Политическое финансирование по-чешски

Вторник, 5 мая 2015, 17:05 — Людмила Тягнирядно, для Европейской правды

Для европейских стран финансовая прозрачность партийных финансов является прерогативой. Украина же проходит тернистый путь внедрения реформ.

Примером этих реформ может быть Чехия, за довольно короткое время сумевшая стать передовой страной, которая официально обнародует фамилии инвесторов партий. На сайте министерства юстиции Чешской Республики есть отдельный раздел с ежегодными отчетами партий.

По данным международной организации Transparency International, которая в 2014 году исследовала прозрачность избирательных кампаний сенаторов Чешской Республики, выяснилось, что самой прозрачной стала кампания Вацлава Ласки.

Сенатор полностью обнародовал свои финансовые затраты, донорские и благотворительные взносы до единой кроны.

Так он получил первенство в рейтинге самых прозрачных кампаний на выборах в Сенат.

Из разговора с сенатором мы узнали, что в Чешской Республике законодательством регулируется не избирательная кампания, его цель – политические партии и их финансовая состоятельность. Каждая политическая партия или кандидат получает финансирование в зависимости от электоральной поддержки и количества местных, действующих депутатов, сенаторов. Законодательство также регулирует возмещение избирательных расходов.

Либор Михалек – еще один сенатор, с которым нам выпала возможность пообщаться, – объясняет, что в чешском законодательстве есть принцип "порога" – избирательного процента голосов, который зависит от вида выборов. "Это означает, что отсутствует автоматическая зависимость между расходами и общественными взносами. Именно на этом некоторые партии и выигрывают", – отмечает господин Михалек.

Годовая публичная субсидия для политической партии

Законодательством установлено, что каждая парламентская политическая партия получает ежегодно за каждый мандат депутата или сенатора 900 тыс. крон.

Годовая субсидия для региональных парламентских партий – политические партии получают за каждый мандат регионального депутата или депутата Праги 250 тыс. крон.

Главным условием в обоих случаях является избрание депутата из списка партии. Преодоление избирательного порога в 3% голосов на выборах депутатов национального парламента дает возможность получить 6 млн крон и на каждую 0,1% – 200 тыс. крон вплоть до 5%. Даже если партия получает более 5% на выборах в законодательный орган, она получит максимум 10 млн крон.

В случае выборов в парламент ЕС партии, получившие больше 1%, получат 30 крон за каждый голос.

Помимо государственного финансирования политических партий, в Чехии есть еще и частное. Сумма донорской помощи может быть неограниченной. Однако для контроля этих денежных потоков есть обязательное требование к частным донорам – публиковать доходы, особенно благотворительные взносы (пожертвования), для предотвращения коррупции.

Членские взносы

Еще одним классическим способом получения дохода для политической партии являются членские взносы. Проблема же состоит в том, что немногие партии могут похвастаться необходимым количеством членов.

Следствием этого стало внедрение системы публичных субсидий.

Другая сторона медали – члены крупных партий являются представителями социальных классов с наименьшим доходом. К примеру, в Чехии большинство членов Коммунистической партии, Партии христианских демократов, Социально-демократической партии – пенсионеры. Поэтому этот вид дохода не становится весомым.

Благотворительные взносы и наследство

По словам сенаторов, благотворительные взносы представляют собой наибольшую проблему финансирования политических партий и движений.

В случае Чехии в течение 1995-2001 годов только ODS получила существенные пожертвования (всего в течение 1995 – 1997 годов, когда партия была при власти, особенно в 1996-й – год выборов). По чешскому законодательству, каждое пожертвование размером более 50 тыс. крон должно быть задекларировано.

Доноры должны быть известны. Их имена публикуются в специальных формах на сайте.

Благотворительные взносы запрещены в случае, если они поступают от государства (за исключением публичных субсидий), местного самоуправления, государственных юридических лиц либо юридических лиц с участием государства, юридических лиц, принадлежащих органам местного самоуправления, международных организаций (за исключением иностранных политических партий и фондов), иностранных граждан (тех, кто постоянно проживает в Чехии). Чехи, проживающие за рубежом, имеют право делать взносы для партий.

Партии могут быть наследниками, но только если общая сумма не превышает 100 тыс. крон. В свою очередь задачей партии является проверка происхождения этих денег и, собственно, самого наследодателя.

Контроль за финансами

В Чехии система контроля финансовых поступлений основана на самостоятельной инспекции, проводимой партийными органами. Это означает, что этап самого низкого уровня контроля – достаточно частный. Каждая партия должна выбрать аудиторскую компанию, которая проверяет финансы и заверяет их.

Второй уровень проверки политической партии – фискальный. Это может быть автоматический контроль или проверка по запросу Палаты депутатов.

Ежегодно до 1 апреля Палата депутатов должна получить от всех партии полный финансовый отчет за последний год.

Вся информация должна быть приложена к отчету – финансовый отчет, аудиторский отчет, информация о донорах. Комитет по вопросам бюджета проверяет только формальные критерии. Например, соблюдение сроков представления документов.

После этого Комитет представляет Палате депутатов резолюцию, подтверждающую, какие партии придерживались требований закона, а какие – нет. Далее Палата депутатов принимает резолюцию, в которой публикует, подали ли партии, получившие публичное финансирование, все отчеты.

Если партии этого не сделали или не прислали необходимую информацию вовремя, Палата депутатов просит правительство об обращении в Высший суд для прекращения деятельности таких политических сил.

Этот механизм достаточно действенный, однако и у него есть свои недостатки. По словам сенаторов, больше всего проблем возникает у партий, которые не получили значительного дохода. Также проблемой является и то, что правительство никогда не обращалось в Высший суд для прекращения деятельности политических партии.

Чешская Республика за годы независимости успешно проходит путь к оптимальному избирательному законодательству и прозрачности финансов политических партий. Именно такая система дает возможность гражданскому обществу избирать своих представителей взвешенно и рационально. Кроме того, она служит действенным инструментом контроля над депутатским корпусом.

Написание этой статьи стало возможным благодаря Проекту международной технической помощи "Учебные программы профессионального роста" (CEUME).

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Реклама: