | 250 | 560 | 300 | 700 |
Ветроэлектростанции | 2300 | 6500 | 6000 | 18000 | 10000 | 30000 | 16000 | 48000 |
Фотоэлектростанции | 2300 | 2700 | 3000 | 3600 | 4000 | 4900 | 5000 | 6100 |
Геотермальная энергия | 20 | 120 | 100 | 600 | 500 | 3000 | 1000 | 6000 |
Биомасса | 950 | 4220 | 1200 | 5280 | 1600 | 7040 | 2100 | 9200 |
Итого | 5720 | 13880 | 10500 | 27930 | 16350 | 45500 | 24400 | 70000 |
Источник: оценка Института возобновляемой энергетики НАН Украины, март 2015 г.
При этом правительство прогнозирует низкий рост производства электроэнергии на базе ветровой и солнечной энергетики, объясняя это ограниченной способностью электроэнергетической системы компенсировать колебания мощностей.
При этом не учитываются следующие обстоятельства: удельная потребность в компенсирующих мощностях будет уменьшаться по мере роста общего объема мощностей ветроэлектростанций (ВЭС), поскольку при их рассредоточении на территории происходит сглаживание суммарной текущей мощности ВЭС и их частичная (практически наполовину) самокомпенсация.
Также следует отметить рост прогнозируемой мощности гидроэлектростанций и станций на биомассе, которые, в свою очередь, могут быть источником резервных мощностей. По данным Института, к 2035 году возможно установить 21 ГВт ветровых и солнечных станций. Таким образом, учитывая опыт Швеции, Норвегии и Финляндии, необходимая резервная мощность составит только 4,2 ГВт.
В план действий по реализации Энергетической стратегии необходимо включить четкий график реконструкции и обновления блоков энергетических мощностей Украины для обеспечения необходимого уровня резервных мощностей, развития распределительных, магистральных линий электропередачи и тепловых энергетических сетей Украины, в частности с учетом ввода новых генерирующих объектов ВИЭ.
Кроме того, в плане должны быть определены реальные механизмы финансирования таких работ с привлечением частных инвестиций и кредитных ресурсов и при поддержке государства с помощью тех мер, которые оно реально может задействовать.
Что касается уровней внедрения различных видов ВИЭ, то можно привести примеры отдельных стран-членов ЕС, где разработаны национальные планы действий по развитию возобновляемой энергетики до 2020 года. Например, Польша делает ставку на развитие только ветровой и биоэнергетики, причем их доля практически одинакова. В планах Германии к 2050 году энергопотребление за счет ВИЭ должно составить 50%, а к концу столетия – около 100%. Цель Дании по развитию ВИЭ до 2030 года – 50% от общего энергопотребления и к 2050 году – 100%.
Анализируя планы действий стран ЕС по развитию возобновляемой энергетики, можно констатировать, что первое место занимает развитие энергетических технологий без использования топлива (в проекте – наоборот), а именно: ветровая и солнечная энергетика, тем более, что капитальные вложения на таких станциях сейчас уже ниже, чем в других технологиях, а инвесторы готовы вкладывать большие средства в развитие этих отраслей возобновляемой энергетики.
Согласно проекту Стратегии вопросами улучшения экологии (в частности, декарбонизации) в процессе генерации электроэнергии в Украине начнут заниматься только в период 2026–2035 гг. Но настолько откладывать решение этих вопросов недопустимо.
И наконец – следует обратить внимание на необходимость ухода от заинтересованной поддержки отдельных видов возобновляемой энергетики, как это было раньше.
Вместо этого следует обеспечить разумные и экономически целесообразные, исключительно в интересах потребителей и энергетической безопасности государства, развитие и использование существующего потенциала всех возобновляемых источников путем создания одинаково прозрачных, открытых рыночных инвестиционных условий.
Подписывая и ратифицируя Соглашение об ассоциации с ЕС, Украина выбрала европейский путь развития. В рамках имплементации Директивы ЕС 2009/28/EC наша страна не только обязана выполнить задачи на 2020 год, но и должна стремиться придерживаться такой тенденции и в дальнейшем, тем более, что это соответствует ее интересам.
Автор: Мухуб Бенменни,
руководитель отдела
Института возобновляемой энергетики НАН Украины