Драма "грекономики" и ее уроки для Украины
Ближайшие дни могут стать решающими в судьбе Греции. От согласия греческих властей на болезненные реформы и от поддержки ЕС зависит будущее этой страны. И возможно – будущее Евросоюза.
"Европейская правда" начинает публикацию экспертных материалов, посвященных истории "греческой трагедии" и ее урокам для Украины.
* * * * *
Похоже, что в финансовом секторе Греции развернулась настоящая трагедия. Весь июнь правительство страны пыталось договориться с кредиторами о реструктуризации. Однако власти Греции не торопились идти на поводу у западных кредиторов, сочтя предложение "деньги в обмен на реформы" нонсенсом. После провала переговоров о реструктуризации за несколько дней вкладчики вынесли из греческих банков около 2 млрд евро.
Активные переговоры о реструктуризации в Украине и наше стремление стать членом ЕС привлекают внимание к теме Греции и позволяют строить некоторые аналогии. Поэтому вникнуть в греческий вопрос будет не просто любопытно, но в какой-то степени и полезно.
Греция и Украина
Чтобы получить общее представление об экономике Греции, обратимся к наиболее авторитетному глобальному источнику – Справочнику Центрального разведывательного управления США.
Основные показатели макроэкономической статистики по Греции и Украине
Показатель | Греция | Украина |
ВВП по покупательной способности в 2014 году | $284,3 млрд | $373,1 млрд |
Место по размеру ВВП за 2014 год в мировом рэнкинге стран | 53 | 49 |
Темп прироста ВВП | +0,6% (2014), - 3,9% (2013), - 7,0% (2012) | -6,5% (2014), 0% (2013), 0,3% (2012) |
ВВП на душу населения | $25800 (2014) | $8200 (2014) |
Место в глобальном рэнкинге стран по ВВП на душу населения | 66 | 135 |
Безработица | 26,8% (2014), 27,5% (2013) | 8,8% (2014), 7,2% (2013) |
Текущий счет платежного баланса | $1,717 млрд (2014) | -$6,062 млрд (2014) |
Инфляция (+), Дефляция (-) (Официальные данные) | -0,9% (2014) +1,0% (2013) | +11,3% (2014); -0,3% (2013) |
Бюджетный дефицит к ВВП | -3,4% (2014) | -5,0% (2014) |
Госдолг к ВВП | 174,5% (2014); 175,1% (2013) | 66,2% (2014); 40,3% (2013) |
Источник: CIA Factbook 2014
Как видим, по показателю ВВП по покупательной способности греческая экономика меньше украинской, однако ВВП на душу населения в Греции в 3,14 раза выше, чем в Украине.
Некоторое понимание того, откуда у Греции такие большие объемы долгов, дает размер безработицы, который по итогам 2014 года составил 26,8%. Это огромная нагрузка на бюджет страны. Также обращает на себя внимание просто-таки гигантский показатель соотношения госдолга к ВВП на конец 2014 года – в размере 174,5%.
По данным ЦРУ, в 2014 году по соотношению госдолга к ВВП Греция была третьей в мире, уступив место лишь Японии (227,7%) и Зимбабве (181%).
Экономика Греции находилась в разбалансированном состоянии, на это косвенно указывает не только рекордный уровень безработицы, но и дефляция. За 2014 год дефляция составила 0,9%, а в мае 2015 уже ускорилась до 2,1% в годовом исчислении.
Также обращают на себя внимание рекордные (для стран ЕС) темпы падения ВВП Греции в 2012 и 2013 гг. За эти годы страна потеряла примерно 10% своей экономики, и рост ВВП на 0,6% в 2014 году никак ситуацию не спас.
Греческая трагедия
Ситуация в греческой экономике развивалось постепенно, и нельзя сказать, что о проблемах Греции не знали в Еврокомиссии.
Наглядно изменения за последние 10 лет видны при сопоставлении соотношения госдолга к ВВП и уровня безработицы. Корреляция этих показателей налицо.
