Как выйти на рынок ЕС? В Брюсселе открыт центр поддержки экспортеров
Внутренний рынок ЕС является одним из богатейших рынков планеты, за место на котором соревнуются ведущие производители со всего мира.
Интерес украинского бизнеса к выходу на рынок ЕС сейчас растет - это очевидно и было прогнозируемым.
У отечественных компаний достаточно стимулов для интернационализации и поиска новых экспортных возможностей. Это и заключение Соглашения об ассоциации, и введение со стороны ЕС автономных торговых преференций для Украины, и ухудшение торгового режима с РФ, и падение внутреннего спроса.
Но в условиях жесткой конкуренции и сложных нетарифных барьеров в ЕС
значительное число украинских производителей (преимущественно малые и средние предприятия) часто не знают, с чего начать.
Хотя они предпочли бы наладить торговые связи с европейскими компаниями.
Они не всегда могут самостоятельно определить, есть ли вообще в Евросоюзе спрос на их продукцию, каким требованиям нужно соответствовать для получения доступа на рынок ЕС, в которой из 28 стран-членов ЕС есть реальная перспектива продажи соответствующих товаров, как искать партнера и где ознакомиться с необходимой информацией.
Наблюдая такую тенденцию, весной 2014 года мы решили создать в рамках Представительства Центр поддержки экспортеров - отдельный раздел на веб-сайте Представительства Украины при ЕС.
Этот проект дает возможность украинским компаниям обращаться к специалистам торгово-экономического отдела Представительства за консультацией и помощью.
Данная услуга, конечно, бесплатна.
Она ориентирована преимущественно на малые и средние предприятия (МСП), которые, в отличие от крупного бизнеса, не могут позволить себе не только содержание экспортных отделов и международный маркетинг, а кое-где даже членство в отечественных бизнес-ассоциациях.
Имея достаточные знания относительно принципов функционирования внутреннего рынка ЕС, опыт работы с массивами нужной информации и широкий круг контактов в Брюсселе, наши дипломаты в состоянии ответить на наиболее распространенные вопросы украинских МСП. Типичными среди них являются:
- действующие таможенные тарифы (в т.ч. тарифные квоты в рамках преференций и порядок их использования);
- требования к качеству продукции и процедуры ее сертификации (технические регламенты и гармонизированные стандарты, санитарные и фитосанитарные меры, применяемые к определенной продукции);
- запланированные выставки и другие мероприятия в соответствующей отрасли;
- объемы торговли Украины (других стран мира) с ЕС теми или иными товарами;
- его производители и импортеры в разных странах ЕС.
В качестве одного из самых свежих примеров поддержки, оказываемой нашим Центром, могу привести проработку обращения одесской компании "АЙТЕКС" (специализируется на производстве пищевой упаковочной тары из пластика).
Компания решила наладить сотрудничество с европейскими партнерами, но столкнулась со многими вопросами, на которые в Украине бесплатно получить комплексный ответ фактически невозможно.
Мы помогли украинскому производителю разобраться с нормативно-правовой базой, регламентирующей сферу обращения данного товара в ЕС (с учетом особенностей, которые применяются для упаковки, контактирующей с продуктами питания), посоветовали, в каких украинских органах по оценке соответствия можно получить дополнительную информацию о сертификационных процедурах, подготовили информацию о 120 выставках в сфере пищевой упаковки в Европе, статистическую выборку по импорту этого товара в ЕС как из Украины, так и из других стран, на основании которой передали "АЙТЕКС" перечень из 30 компаний - производителей и дистрибьюторов пластиковой пищевой упаковки в странах ЕС, интересовавших украинского производителя.
Это позволило отечественному предприятию начать приобретать практический опыт в контактировании с европейскими компаниями, а также планировать свою активность в направлении посещения (участия) тех или иных выставочных мероприятий.
Если у предприятия уже есть сложившееся коммерческое предложение (презентация) и оно соответствует необходимым стандартам ЕС, мы можем способствовать ее распространению среди европейского деловой среды.
Так, в частности, успешным был опыт поиска партнера для украинского производителя древесного угля и дров - тернопольской компании "Вуд Энерджи".
Специалисты Центра поддержки экспортеров Представительства подготовили выборку из 31 европейских производителей и трейдеров и связались с некоторыми из них. В результате интерес к сотрудничеству проявил один из ведущих бельгийских производителей этой продукции.
