Греция перед историческим выбором. Четыре возможных пути для Афин

Пятница, 3 июля 2015, 15:51 - Юрий Городниченко, Олег Кореньок, для Европейской правды

Ситуация вокруг греческого дефолта меняется с каждым днем. Уже в воскресенье 5 июля будет проведен референдум – на нем греки должны дать ответ, согласны ли они на условия єврокредиторов.

От результатов этого референдума зависит судьба не только Греции, но и всего ЕС. Определенное влияние греческие события будут иметь и на Украину.

Итак, посмотрим, как Греция дошла до такой ситуации и какие возможные сценарии развития событий.

С середины 90-х к 2015 году правительство Греции тратило больше, чем собирало налоговых поступлений. Дефицит покрывался за счет заемных средств, которые Греция получала почти на таких же условиях, как и Германия. Кредиторы предполагали, что даже если Греция не сможет платить по своим долговым обязательствам, на помощь придут другие члены еврозоны.

В октябре 2009 года греческое правительство объявило, что в течение многих лет предоставляло недостоверные данные о дефиците бюджета; реальный дефицит в два раза превышал те показатели, которые отмечались ранее, - 12% вместо 6%.

Такое сообщение подорвало доверие к Греции и повысило стоимость ее заимствований. В апреле 2010 года Греция быстро приближалась к банкротству.

Международный валютный фонд (МВФ), Европейский центральный банк (ЕЦБ) и Европейская комиссия (ЕК), так называемая "Тройка", чтобы избежать дефолта, выделили средства для Греции.

Программа помощи предусматривала определенные условия: требования по сокращению бюджетных расходов и увеличение налогов (жесткая экономия), либерализация рынка труда и других рынков (структурные реформы), устранение уклонения от уплаты налогов. Выдвинутые условия были нацелены на быстрый экономический рост Греции и погашение кредитов, но в результате выделенные средства не способствовали ни экономическому росту Греции, ни уменьшению бремени задолженности.

За всеми показателями греческая экономика оказалась в большой беде: с начала кризиса в 2009 году ВВП упал на 25% (!); соотношение государственного долга к ВВП выросло с 112% в 2008 году до 177% в 2014 году; и уровень безработицы повысился с 9% до 25%.

Что происходит сейчас

В понедельник, 22 июня, греческое правительство предложило "Тройке" новые условия

1) значительное (1,4% ВВП) пенсионное сбережение за счет увеличения взносов в пенсионный фонд с работников и работодателей,

2) введение нескольких новых налогов,

3) увеличение налога на добавленную стоимость.

Сначала такое предложение получило хорошие отзывы от европейских чиновников. С понедельника до поздней пятницы Греция вела переговоры со своими кредиторами относительно условий; ожидалось, что соглашение будет подписано в воскресенье.

Неожиданно, вечером 26 мая греческое правительство выдвинуло решение о проведении референдума относительно принятия условий последнего предложения. На следующий день европейские чиновники заявили, что намерены ждать результатов референдума и остановили дальнейшие переговоры.

Напуганные сорванными переговорами, греки выстроились в очередь к банкоматам, чтобы забрать свои сбережения в евро, пока еще есть такая возможность.

Из-за огромного оттока банковских вкладов и решения ЕЦБ об уменьшении объемов экстренной помощи премьер-министр Греции Алексис Ципрас объявил о закрытии банков, фондовой биржи и о контроле за движением капитала. Вкладчикам ввели лимит на снятие наличности в сумме 60 евро на день.

В среду 1 июля греческое правительство сменило курс и предложило принять большинство из требований "Тройки" с незначительными изменениями при условии, что они войдут в расширенное соглашение на следующие два года. Однако, сами европейские чиновники сейчас настаивают на ознакомлении с результатами референдума.

Что может случиться дальше?

Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны понять позиции правительства Греции и "Тройки".

Греческое правительство проголосовало за окончание режима жесткой экономии и за подписание соглашения на лучших условиях (особенно, списание части долга). Принятие жестких условий "Тройки" противоречит обещанию правительства; однако отказ от этих условий означает взятие ответственности за возможный дефолт и экономический хаос.