В 2004 год Греция вошла с соотношением госдолга к ВВП на уровне меньше 100% и безработицей в 10,8%. Эти показатели для ЕС можно было считать нормальными, разве что соотношение госдолга к ВВП подавало определенный сигнал.
Именно тогда, в середине 2000-х, и нужно было начинать лечить греческую экономику.
С 2008 по 2012 год соотношение госдолга к ВВП выросло со 105% до 171%, а безработица – с 8,1% до 21,5%.
Почему так произошло?
Критический уровень соотношения госдолга к ВВП был увеличен, поскольку в эти неблагоприятные годы падал ВВП и бюджетный дефицит заставлял осуществлять все новые и новые займы.
При этом подлечить экономику стандартными книжными рецептами – инфляцией или девальвацией – Греция не смогла.
Причины этого ясны: Греция входит в зону евро и является членом ЕС.
Девальвировать евро в интересах одной страны никто не будет, а в условиях открытого рынка внутри ЕС подорожание греческих товаров будет означать их замену аналогами из соседних стран.
Греция оказалась зажатой между требованиями МВФ и своими обязательствами перед Еврокомиссией.
МВФ повел себя стандартно – как, впрочем, и везде, – требуя сократить объем госдолга. Действительно, соотношение между госдолгом и ВВП снизилось в 2014 году до 156%, но потом мы опять увидели рост.
Уже ко второму кварталу 2015 года Греция подошла с показателем соотношения госдолга к ВВП на уровне 177,1%, что стало историческим рекордом и поводом для беспокойства кредиторов. Причина такого роста банальна – возобновление падения экономики.
В январе-марте 2015 года греческий ВВП сократился на 0,2%, после спада на 0,4% в четвертом квартале 2014 года, и греческая экономика вернулась в состояние рецессии.
Уроки для Украины
Технические рецепты МВФ и танцы Еврокомиссии на протяжении последних 10 лет Греции никак не помогли.
Экономика страны продолжает падать, периодически выходя из рецессии. Долги страны растут быстрыми темпами и текущие трудности в переговорах с кредиторами - это закономерный эффект.
Хотя Греция подчинилась требованиям кредиторов в 2012 и 2013 годах, но в результате ситуация стала только хуже.
Возникает естественный вопрос - "что дальше?". И ответ на него интересует не только правительство Греции и его частных кредиторов, но и население.
Также в этой ситуации напрашивается еще один логический вопрос: раз МВФ и Еврокомиссия взялись спасать экономику Греции, то где же результаты их работы?
И почему так получилось, что две наиболее авторитетные в экономическом плане организации на планете провалили задание?
В случае с Грецией этот сложный и неприятный, но законный вопрос имеет несколько ответов.
Греция находится в составе ЕС и зоне обращения евро.
Греция не может сама широко оперировать инфляцией, текущим счетом платежного баланса, выставлять барьеры для товаров и услуг из стран-членов ЕС.
Этих условий в Украине пока нет, но опыт Греции и бездарная экономическая политика ее правительств в 2004-2012 годах крайне полезны для изучения, так как членство в ЕС для стран с такими слабыми экономиками имеет не только плюсы, но и, как видим, огромные минусы.
МВФ и ЕС подпитывали греческую экономику деньгами постепенно.
Проще говоря, они выделяли ресурсы и шли на реструктуризацию долгов Греции впритык.
Поэтому их финансовая поддержка не привела к восстановлению роста греческой экономики в долгосрочной перспективе.
Поступательный график выделения денег сыграл со страной злую шутку: госдолг вырос, а эффекта от внешних кредитов страна так и не увидела - получила безработицу выше 25% и соотношение госдолга к ВВП на уровне Зимбабве.
Вина за ошибочную стратегию лежит на всех трех сторонах: МВФ, ЕС и Греции.
Логика МВФ во всех странах одинакова и состоит в том, что за счет кредитов Фонда обеспечивается макроэкономическая стабильность, после этого начинает расти ВВП и далее страна за счет роста экономики получает шанс уменьшать госдолг.
