Выдавливание ОБСЕ из Донецка – эксцесс исполнителя или начало больших изменений?
События в Донецке, где в ночь на воскресенье в результате поджога полностью или почти полностью сгорели четыре и были повреждены еще три бронированных автомобиля миссии ОБСЕ, стали главной новостью дня для всех причастных к урегулированию на Донбассе.
Официальные комментарии прозвучали в тот же день. Виновных в поджоге осудили, казалось бы, все – представители ОБСЕ, стран ЕС; в Украине с заявлением выступили МИД, президент, секретарь СНБО.
Все, кроме... России. Ни на сайте, ни даже в твиттере МИД РФ пока нет заявления по этому поводу.
Новый представитель российского МИД Мария Захарова в понедельник в интервью "Вестям" после своего назначения даже не вспомнила о свежих событиях в Донецке.
Хотя обсуждению другой схожей темы – международного осуждения катастрофы MH17 в 2014 году – в этом эфире посвятили почти 15 минут.
Но не будем брать на вооружение технику Киселева ("Совпадение? Не думаю").
Ясности нет. Упрощенные модели не всегда позволяют прогнозировать логику РФ, поэтому сейчас трудно сказать, какова реальная причина обострения на Донбассе. Остается по крайней мере два варианта.
1) Несогласованные с Кремлем действия донецких террористов, возмущенных последними докладами миссии ОБСЕ.
2) Скоординированная с Россией деятельность, цель которой – вытеснить СММ ОБСЕ с территории "ДНР" и ЛНР".
Внести ясность и выбрать один из них, вероятно, позволят события ближайших недель.
Но нужно признать – немало признаков позволяют уже сейчас всерьез задумываться о втором, худшем варианте.
Велики шансы, что Россия выбрала жесткое, но не публичное противодействие присутствию ОБСЕ на Донбассе.
Этот вариант нежелателен для Украины. Он уничтожает надежду на деэскалацию ситуации на Донбассе. И в то же время – по тем же причинам – его могло одобрить российское руководство.
Уже сейчас в ДНР пытаются воспользоваться проблемами миссии ОБСЕ. Немецкий журналист Джулиан Рёпске, освещающий события на Донбассе, уже обратил внимание на невероятную пропаганду. В "ДНР" в понедельник заявили о гибели от обстрелов 28 гражданских лиц, но не учли, что в этот период ОБСЕ еще вела полноценное наблюдение, была на всех точках обстрелов и насчитала... ноль погибших!
This is absolutely insane! The @OSCE_SMM was called in to all shelling incidents on occupied territory in August. They counted 0 deaths.
— Julian Röpcke (@JulianRoepcke) August 10, 2015
Остановимся подробнее на обоих сценариях и их возможных последствиях.
ОБСЕ нон грата
Сначала – о худшем сценарии.
То, что работа ОБСЕ на Донбассе давно не нравится россиянам и "республикам", не является секретом. На выводах СММ основываются претензии мира о том, что главные нарушители перемирия на Донбассе – именно пророссийские боевики.
Сейчас Россия постепенно проигрывает пиар-борьбу с миром, и нет сомнений, что в Москве хотят изменить сложившуюся ситуацию. Для этого есть два пути – генерировать позитивные новости о том, что РФ стремится к миру, или же прекратить поток негативных новостей.
С позитивным сценарием не складывается – экономика Донбасса не "поднимается с колен" и шансы на ее оживление близки к нулю; прогресса в исполнении минских договоренностей нет и мало кто верит, что он будет; каждую неделю появляются новые доказательства участия русских во вторжении на Донбасс.
То есть у Европы и США становится все больше аргументов в пользу продолжения санкционного давления.
Поэтому у Кремля остается в распоряжении только "негативный" сценарий.
Откуда поступают все новости о нарушениях "Минска"? От ОБСЕ. Так надо сделать так, чтобы миссия этой организации прекратила сообщать о проблемах, или же уехала из "ЛНР" и "ДНР".
Но "выгнать" их Россия должна осторожно – таким образом, чтобы не нести за это ответственность.
То есть решение о выходе из Донецка и Луганска СММ должна принять самостоятельно. А задача россиян и их партнеров в "ДНР" и "ЛНР" по этой схеме – создать для мониторов ОБСЕ невыносимые условия, при которых у них не будет других опций, кроме как остановить наблюдение.
Именно это, похоже, происходит сейчас.
И даже в самой миссии, где всегда очень осторожно взвешивают все публичные высказывания, заявляют, что речь идет о попытке заставить их замолчать.
"Наверное, есть те, кто желает, чтобы ОБСЕ прекратила докладывать о том, что происходит в Донецке. Есть некоторые, кто считает насильственное нападение на гражданское население и их имущество оправданным средством для достижения этой цели", - говорится в заявлении СММ ОБСЕ.