Итак, правительство Греции надеется, что референдум усилит его требование относительно ослабления режима жесткой экономики и снизит долговое бремя.

Но "Тройка" не в состоянии так легко простить долг, потому что это может "открыть двери" для дефолта в других проблемных странах, таких как Португалия, Испания и Италия.

По греческому сценарию избиратели в этих странах могут проголосовать за партии, которые пообещают объявить дефолт по государственному долгу.

МВФ не может списать свои кредиты, потому что это подорвет действующие операции фонда в других проблемных странах.

Если одна страна не будет платить по своим долговым обязательствам, почему это должны делать другие?

Итак, что может произойти дальше? Мы видим четыре возможных сценария развития событий.

Сценарий 1: Греция объявляет дефолт и выходит из еврозоны

Пока что в истории нет прецедентов, когда развитая страна оставляла коллективную валютную зону и вводила свою собственную валюту.

Выход из еврозоны наверняка принесет определенные краткосрочные трудности. Во-первых, печать новой валюты займет определенное время (после распада Чехословакии в 1993 году на это потребовалось 6 месяцев), и поэтому будет трудно совершать даже незначительные денежные операции. Эта проблема не проявит себя, если евро останется в обороте.

Во-вторых, новая валюта Греции - драхма - обесценится как минимум вдвое по оценкам МВФ 2012 года.

Существенная девальвация драхмы будет иметь тяжелые последствия для греческих банков и фирм, а именно погашение их задолженности в евро. Кредиторы будут отказываться принимать ослабленную национальную валюту, и в результате возникнут значительные трудности с возвратом этих долгов. Можно ожидать волны банкротств.

В-третьих, слабая драхма уменьшит стоимость греческих товаров на внешних рынках, тем самым помогая экономике, но со слабым эффектом в краткосрочной перспективе. Объемы экспорта Греции не очень большие, в основном она экспортирует свежую рыбу, хлопок и услуги туризма - все имеют определенные ограничения (например, квоты на рыболовлю).

Впрочем, в долгосрочной перспективе слабая драхма уменьшит заработную плату работоспособного населения Греции, тем самым привлекая иностранные компании, и таким образом греческая экономика может восстановить свою конкурентоспособность.

В-четвертых, первоначальное обесценение драхмы вызовет однократный резкий скачок инфляции (похожий на тот, который произошел в Украине за последние месяцы). Если правительство печатает новые деньги на поддержку банков и на выплату зарплат и пенсий, скорее всего будет расти и инфляция.

Так сложилось исторически, что греки не очень удачно справлялись с инфляционными колебаниями: с 1970-х годов драхма обесценилась с 30/$ до 300/$ в 2002 году.

В целом, проблемы банков, инфляция и отсутствие средств на осуществление денежных операций скорее всего приведут к большому падению ВВП (около 8% по оценкам МВФ 2012 года).

Сценарий 2: Греция объявляет дефолт, но не выходит из еврозоны

В этом случае, греческое правительство не будет иметь доступ к кредитам ни со стороны частных рынков, ни из других правительств.

Хотя сейчас в Греции и наблюдается скромный первичный профицит бюджета (то есть, если исключить выплату процентов, объемы государственных расходов меньше, чем налоговые поступления), правительство, скорее всего, вынуждено будет выпустить долговые расписки (то есть суррогат государственного долга), чтобы спасти важные секторы экономики, выплачивать заработную плату государственным служащим и пенсии.

В случае с Грецией дефолт ликвидирует угрозу большой задолженности, тем самым устраняя необходимость дальнейшей жесткой экономии.

Поскольку люди предпочитают евро, а не долговые расписки, скорее всего последние будут продаваться со скидкой, что означает косвенное урезание зарплат госслужащим и выплат пенсионерам, и цен на товары, которые обменены на долговые расписки

Кроме того, МВФ и ЕС не очень благосклонно отреагируют на отказ возврата задолженности. Греческое правительство не будет иметь доступа к международным финансовым рынкам, пока не вернет свои долги МВФ. Если Греция не рассчитается с ЕЦБ, он не будет принимать греческие облигации как легитимное покрытие кредита, что существенно подорвет банковский сектор Греции.