Самым сложным направлением является поиск инвестора, ведь европейские компании, хотя и заинтересованы в размещении своих инвестиций в Украине, сейчас заняли выжидательную позицию, учитывая ситуацию в сфере безопасности и временные экономические трудности.
Но и здесь у нас есть успешный пример.
В прошлом году к нам обратился "Днепропетровский завод строительных материалов" с просьбой содействовать в поиске европейского партнера для создания на базе завода совместного предприятия по производству гидратной извести (данное предложение доступно на нашем сайте).
После длительной проработки указанного вопроса интерес к нему проявил один из итальянских производителей необходимого оборудования, что привело к началу соответствующих переговоров с украинским предприятием.
Мы также рассказываем украинским предприятиям о доступных для них программах поддержки ЕС и процедурных аспектах их использования. При этом нам всегда важно получать информацию о впечатлениях нашего бизнеса от этих проектов для дальнейшей проработки с Европейской комиссией путей повышения их эффективности.
По нашему мнению, украинским компаниям, которые намерены начать экспортировать свою продукцию, будет полезно ознакомиться с "Базовым пособием по интернационализации бизнеса и выходу на рынки ЕС", в подготовке которого участвовали и дипломаты торгово-экономического отдела Представительства.
Отдельно следует отметить, что в ЕС наблюдается тенденция к трансформации традиционной торговли товарами в более сложные формы кооперации, существенно возрастает значение инновационных технологий, активно развивается кластерный подход в ведении бизнеса.
Немало европейских компаний уже интересует не столько наличие сертификата соответствия товара европейским стандартам, сколько возможность производителя выполнять сложные технологические решения, совместно работать над инновационными проектами, в т.ч. в рамках соответствующих программ и грантов ЕС.
Украина тоже не стоит в стороне от этих процессов и предоставляет возможность отечественному бизнесу пользоваться всеми преимуществами наиболее важных отраслевых программ ЕС на равных с предприятиями стран-членов ЕС. Так, в марте 2015 года было заключено Соглашение с ЕК об участии Украины во флагманской программе ЕС в области исследований и инноваций "Горизонт 2020", бюджет которой составляет около 80 млрд евро.
Это означает, что украинские научные институты, инновационные предприятия и кластеры имеют доступ ко всем компонентам и финансовым ресурсам Программы.
Кроме того, Украина намерена присоединиться к другой важной программе ЕС в области повышения конкурентоспособности малых и средних предприятий "КОСМЕ" (доступный для нас бюджет будет составлять около 800 млн евро до 2020 года).
Для государства участие в таких проектах не является бесплатным и предусматривает ежегодную уплату правительством финансовых взносов. А потому важно, чтобы отечественные предприятия активно использовали преимущества, предоставленные за счет украинских налогоплательщиков.
Центр поддержки экспортеров Представительства Украины при ЕС может предоставить ценные советы и в этом контексте.
Чтобы обратиться в Центр поддержки экспортеров, заинтересованному предприятию необходимо направить письмо с соответствующими вопросами на электронный адрес tem_eu@mfa.gov.ua, в котором обязательно изложить следующие сведения:
- название и адрес предприятия, код ЕГРПОУ, веб-сайт;
- общая информация о предприятии (в т.ч. на английском языке);
- вид продукции, которую планируется экспортировать (в т.ч. на английском языке), ее код УКТВЭД (8 цифр). Если речь идет о другом характере сотрудничества (поиск партнера/инвестора для создания совместного предприятия, франчайзинг, инжиниринг, юридические, маркетинговые услуги и прочее) - полная информация (в т.ч. английском языке) по существу вопроса;
- соответствие продукции гармонизированным стандартам ЕС;
- имеющиеся сертификаты соответствия (EN, ISO, ГОСТ, УкрСЕПРО);
- контактное лицо на предприятии.
Эффективность обработки обращения напрямую зависит от его детализации.
В нашей стране существуют колоссальные конкурентные преимущества, которые в Европе хорошо осознают.
Европейский бизнес заинтересован и готов к наращиванию сотрудничества с Украиной.
Эффективное выполнение Соглашения об ассоциации с ЕС и успех в проведении реформ позволит создать благоприятную среду для постепенной интеграции нашего государства с внутренним рынком ЕС, привлечения инвестиций, создания новых рабочих мест и, как следствие, повышения уровня жизни населения.
Автор:
Константин Елисеев,
представитель Украины при Евросоюзе,
для "Европейской правды"