150 районов, 1500 общин: в Страсбурге приоткрыли секреты украинской админреформы
Одна из ключевых реформ системы власти в Украине – административно-территориальная – до сих пор остается закрытой сферой.
В значительной мере – из-за равнодушия СМИ, которые не спешат разбираться в достаточно сложной теме. Но это не исключает претензий и к власти, которая до сих пор не сделала четких заявлений: какой же должна стать Украина после объединения административных единиц?
Хотя общество имеет право знать хотя бы ключевые параметры реформы, которая затронет подавляющее большинство граждан.
Правительство и профильное Министерство регионального развития и строительства в своих объяснениях апеллируют к закону: мол, объединение общин проходит исключительно добровольно, принудительный процесс в настоящее время и не планируется.
Но поскольку к подготовке реформы приобщены европейские структуры, время от времени от них поступает также "альтернативная" информация.
На минувшей неделе в публичном пространстве появился документ, который, по сути, опровергает утверждение правительства о том, что у него нет четких планов относительно региональной структуры после объединения.
Речь идет об отчете Конгресса местных и региональных властей Совета Европы под названием "Итоги пост-мониторинга в Украине". Файл содержит отметку "документ ограниченного пользования". Сложно сказать, умышленно ли он попал в сеть или случайно, но на момент написания материала отчет был доступен для свободного просмотра.
Этот документ не является официальным решением или позицией Совета Европы, но формировался по итогам переговоров европейских политиков с представителями украинского правительства.
Ложка дегтя
Похоже, беседа была откровенной... А по ее итогам в Страсбурге не поняли, что стоит делать публичным, а что – нет.
Авторы отчета упомянули о том, что объединение общин "предусматривает определенный деликатный подход", но в то же время опубликовали "деликатные" данные о том, как должна выглядеть Украина после завершения реформы и после внесения изменений в Конституцию.
"Помимо существующих 27 (регионов), которые остаются и указаны в Конституции, согласно первым предложенным изменениям, будут оставлены только около 150 районов вместо 490 и примерно 1500 общин вместо... 10279", – говорится в отчете.
Стоит отметить, что документ содержит ряд фактических неточностей, которые заметны при внимательном прочтении. К примеру, в нем ошибочно указано количество сел, ныне существующих в Украине. Некоторые выражения, несвойственные украинскому языку, позволяют предположить также ошибки при переводе.
В то же время источники "Европейской правды", близкие к подготовке реформ, свидетельствуют, что приведенные цифры относительно сокращения количества районов и общин близки к реальным планам Минрегионстроя.
"Говорить четко о 150 районах еще рано, потому что структура не ясна до конца, так что эти данные действительно не стоило публиковать. Возможно, будет 180, а может, значительно меньше. Но порядок цифр – примерно такой", – пояснил один из собеседников издания.
"Европейская правда" обратилась в Минрегионстрой с просьбой прокомментировать данные Конгресса.
нажмите для просмотра документа |
В правительственной структуре заверили, что у них нет плановых индикаторов, и воздержались от предположений о происхождении цифр, опубликованных Советом Европы.
"Органы государственной власти обязаны действовать лишь на основании, в пределах полномочий и способом, предусмотренными Конституцией и законами. Действующие на сегодня законы и другие нормативно-правовые акты в сфере местного самоуправления не содержат количественных показателей регионов, районов и общин и не предлагают объединения районов", – говорится в комментарии министерства.
Один нюанс – фраза о "действиях исключительно в рамках закона" существенно снижает ценность позиции министерства.
Ведь очень важной частью реформы является конституционная реформа – внесение изменений в разделы "Территориальное устройство Украины" и "Местное самоуправление". И Конгресс Совета Европы в своем отчете также ссылается на первый предложенный проект изменений Конституции. Этот документ, конечно же, не является законом. Но его важность от этого не меняется.
То же самое касается индикативного количества общин, указанного в документе СЕ.
В Минрегионстрое в письменном ответе "Европейской правде" отметили, что существующая нормативная база регулирует "условия формирования способных территориальных общин (села, поселка, города), а также порядок разработки и принятия перспективного плана формирования территорий общин, а не их количество".
Но ведь когда речь идет об индикативных показателях будущей реформы, никто и не ожидает, что ее параметры будут записаны в законах!
Автору хотелось бы отдельно заметить: формирование неопределенности – это, вероятно, худшее, что можно создать для общественной поддержки реформы.
Этот пример демонстрирует, что данные все равно будут попадать в публичное пространство. Только в этом случае у них неизбежно возникнут ложные трактовки. Так не лучше ли заранее сообщить обществу, как и почему запланировано реформировать государство? Ведь, по нашим данным, у Минрегиона есть четкие и убедительные аргументы в пользу укрупнения административных единиц. Эти аргументы звучат на экспертных дискуссиях, их сообщают представителям Конгресса СЕ, но почему-то не коммуницируют для народа.
Бочка меда
Если отбросить проблемы с публичностью, отчет Конгресса – довольно комплиментарный.
В Страсбурге признали успехи правительства в подготовке и проведении первого этапа административно-территориальной реформы. В частности – когда речь идет о бюджетной части.
В этом разделе документа полно дифирамбов в адрес Киева.
"Делегация почувствовала, что речь идет об относительно полном и смелом проекте развития, в котором предполагается проведение глубинных реформ, но также и изменение менталитета", – говорится в документе.
Как известно, местные власти с 2015 года уже живут по новой схеме формирования бюджета.
"Начато создание прочной финансовой базы, которая гарантирует, по крайней мере, с точки зрения экономического роста в деятельности общин определенную стабильность ресурсов по сравнению с предыдущим годом", – считают в Совете Европы.
Обнародованный отчет содержит также раздел "условия успеха" – рекомендации относительно того, на что Киев должен обратить внимание, чтобы обеспечить качественное продолжение админреформы.
Там, в частности говорится о необходимости большей открытости реформы. Конгресс СЕ советует Киеву заняться "созданием реальной системы постоянного консультирования с представителями национальных ассоциаций органов местного самоуправления".
"Нельзя недооценивать масштабы задачи или настоящую "революцию" структур и менталитета, которые она предусматривает", – отмечают европейские политики.
Конституционная реформа
И, наконец, нельзя не остановиться еще раз на вопросе политреформы.
Отчет СЕ подтвердил ранее уже публиковавшуюся "Европейской правдой" информацию о том, что в Киеве обдумывали возможность переноса местных выборов, назначенных на октябрь текущего года.
Напомним, целью такого шага называлось завершение конституционной реформы в части самоуправления еще до того, как граждане будут выбирать представителей этого самоуправления.
Отчет подтверждает, что провести политреформу до выборов будет невозможно.
"После создания Конституционной комиссии... сроки утверждения изменений в Конституцию будут отложены. Эти сроки априори не выглядят совместимыми с должной подготовкой местных выборов, предусмотренных на 25 октября 2015 г., несмотря на то, что дата местных выборов должна быть определена за 60 дней до дня проведения выборов (то есть в течение последней недели августа 2015 г.)", – отмечают представители СЕ.
Между тем в Страсбурге воздержались от рекомендаций в адрес украинской власти о том, как лучше поступить в этой ситуации.
"Делегация (Конгресса СЕ), как и украинская власть, осознает, что ни одно решение не является вполне удовлетворительным", – утверждают авторы документа.
"Европейская правда" продолжает следить за ходом реформы. В ближайшие дни читайте на страницах нашего издания интервью одного из ключевых ее идеологов, Анатолия Ткачука, который раскроет еще несколько "тайн" подготовки правительства к административно-территориальной реформе.