Наконец, невозврат долга ЕС может привести к потере значительных субсидий, которые поступали в сельское хозяйство и другие сектора.

Этот вариант является наименее выгодным для Греции, ведь пока она остается в еврозоне, не стоит ждать быстрого восстановления ее конкурентоспособности.

 Сценарий 3: Греция остается в еврозоне, принимая условия относительно дальнейшей жесткой экономии

"Тройка" продолжает требовать от греков профицита бюджета (без выплаты процентов) в размере 3,5% ВВП до 2018 года. Это требует дальнейшего сокращения бюджета и увеличения налогов.

Но это именно то, что происходило в Греции с 2010 года с катастрофическими последствиями, которые вылились в 5-летнюю депрессию.

Кроме того, эта сделка противоречит главному обещанию правительства Греции. Таким образом, оно потеряет авторитет среди избирателей, и впоследствии неизбежен новый политический кризис.

Придет ли после выборов тот победитель, который будет соблюдать обещания дискредитированного правительства, - непонятно. Следовательно, скорее всего, кризис будет иметь продолжение.

Сценарий 4: Греция остается в еврозоне, а кредиторы проведут реструктуризацию основной части греческого долга

Во многих отношениях этот сценарий – это лучший вариант для Греции: греческие банки получат доступ к экстренной помощи от ЕЦБ, снизится уровень инфляции, уменьшится "долговой навес", правительство может прекратить режим жесткой экономии.

Этот сценарий также минимизирует неблагоприятные последствия для других стран ЕС. Многие экономисты, в том числе лауреаты нобелевской премии Пол Кругман и Джо Стиглиц, поддерживают это решение.

На самом деле, даже президент США Обама сказал: "Вы не можете продолжать "выкручивать" страны в разгар депрессии".

Оглядываясь в прошлое, стоит отметить, что Греции следовало объявить дефолт еще в 2010 году: греческий долг в 2010 году был еще не такой большой, как сейчас.

Дефолт 2010 года создал бы проблемы для немецких и французских банков, которые удерживали значительную часть греческого долга, но эти проблемы непосредственно касались бы ЕЦБ.

Сейчас от ЕС требуется "только" списать определенную часть долга и ввести свежую ликвидность в греческую экономику. Греция - небольшая страна, а ЕС может собрать намного больше средств, чем объемы греческого долга.

Будет ли ЕС это делать и предоставит ли Греции больше ресурсов, остается открытым вопросом.

Какой из описанных вариантов будет реализован?

Мы считаем, что сценарии №1 или №4 являются маловероятными. Большинство греков изъявляют желание остаться в Еврозоне, и поэтому отказ от евро является непопулярным решением. В то же время, руководство ЕС, кажется, с ужасом воспринимает перспективу возможных дефолтов в других, гораздо больших странах (а именно в Испании и Италии) и поэтому, скорее всего, нацелено отклонять любые значительные уступки.

Следовательно, наиболее вероятными остаются второй и третий сценарии.

При этом сценарий №2 является наиболее вероятным исходом в случае, если во время голосования на референдуме большинство ответит "нет". Вероятность сценария №3 зависит от ответа "да" на референдуме.

В любом случае ситуация в Греции будет иметь минимальные прямые последствия для Украины: наша страна не осуществляет заимствований на частных рынках; банковские системы Украины и Греции не связаны друг с другом, объемы торговли тоже незначительные.

Однако определенное влияние греческие события все же могут иметь и для Украины.

Греческий дефолт может послать сигнал, что объявление дефолта - это вполне нормально для европейской страны.

В такой ситуации Киев может даже усилить свои позиции в переговорах со своими кредиторами, добиваясь лучших требований реструктуризации своего долга.

Авторы:

 

Юрий Городниченко,

доцент экономики в University of California, Berkeley

 

Олег Кореньок,

доцент экономики в Virginia Commonwealth University

Статья подготовлена VoxUkraine специально для "Европейськой правды"