В случае с Грецией поддержки в 2011-2013 годах от внешних кредиторов было недостаточно. Похожую ситуацию мы наблюдаем и в Украине: госдолг растет, но уже второй год экономика падает и ее не спасают даже книжные рецепты девальвации и инфляции.
Долговая поддержка от МВФ и ЕС - это уже устаревший инструмент.
Очевидно, что и МВФ, и ЕС нужно попробовать поискать новые инструменты стабилизации слабых экономик, поскольку пичканье стран с такой экономикой новыми долгами заводит ситуацию в тупик.
Нужно учитывать, что соотношение в 227,7% между госдолгом и ВВП у Японии и в 177,1% у Греции - это совсем разные нагрузки на госбюджет. Если облигации правительства Японии выпускаются сроком на 20-30 лет с доходностью в 0,1-0,3% годовых, то греческие облигации в середине июня торговались с доходностью в 12-28% годовых. В таких условиях выход страны на рынок с новыми займами просто заблокирован и она вынуждена снова просить денег у МВФ или ЕС.
Новые финансовые вливания могут снизить стоимость обслуживания долга, но при этом они будут увеличивать соотношение госдолга к ВВП и нагрузку на экономику в целом.
Если внешние системные кредиторы хотят получить свои деньги назад, им нужно разработать план, по которому финансовая помощь стране приведет к стабильному росту ее экономики. Один из вариантов снижения роста госдолга - сопровождение кредитов безвозвратной финансовой помощью или списание старых долгов.
Схожие ошибки
Экономику Украины в какой-то степени спасать легче и дешевле, чем греческую.Но пока мы наблюдаем у наших внешних кредиторов те же симптомы, что и в случае с Грецией.
В начале 2015 года Джордж Сорос озвучивал сумму требуемого Украиной финансирования в размере $50 млрд. Однако, по словам премьер-министра Арсения Яценюка, на ближайшие 4 года нам выделили только $25 млрд, при этом часть из них - это деньги Фонда с ограниченными возможностями использования.
В 2014 году МВФ бездарно провалил программу stand by, так и не достигнув никакой макроэкономической стабилизации. Для нас причина провала очевидна - плохая экспертиза Фондом локальных рисков.
В случае с Грецией не учли ее обязательства перед ЕС, факт вхождения в зону обращения евро и отсутствие любых торговых барьеров для товаров из стран ЕС на греческом рынке.
Более того, в 2013 году уровень соотношения госдолга к ВВП снизили со 171% до 156%, т.е. заставили страну уменьшить госдолг, хотя по идее для достижения устойчивого экономического роста нужно было бы перестраховаться, оставив госрасходы в Греции на большом уровне.
В Украине же неверно было определено влияние курса доллара на национальную экономику и уровень стабильности финансовых рынков, а также влияние супердевальвации на банковскую систему.
Политика "рыночного валютного курса" хороша прежде всего для МВФ, так как она позволяет минимизировать размер кредитной поддержки Украины.
Борясь с диспропорциями на валютном рынке, мы получили новую системную проблему - гигантское снижение объемов банковских кредитов, в т.ч. из-за банкротства 52 из 180 банков. Ситуация дошла до критической точки, когда стало ясно, что и "дочки" иностранных банков в Украине не собираются увеличивать свои кредитные портфели.
Слабая кредитная поддержка реального сектора не позволит Украине в 2015-2016 годах быстро восстановить ВВП, а значит, госдолг к ВВП будет гарантированно расти, если конечно Минфин не уговорит частных кредиторов списать его часть.
Конечно, масштабы греческой трагедии в десятки раз превышают то, что происходит в Украине.
Греция практически подошла к финансовому тупику, за которым - или списание долгов, или финансовая дискриминация страны.
Украине же нужно требовать политического решения по увеличению объемов кредитов и финансовой помощи от западных партнеров, так, чтобы эта помощь смогла привести к долгосрочному экономическому росту.
И разумеется, такие требования в глазах наших западных партнеров будут выглядеть солиднее, если они будут сопровождаться успешными экономическими реформами.
Автор: Виталий Шапран,
член исполкома Украинского общества финансовых аналитиков (УОФА)