Турция: борьба с террористами стала войной на два фронта
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган начал войну против боевиков "Исламского государства" и Рабочей партии Курдистана, которые уже более года ведут между собой жестокие бои в Сирии и Ираке.
28 июля в Брюсселе прошло экстренное заседание послов государств-членов НАТО, инициированное Турцией на основании статьи 4 договора НАТО, которую используют в случае угрозы территориальной целостности или безопасности одного из государств-членов.
Поводом для такого обращения стал теракт 20 июля в приграничном с Сирией городе Суруч и убийство турецкого военного 23 июля близ города Килис. В последующие дни неоднократно сообщалось о новых терактах.
По результатам заседания генсек Североатлантического альянса Йенс Столтенберг заявил о поддержке правительства Турции в борьбе с терроризмом.
О военном содействии стран-членов НАТО речь пока не идет, да и турецкие власти о нем не просили.
В обеих трагедиях турецкие власти обвинили боевиков "Исламского государства" (ИГИЛ, Исламское государство Ирака и Леванта, признается в мире террористической организацией).
Между тем в случае теракта в Суруче, где погибло 32 человека, прямых доказательств причастности ИГИЛ пока не обнародовано.
Некоторые эксперты даже склонны подозревать турецкое правительство в сознательных полицейских манипуляциях, цель которых – прекратить мирный процесс с курдскими политическими и военными силами. А курды – представители которых составляют большинство жертв взрыва – уже обвинили правительство в недостаточных мерах безопасности во время собрания активистов. Ведь террористу-смертнику удалось пройти туда незамеченным.
Высказываются даже мнения, что вооруженная операция Турции против исламистов имеет и другую, скрытую цель.
Контратака Турции –
против ИГИЛ или против курдов?
Лидер курдской Демократической партии народов (на последних парламентских выборах преодолела 10-процентный проходной барьер) Селахаттин Демирташ заявил, что операция турецкого правительства против ИГИЛ является прикрытием для борьбы с вооруженными ячейками Республиканской партии курдов, базирующихся в Сирии и Ираке.
Анкара сейчас действительно борется не только с исламистами, но и с курдами. И эта борьба является обоюдной – курдские активисты тоже не сидят сложа руки.
22 июля двое турецких полицейских в городе Джейланпинар были найдены мертвыми в собственных квартирах. Ответственность за убийство взяла на себя Рабочая партия Курдистана (РПК), назвав содеянное местью за сотрудничество полицейских с боевиками "Исламского государства", осуществившими теракт в Суруче.
Впоследствии стало известно, что турецкая прокуратура возбудила уголовное дело против Демирташа по обвинению в подстрекательстве к вооруженным столкновениям в октябре 2014 года, когда сирийские курды освободили от ИГИЛ сирийский город Кобани, а правительство Турции препятствовало участию турецких курдов в этой спецоперации.
В свою очередь Демирташ обвинил Эрдогана в политической мести.
23 июля, после очередной атаки боевиков "Исламского государства" на турецких военных, президент Эрдоган провел срочные консультации с Бараком Обамой. Во время этого разговора лидеры США и Турции договорились о совместной борьбе с ИГИЛ.
В частности – и это действительно изменило расклад сил в регионе – Эрдоган пообещал предоставить доступ американским ВВС на базу Инджирлик.
Напомним, что с самого начала борьбы с ИГИЛ международной коалиции во главе с США Турция отказывалась предоставить доступ к этому аэродрому.
Также США поддержали инициативу Турции по созданию на севере Сирии так называемой "серой (буферной) зоны".
Таким образом турецкое правительство надеется не только обезопасить себя от ИГИЛ, но и любой ценой предотвратить создание курдами хоть какого-то автономного образования вблизи своих границ.
Но вопрос в том, насколько высокой может оказаться эта цена.
В прошлую пятницу Турция начала наносить первые авиаудары по позициям "Исламского государства" в Сирии.
А уже на следующий день бомбы достигли баз Рабочей партии Курдистана на севере Ирака. А президент Эрдоган заявил, что Турция не может продолжать мирный процесс с курдами.
О прекращении перемирия, длившегося с 2013 года, после ударов турецких ВВС по своим базам заявила также и Рабочая партия Курдистана, которая с 1984 года ведет вооруженную борьбу с правительством Турции за основание в ее составе курдской автономии.
В то же время Анкара начала широкомасштабную АТО внутри страны. За несколько дней было арестовано более тысячи сторонников ИГИЛ и РПК. Во время одного из арестов погибла женщина.
Реакция Запада.
Кого останавливать – Турцию или курдов?
Напряженные отношения между Анкарой и курдским меньшинством всегда вызывали трения в отношениях турецких властей с Брюсселем.
Этот раз не стал исключением.
Высокий представитель ЕС по вопросам внешней политики и безопасности Федерика Могерини призвала Турцию продолжать процесс примирения с курдами.
Канцлер Германии Ангела Меркель в беседе с премьер-министром Турции Ахметом Давутоглу также подчеркнула необходимость мирного диалога – несмотря на все сложности на этом пути.
Однако пока что турецкие власти игнорируют призывы представителей ЕС и продолжают подчеркивать, что прежде всего ведут борьбу с терроризмом.
Сейчас Эрдоган делает все возможное, чтобы накануне возможных досрочных выборов в парламент объединить турецкое общество вокруг борьбы с терроризмом и настроить умеренных сторонников Демократической партии народов против ее лидеров.
Однако предыдущие заигрывания президента с "Исламским государством" могут привести к еще более трагическим последствиям как для Турции в целом, так и для него лично.
Доктрина ИГИЛ предусматривает вхождение в ее состав значительных территорий как на севере Африки, так и в Азии. Включая Турцию. А поскольку сторонников радикальной исламской группировки в стране хватает, то существует большая угроза дальнейших терактов на ее территории.
Не следует также исключать, что атака боевиков "Исламского государства" на Турцию была заранее спланированной их лидерами провокацией с целью дополнительной пропаганды и для привлечения новых сторонников в свои ряды.
Ведь по мусульманским законам, которыми выборочно пользуются в ИГИЛ, бездействие халифа в борьбе с "неверными" считается грехом.
А в одном из хадисов (предания о пророке Мухаммеде) говорится о том, что в городе Дабик (который боевики ИГИЛ захватили в августе 2014 года) должна состояться "последняя битва с силами Рима". Кое-кто считает, что под Римом подразумевается современный Стамбул.
Еще одна возможная причина нападения на Турцию связана с последними военными поражениями джихадистов на территории Сирии. Несколько дней назад появилась информация, что курдским "Отрядам народной самообороны" удалось освободить от экстремистов город Саррин. А это противоречит идеологии "Исламского государства", которая предполагает захват новых территорий, но отнюдь не утрату старых.
Учли ли все возможные последствия своих действий турецкие власти – это может стать известно уже в ближайшем будущем.
Ослабляя авиаударами позиции курдов, воюющих с ИГИЛ, турецкое руководство подвергает нешуточной опасности собственных граждан и раздувает пламя, которое может поглотить весь регион.
Автор:
Александр Харчук,
для "Европейской правды"