В организации также возложили "на тех, кто контролирует ситуацию в Донецке" ответственность по защите имущества и безопасности миссии.
Московский след?
В то же время остается под вопросом, можно ли утверждать о причастности Москвы или даже официального "руководства" "ДНР" к давлению на ОБСЕ?
Сейчас мы можем говорить исключительно о косвенных свидетельствах, среди которых – уже упомянутое молчание Москвы по поводу поджога автомобилей СММ.
Аргументом в пользу того, что давление является спланированным и скоординированным, стали похожие митинги протеста в Донецке и Луганске.
Как известно, "ДНР" и "ЛНР" – структуры разобщенные и не слишком дружественные, общим знаменателем в них является только связь с Москвой. Впрочем, в последние дни – в Донецке 6 августа и в Луганске 9 августа – вблизи места расположения СММ произошло два уличных протеста, участники которых не шли на общение с миссией, но требовали от нее изменить отношение к событиям на Донбассе.
Дипломаты, с которыми общалась "Европейская правда" на условиях анонимности, рассказывают, что мониторы также все чаще сталкиваются с жесткими действиями боевиков, работая на выезде.
"Уже стал стандартным сценарий: приезжает миссия в "нежелательное" место, раздаются выстрелы в воздух (не обязательно из стрелкового оружия, могут стрелять из пушки) – и мониторы по инструкции вынуждены уезжать оттуда", - говорит собеседник.
Но этот "инструмент" нельзя использовать слишком массово. Ведь все случаи недопуска ОБСЕ, когда им приходилось уезжать с места события, попадают в отчеты миссии и является свидетельством против боевиков.
Именно поэтому, как признают в ОБСЕ, в Донецке есть желание, чтобы миссия замолчала вовсе.
Официально в СММ уверяют, что продолжают деятельность, как и раньше. Однако ежедневные отчеты миссии свидетельствуют, что представители ОБСЕ сократили до минимума свои поездки по оккупированной территории.
Просто факты: в отчете ОБСЕ за 6 августа перечислено 7 эпизодов, когда мониторы стали свидетелями аномальных событий на территории, подконтрольной боевикам, или же столкнулись с недопуском в определенные местности. В отчете за 7 августа – уже 10 таких эпизодов.
А вот в воскресенье, несмотря на усиление перестрелки в зоне АТО, отчет за выходные оказался почти пустым. Большинство данных – за субботу либо вообще без даты. Воскресеньем датированы только два эпизода, оба – в Луганской области.
Похоже, что после поджога автомобилей представители СММ получили указание не передвигаться даже по территории Донецка. Как долго продлится это ограничение, станет ясно из последующих отчетов.
Версия вторая: действия без ведома Москвы
Но вернемся к вопросу "заказчика" поджога автомобилей миссии.
Украинские дипломаты, с которыми общалась "Европейская правда", не спешат категорически утверждать, что развитие идет по московскому сценарию. Хотя первая версия действительно основная – так, в понедельник вечером МИД сообщил, что Климкин в разговоре с Лавровым "призвал Россию одуматься".
"Это (сожжение машин ОБСЕ по указке из Москвы) действительно возможно, но гарантии нет.
Дело в том, что "чудики" из "народных республик" не стопроцентно контролируются Кремлем.
Это не армия. Там действительно много самодеятельности, порой даже вопреки желанию Москвы", - отметил один из собеседников.
"Не исключено, что это – месть "ДНР"/"ЛНР" за критику в отчетах в последнее время, и эта месть – согласована она с Москвой или нет – не имеет целью окончательно вытеснить СММ ОБСЕ с Донбасса", - добавил его коллега.
Тезис о мести – небезоснователен, ведь в последнее время отчеты миссии заставляют нервничать и Москву, и "руководство" боевиков. С начала августа мониторы ОБСЕ наконец официально признали то, что известно миру уже больше года.
1 августа в докладе СММ впервые прозвучала информация о том, что боевики ведут обстрел украинских позиций из жилых кварталов Донецка (хотя в сети еще с лета прошлого года полно таких видео). А 7 августа миссия сообщила, что видела на оккупированных территориях людей, которые представились российскими военными.
В этом случае, к слову, молчание МИД РФ по поводу сожжения автомобилей ОБСЕ можно объяснить тем, что они не знают, как реагировать на события, произошедшие без их ведома.
Но неопределенность не продлится долго.
Уже в ближайшее время могут состояться консультации "нормандской четверки" по поводу нового обострения на Донбассе – в ночь на вторник Климкин договаривался об этом с руководителями МИД Франции и Германии.
И хотя никто не надеется, что на следующей встрече (если она состоится) россияне возьмут на себя ответственность за поджог автомобилей, по настроенности представителей РФ должно быть понятно, готовы ли они остановить новое обострение конфликта.
В противном случае миру будет ясно, кто стоит за событиями вокруг миссии ОБСЕ.
"Европейская правда" будет следить за развитием событий.