ЛГБТ празднуют победу в Страсбурге: решение, меняющее Европу и Украину
21 июля Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) принял, без сомнения, историческое решение.
У нас – за бурными украинскими событиями – его мало кто заметил, потому что формально Украина не фигурирует в решении суда. Тем не менее, оно будет иметь влияние не только на наше государство, но и на весь регион.
Страсбургский суд – с минимальным преимуществом в один голос и неожиданно для всех наблюдателей – обязал Италию узаконить союзы однополых пар.
А теперь внимание: в судебном органе Совета Европы, членами которого являются и Украина, и Россия, и даже Азербайджан с Турцией, действует прецедентный принцип.
Поэтому если это решение вступит в силу, ЛГБТ-союзы со временем станут обязательными на всей территории Совета Европы.
Тот факт, что эти перемены будут тектоническими (по крайней мере для государств на востоке и юге европейского континента) – очевиден и вряд ли нуждается в доказательствах. Поэтому уже сейчас следует проанализировать их возможные последствия, а также возможные пути, как ЛГБТ-решение Европейского суда по правам человека может распространиться на Украину.
Так что же постановил суд?
Решение ЕСПЧ принято по искам трех итальянских гей-пар. Они пытались юридически оформить свои отношения, но власти Италии отказали, ссылаясь на то, что браки и гражданские союзы могут заключаться исключительно между женщиной и мужчиной.
Конвенцию о правах человека – основополагающий документ Совета Европы – подписали еще в 1950 году. Тогда никто и представить не мог, что спустя полвека развернется дискуссия о законности гей-браков. Тем не менее, в тексте конвенции есть статья 8 вот такого содержания:
1. Каждый имеет право на уважение своей частной и семейной жизни...
2. Органы государственной власти не могут вмешиваться в осуществление этого права, за исключением случаев, когда вмешательство осуществляется в соответствии с законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной и общественной безопасности или экономического благосостояния страны, для предотвращения беспорядков или преступлений, для защиты здоровья или морали либо для защиты прав и свобод других лиц.
Именно на эту статью сослался Европейский суд по правам человека.
В ЕСПЧ, конечно же, решили, что запрет на брак мужчины с мужчиной и женщины с женщиной не может быть обоснован ни "национальной безопасностью", ни "защитой морали", ни, тем более, мотивами благосостояния или здравоохранения.
Важный момент: Страсбург не требует от Рима узаконить ЛГБТ-браки и предлагает найти другую форму, которая не содержит слова "брак".
Но право на союз должно быть у всех пар, включая однополые.
Решение не является окончательным, у итальянского правительства еще есть право его обжаловать.
Об этой возможности и шансах на успешное обжалование мы напишем чуть ниже. А сначала – о влиянии этого решения суда на Украину, и не только на нее.
Мечты Азарова сбываются!
Миф про "Гейропу", которая навязывает нам свое соглашение и поэтому якобы заставит Украину узаконить однополые браки, был один из самых популярных в 2013 году, когда российские пиарщики под руководством Сергея Глазьева и Виктора Медведчука пытались обосновать отказ Януковича от ассоциации.
В декабре, после начала Майдана, к ним присоединился тогдашний премьер Николай Азаров, который утверждал, что требование об однополых браках является официальной частью обязательств Киева перед ЕС в рамках безвизового диалога.
В этих аргументах не было ни слова правды – ведь никаких обязательств по этому поводу нет ни в Соглашении об ассоциации, ни в плане действий по визовой либерализации.
Но прошло менее двух лет, и "мечты Азарова" приблизились к реальности.
Дело в том, что Украина является членом Совета Европы, поэтому решения ЕСПЧ распространяются и на нашу страну. И мы обязаны их выполнять.
Вот только сближение с ЕС здесь ни при чем, потому что в СЕ, как и мы, входят Россия, Армения и Азербайджан. А они, как известно, не стремятся в Евросоюз, но тоже обязаны выполнять решения Европейского суда по правам человека (правда, Россия сейчас пытается уклониться от этого обязательства).
Да, действие "итальянского решения" в Украине не является автоматическим.
Но в случае, если оно вступит в силу, ЕСПЧ очень быстро примет следующие решения – в том числе "украинское" – о праве однополых пар создавать "союзы". Пусть даже и не "браки".
Как это произойдет?
Дело в том, что в Страсбурге действует прецедентное право. Вердикт в отношении Италии служит достаточным основанием, чтобы принять такое же решение по украинскому иску, если он будет. А в том, что он будет, сомнений нет.
Достаточно, чтобы хотя бы одна гей-пара подала документы на регистрацию брака, получила отказ, обратилась в украинский суд и (гарантированно) его проиграла. И все, путь в Страсбург открыт!
