Международная помощь замороженному конфликту. Опыт Грузии для Украины
Словосочетание "опыт Грузии" в Украине, как правило, употребляют, когда упоминают о реформах времен Саакашвили – либо о полицейской, либо о других... Но за последний год эти слова приобрели новую окраску.
У двух войн – российско-грузинской и российско-украинской – немало общего. Обе привели к значительным человеческим жертвам и оккупации части страны.
Поэтому возникает естественное желание если не найти единое решение, то хотя бы не повторять чужих ошибок.
Так что пример Грузии, которая уже почти семь лет безуспешно пытается разрешить второй замороженный конфликт на своей территории, стоит того, чтобы задуматься: как нам избежать повторения ее пути?
Международный тупик
Чему нам стоит поучиться у грузин – так это здоровому скепсису по поводу международного формата решения конфликта.
В то время как Украина все еще надеется, что санкции попадут в цель и вопрос территориальной целостности будет решен в нормандском, женевском или каком-то другом формате, представители Грузии уже давно не связывают своих надежд с регулярными визитами в Женеву.
В грузинском случае речь идет даже не о скепсисе, а о пессимизме.
Стоит отметить, что разочарование прослеживается как на уровне экспертов и представителей гражданского общества, так и среди официальных лиц.
В частности, в офисе представителя премьера по сотрудничеству с Россией откровенно говорят, что женевский формат пригоден только для обсуждения текущих проблем на "границе".
"Более-менее формат женевских дискуссий работает в вопросе возвращения похищенных людей. Однако в отношении других проблем переговоры не продвигаются. А что касается вопросов территориальной целостности Грузии, то они еще и откатились назад после подписания соглашения РФ с Абхазией о союзничестве (а теперь – и с Южной Осетией)", – отмечают чиновники.
Сложно не провести сравнение с Украиной, где, несмотря на непрерывность переговоров в самых различных форматах и давление всех мировых лидеров, даже вопрос освобождения заложников в последнее время продвигается невероятно сложно.
Еще одним элементом внешнего давления, на который все еще надеется Украина и в отношении которого Грузия утратила всякие иллюзии, являются международные миссии.
Наблюдательная миссия ЕС работает в Грузии уже 6,5 лет и будет работать минимум до декабря 2016 года.
Ключевая задача международных наблюдателей – патрулирование на линии оккупации, анализ информации и фиксация нарушений (о которых впоследствии передаются отчеты в Брюссель).
Очень похоже на наблюдательную миссию ОБСЕ на Донбассе – только наблюдение, только отчеты.
В то же время присутствие европейских "миссионеров" не помешало оккупационной власти – несмотря на протесты ЕС – строить внутреннюю границу на грузинской территории (7 км ограждения на линии с Абхазией и 53-54 км – с Южной Осетией).
В самой миссии признают ограниченность собственных функций, однако убеждают, что шансы на эскалацию без международных наблюдателей были бы значительно выше.
"Мы должны иметь доступ к оккупированным территориям, однако нас туда не пускают. В то же время мы фиксируем все нарушения на разделительной линии и передаем их в Брюссель", – говорят в главном офисе миссии в Тбилиси.
Конечно, даже неэффективность международных переговоров и ограниченное влияние миссии ЕС не должны побуждать Украину отказаться от этих механизмов (собственно, и сама Грузия продолжает их применять).
Однако 7-летний опыт соседней страны указывает на то, что переговоры с РФ о добровольном возвращении оккупированных ею территорий, даже при условии участия западных посредников, имеют ограниченные перспективы.
Именно поэтому есть смысл попытаться решить конфликт с помощью внутриполитических факторов.
И в данном случае пример Грузии не менее полезен.
"Услышать Донбасс"
Для разрешения замороженного конфликта в Грузии создано отдельное министерство по вопросам реинтеграции, а также принята Стратегия в отношении оккупированных территорий, которая четко прописывает план действий властей, направленный на примирение с населением Абхазии и Южной Осетии.
На этом пути в Тбилиси не избежали ошибок, которые сейчас приходится исправлять. Главный "новый рецепт" – как можно большая интеграция жителей оккупированных территорий.
В частности, решается вопрос гражданства этих жителей – для того, чтобы у них не было проблем при пересечении внутреннего "границы". Для этого создан новый тип "паспортов" – "нейтральные документы".
С помощью такого рода удостоверений грузины, оказавшиеся "по ту сторону колючей проволоки", имеют возможность получать бесплатное медицинское обслуживание, которое полностью финансируется из бюджета Грузии.
