Иран без санкций – новая экономическая эпоха для ЕС и России

Вторник, 21 июля 2015, 13:29 - Виталий Шапран, для Европейской правды

20 июля Совбез ООН проголосовал за программу снятия санкций с Ирана, согласно которой предусматривается постепенное аннулирование санкций на протяжении 10 лет. Власти Ирана заявили, что готовы рассматривать вопрос об отказе от ядерной программы в обмен на отмену санкций.

Резкое потепление отношений Ирана со странами Запада заставляет экономистов и инвестиционных аналитиков пересматривать свои прогнозы по ценам на нефть, а также говорить о грядущем росте товарооборота между Ираном и ЕС. Однако - и это главное - потепление отношений межу Ираном и ЕС откладывает на неопределенное время восстановление высоких цен на сырьевых рынках, ключевым из которых остается рынок нефти.

История санкций

Напряженность между Ираном и западным миром началась в 50-е годы ХХ века. Британцы бойкотировали иранские нефтепродукты после национализации Ираном Англо-иранской нефтяной компании, которая принадлежала правительству Великобритании. Первые санкции поддержали и США.

Усиление санкций со стороны США произошло после Иранской революции 1979 года – были заморожены счета иранских компаний, а в 1987 году был полностью запрещён всякий товарообмен между США и Ираном.

В 1996 году Конгресс США утвердил закон о новых санкциях, по которому любая компания, инвестировавшая в нефтяную энергетику Ирана более 20 миллионов долларов, будет также подвержена санкциям, среди которых:

  • запрет на межбанковскую деятельность;
  • аннулирование лицензий компаний-нарушителей на экспорт оборудования в США;
  • запрет на кредиты размером более 10 миллионов долларов у американских банков;
  • запрет американским компаниям инвестировать средства в компанию-нарушителя;
  • запрет на покупку долговых обязательств американского правительства;
  • запрет американским компаниям импортировать оборудование в указанное государство.

Европейский союз официально присоединился к санкциям против Ирана только в 2010 году в связи со спорами вокруг иранской ядерной программы.

Санкции ЕС усилили ограничения для Ирана во внешней торговле, финансовой сфере, энергетическом секторе и технологиях, установили запрет на страхование и перестрахование европейскими страховыми компаниями государства Иран и принадлежащих Ирану частных компаний.

Как и в случае с РФ, основные санкции были направлены на блокирование использования финансовых рынков ЕС и США для привлечения капитала (инвестиций) в Иран, а также на лимитирование закупок у Ирана энергоресурсов.

Иран – последствия санкций

Нынешний Иран - 19-я по размеру экономика мира, сразу после Канады, Испании и Турции. При этом ВВП на душу населения в 2014 году составлял $16,5 тыс. За 2014 год ВВП страны вырос на 1,5%, а в 2012 и 2013 гг. упал на 1,9% и 6,6% соответственно.

Как видно, эпоха высоких цен на нефть прошла мимо экономики Ирана, частично из-за того, что экономика этой страны длительное время находилась под санкциями.

На фоне падения экономики в стране наблюдалась повышенная (для исламских стран) безработица: в 2014 году на уровне 10,4%.

Несмотря на плохие показатели экономического роста бюджетный дефицит страны в 2014 году составлял примерно 0,7% ВВП. Однако инфляция в 2013 году была зафиксирована на уровне 39,3%, а в 2014 году - в размере 15,8%.

По итогам 2014 года профицит торгового баланса Ирана составлял $28,8 млрд, однако это не оказывало положительного влияния на экономику страны. Согласно публичным данным ЦРУ, в 2014 году более четверти всего экспорта из Ирана приходилось на КНР, 11% - на Турцию, 10,6% - на Индию, 7,3% - на Японию.

80% экспортных поставок занимала нефть и продукты нефтепереработки.

Несмотря на профицит торгового баланса, за 2014 год иранский реал к доллару США обесценился примерно на 40%.