К слову, эти судебные процессы будут "финансово привлекательными" для ЛГБТ-активистов. 5000 евро моральной компенсации плюс 2000-2500 евро на адвокатов должен заплатить Рим всем истцам по "итальянскому делу".
На рассмотрение итальянских исков ушло меньше 4 лет – жалобы всех 6 лиц в ЕСПЧ датированы 2011 годом. А это означает, что по правилам Суда они являются приоритетными. Поэтому в случае появления заявлений от украинских однополых пар вердикт также должен быть скорым.
Но вернемся к нашему образному выражению о "мечтах Азарова".
Несложно представить, что такие процессы, если они начнутся, будут иметь огромное влияние на Украину – и на парламент, и на "улицу". И пока сложно предсказать, как будет развиваться ситуация.
Но вопрос не только в Украине – решение ЕСПЧ встретили без энтузиазма во многих странах-членах СЕ. Речь идет не только о России или государствах Кавказа. О неготовности Литвы к таким изменениям уже заявила спикер Сейма страны. Похожего мнения придерживаются в Латвии, Польше, Румынии, Греции и так далее... Список на самом деле длинный.
Не говоря уже о Турции или Албании, где мусульмане составляют большинство населения.
Поэтому юристы и политики всерьез раздумывают над тем, не отменит ли ЕСПЧ свое решение.
Принять нельзя отменить
Мы уже упоминали о том, что решение Европейского суда по правам человека не является окончательным – оно может быть обжаловано в Большой палате Суда. Это – стандартная процедура.
И мы не сомневаемся, что Италия воспользуется правом на обжалование.
В пресс-службе Европейского суда раскрыли некоторые детали голосования. Решение по итальянскому делу готовила палата, состоящая из семи судей. Четверо из них проголосовали за удовлетворение требований ЛГБТ-истцов, трое – против. То есть победа была с минимальным перевесом в один голос, причем итальянский судья, как ни странно, голосовал "за".
В Большой палате ЕСПЧ голосуют 17 судей. И решение так же может быть принято с перевесом в один голос. Вопрос лишь в том, какая из сторон будет иметь преимущество в этот раз.
Формально правительства стран-членов СЕ не имеют никакого влияния на решения Страсбургского суда.
Но в таких вопросах юридическая логика порой проигрывает. К тому же под угрозой – будущее Совета Европы. И это не шутка.
Не надо быть оракулом, чтобы утверждать, что в случае подтверждения Большой палатой ЕСПЧ "итальянского вердикта" (а вслед за ним – "турецкого", "украинского", "польского" и так далее) это решение Суда не будет выполняться.
Да, однополые пары, скорее всего, получат свою компенсацию в 5 или 7 тыс. евро. Но суть решения – не в деньгах.
Италия, по мнению Страсбурга, должна изменить свое законодательство. Но это – за рамками власти правительства, эти изменения должен подтвердить парламент Италии (а за ним – Верховная рада, Сейм и так далее). И заставить депутатов голосовать "за" Европейский суд не в состоянии. Так что в этом случае в Совете Европы появятся два десятка государств-членов, которые отказываются выполнять решения ЕСПЧ. Причем– важное решение.
Такое развитие событий, кстати, будет выгодно России, которая сейчас рискует превратиться в изгоя в Совете Европы из-за отказа выполнять часть решений ЕСПЧ. Теперь российские дипломаты получат шанс вернуться в игру. Ведь количество стран, которые не выполняют обязательства перед СЕ, стремительно возрастет.
И кому будет нужен Страсбургский суд, который выносит решения, не обязательные к исполнению?
Однако остается другой вариант, при котором Большая палата отменит итальянское решение.
И тогда украинские, турецкие или польские однополые пары автоматически потеряют шанс на победу в Страсбурге по делам о ЛГБТ-союзах.
К слову, в Италия уже был подобный прецедент "политического" разбирательства в ЕСПЧ. В 2009 году Рим проиграл по делу "Лаутси против Италии". Тогда палата суда с минимальным перевесом в четыре голоса против трех запретила вывешивать распятия в школах, пояснив, что это оскорбляет и ограничивает нехристиан.
Это решение тоже могло стать историческим, но...
Апелляция длилась два года, к Италии присоединилось значительное число стран-членов СЕ и в итоге Суд кардинально изменил свое мнение – 15 из 17 судей Большой палаты решили, что христианскую символику можно оставить в школах. И ни у кого не вызывало сомнений, что в своем втором решении суд руководствовался не только юридическими, но и политическими соображениями. Хотя официально, конечно же, приводились сугубо юридические соображения.
Есть большая вероятность, что в деле о ЛГБТ-союзах история повторится.
Иначе последствия для Совета Европы будут слишком значительными.