Таким же образом был решен и вопрос с образованием молодых южных осетин и абхазцев, дипломы и аттестаты которых признаются Грузией.
И этот пример особенно показателен, ведь понятно, что уровень образования на оккупированных территориях значительно ниже; к тому же обучение на грузинском языке постоянно ограничивается. Но правительство дало возможность молодым абхазцам и южным осетинам на конкурсной основе продолжать обучение на территории Грузии.
Украина, учитывая последние заявления Министерства образования о непризнании дипломов, выданных вузами Донбасса, к такому решению, увы, пока не готова.
Конечно, далеко не все вопросы решены и в Грузии, да и не все можно решить в рамках документов и постановлений.
В то же время сами грузинские эксперты признают, что страна начала заниматься вопросами налаживания связей с населением оккупированных территорий слишком поздно.
"Мы всегда говорили, что это наша земля, и никогда – что это наши люди. Не повторяйте наших ошибок", – отмечают представители экспертного сообщества в личных разговорах.
Но сумеет ли Украина учиться на ошибках соседей?..
Разделенные колючей проволокой
Чтобы понять, насколько сложным и комплексным является вопрос реинтеграции, достаточно отъехать на расстояние всего 40 км (!) от Тбилиси – именно там проходят построенные россиянами разделительные линии между Грузией и Южной Осетией, оснащенные ограждениями и камерами наблюдения.
Местами оккупационная власть отрезала колючей проволокой от своих сел целые семьи.
Кое-где ограждения, установленные российскими войсками, разделяют пополам кладбища и грузинские села.
Давид Ванишвили, житель села Курвалети, дом которого российские войска отрезали от Грузии, уже ощутил на себе все "преимущества" проживания на оккупированной территории.
Сейчас 80-летний пенсионер не может вывезти в Грузию свою тяжелобольную жену для лечения.
"Если я уеду, за несколько дней мой дом разграбят и разнесут", – возмущается он.
Не легче ситуация и для младших жителей оккупированных территорий.
Как отмечает Ванишвили, его внук никак не может жениться, поскольку ни одна девушка "по ту сторону колючей проволоки" не захочет жить с ним в российском анклаве.
Оккупация – евроинтеграции не помеха
Так какие же могут быть перспективы у страны, которая де-факто потеряла контроль над частью территории, в которой хозяйничают оккупационные войска соседа?
Грузины по этому поводу более чем оптимистичны.
Преодолеть "разделительные линии" в Грузии надеются... с помощью реформ. Как бы банально это ни звучало. Особую надежду во властных кабинетах возлагают на евроинтеграцию и, в частности, на безвизовый режим с ЕС.
Ведь это сделает грузинский паспорт "престижным документом".
"Стоит только посмотреть на пример Молдовы, где тысячи людей из Приднестровья получили молдавский паспорт, чтобы свободно путешествовать в Евросоюз", – отмечают в министерстве по вопросам евроинтеграции.
Еще больше надежд чиновники возлагают на возможное будущее членство в ЕС (хотя и признают, что в ближайшее время ожидать его не стоит).
При этом чиновники убеждены, что вопрос оккупированных территорий не станет помехой.
"Мы сможем вступить в ЕС даже и с проблемными территориями. Есть пример Кипра (стал членом ЕС с неопределенным статусом оккупированной северной части). Так что конфликты не будут решающим фактором", – отмечает представитель министерства по евроинтеграции.
Конечно, такого рода ожидания, мягко говоря, завышены.
Вряд ли хоть один европейский политик сейчас признает обозримые перспективы членства Грузии в ЕС. Если такое решение когда-нибудь и будет принято, то на это уйдут десятилетия. Да и сравнение последствий безвизового режима с Евросоюзом для Молдовы и Грузии не совсем оправданно хотя бы с точки зрения близости к границам ЕС.
Однако такая самоуверенность и нацеленность грузинских чиновников на восстановление отношений с оккупированными регионами, к тому же подкрепленная реальными шагами, достойна подражания.
Конечно, можно много говорить о том, что Украина сегодня все еще находится в активной стадии конфликта и у нас есть другие задачи.
Однако будут ли готовы украинские власти и общество к диалогу с населением Донбасса, когда смолкнет оружие?
Будет ли Украина способна на внутренние реформы, чтобы разговаривать с ними с позиции успешного европейского государства?
Пока эти вопросы остаются открытыми.
И в нашем случае они – совсем не теоретические.
Автор:
Надя Кайданович, Европейская правда
Визит в Грузию был организован Институтом мировой политики и Кавказским домом при поддержке посольства Великобритании в Украине.