Во всей этой статистике есть любопытные детали: большой профицит торгового баланса уживается с девальвацией; имеет место более чем скромное соотношение дефицита госбюджета к ВВП на фоне повышенной инфляции и многое другое. Такие аномальные ситуации являются следствием длительных санкций против этой страны.

Что теперь?

Судя по всему, санкции очень серьезно тормозили развитие экономики Ирана, придавая его экспорту и экономике в целом сырьевой характер.

США и ЕС как бы законсервировали на длительный период этот огромный запас энергетических ресурсов.

После усиления напряженности в отношениях с РФ, очевидно, США и ЕС пришли к идее расконсервировать эти запасы. А посмотреть в Иране действительно есть на что:

  • Иран - четвертый в мире по объемам разведанных запасов нефти - 157,3 млрд баррелей (РФ только на 8-м месте);
  • Иран - второй в мире по разведанным запасам газа - 33,8 трлн кубометров (РФ на первом месте с запасами в 47,8 трлн кубометров).

Сейчас Иран добывает примерно 3,113 млн баррелей нефти в день и экспортирует около 1,3 млн баррелей в день.

Чтобы достигнуть объемов добычи, сравнимых с той же РФ, Ирану необходимо увеличить их примерно втрое. Тогда он сможет потеснить РФ на рынке нефти.

Для того чтобы сравниться с РФ по добыче газа, Ирану нужно увеличить его добычу в 6 раз. Поэтому первоочередная задача, которая сегодня стоит перед Ираном, - привлечь в страну инвестиции, которые позволят резко увеличить объемы добычи нефти и газа.

Иран сейчас экспортирует всего около 10 млрд кубометров газа в год, но если доводить уровень эксплуатации разведанных запасов газа даже до российских, то объемы экспорта газа могут вырасти до 200-250 млрд кубометров.

Это собьет спесь с российского "Газпрома" и навсегда диверсифицирует импорт газа в ЕС, сократив долю РФ на европейском рынке.

По всей видимости, ЕС и США уже выработали единую позицию по вопросу рокировки изгоев.

Перед глазами западного мира на одной чаше весов - иранские исламисты, готовые зарыть поглубже свои ядерные амбиции, а на другой - ядерная Россия, от поставок энергоносителей которой ЕС все же зависим.

Судя по тексту резолюции Совбеза ООН, а также по заявлениям ЕС, расконсервация Ирана будет проводиться медленно. Но и задача, которая стоит перед Ираном, - нарастить мощности по добыче газа и нефти - не может быть решена за пару месяцев.

Осторожность политиков из ЕС и США понятна: если в Иран хлынет денежный поток, сопоставимый с тем, который ранее отправлялся в РФ, то должны быть гарантии того, что Иран не начнет вооружаться, например, закупая вооружение у той же России или КНР.

Понимая, что расконсервация Ирана означает для РФ потерю монополии на экспорт газа в ЕС и бессмысленность строительства дорогих газопроводов в обход Украины, Россия, конечно же, начнет действовать в ответ.

Для Украины эти геополитические игры вокруг Ирана несут ряд позитивных моментов.

Если РФ будет добиваться охлаждения отношений между Ираном и США с ЕС, то, скорее всего, это отнимет у нее много ресурсов.

Появление Ирана как главного экспортера газа в регионе может стать поводом для строительства новых маршрутов газопроводов, что интересно украинским трубным заводам и, главное, - страна сможет претендовать на часть иранского газового пирога.

 И это уже не говоря о тенденции снижения нефтяных цен! 

Впрочем, не обошлось и без "ложки дегтя". Открытие иранского рынка для компаний из ЕС, а главное – ожидаемая сверхвысокая рентабельность иранских энергетических проектов может негативно повлиять на интерес европейских инвесторов к Украине.

Насколько серьезным будет последний фактор, во многом зависит и от Украины - привлекательность инвестиций в украинскую экономику может быть не менее выгодна. 

 

Автор: Виталий Шапран,

член исполкома Украинского общества финансовых аналитиков (УОФА)