Ассоциация год спустя после утверждения в Раде. Кто блокирует ее ратификацию?
Ровно год назад, 16 сентября 2014 года – впервые в истории Украины и даже впервые в истории Европарламента – произошло синхронное голосование за международный договор.
Одновременно, с телевизионной трансляцией из Киева в Страсбург и из Страсбурга в Киев, депутаты обоих парламентов отдали свои голоса за Соглашение об ассоциации, запустив тем самым процесс ратификации этого документа.
Зал Верховной рады на видеосвязи с Европарламентом, фото УНИАН |
Поддержка была впечатляющей – в Украине, в полудееспособной Верховной раде прошлого созыва, "за" проголосовали 355 депутатов. В ЕП кнопку "за" нажали 535 из 697 присутствующих парламентариев.
Тогда президент Порошенко пояснял, что умышленно тянул с ратификацией с июня (когда соглашение подписали) до сентября, чтобы провести ее в максимально торжественной обстановке – а летом ЕП не работал.
Но у нас есть основания утверждать, что причина была в другом. Тогда, летом и осенью 2014 года, Порошенко пытался не обидеть россиян и оттягивал ратификацию на более поздний срок.
Немного теории. Ратификация – это процесс внутригосударственного утверждения подписанного международного договора, без которого документ не может вступить в силу.
И это – не формальность. Достаточно напомнить, что в 2003 году тогдашний украинский президент Кучма согласовал вступление Украины в... Единое экономическое пространство (ЕЭП) с РФ. И только благодаря ратификации удалось остановить слияние украинской и российской экономики – Верховная рада ратифицировала этот документ с исключениями (оговорками), которые сводят на нет его идею.
Теперь мы оказались в противоположной ситуации.
Украина готова, хочет и стремится, чтобы договор заработал как можно скорее, но ряд государств ЕС блокируют его. Причем за теми, кто блокирует, стоят российские интересы.
"Европейская правда" летом и весной следила за тем, как идет ратификация соглашения (см. статьи "Ратификация на марше", "Состояние ратификации в июне" и "Кто тормозит соглашение с Украиной?").
И нужно признать: прогресс есть, и он несомненный.
Обычно в Евросоюзе на одобрение международных соглашений уходит много времени. Документ должны одобрить парламенты и руководители каждой из 28 стран-членов ЕС; в некоторых государствах нужны голосования в двух палатах, а также в правительстве.
В случае украинского (а также молдавского и грузинского) соглашений – в связи с их чрезвычайной важностью для ЕС – этот процесс ускорили, и уже сейчас мы близки к завершению ратификации.
Однако спешка позволила выявить проблемные страны.
Итак, для начала – инфографика, а дальше – пояснения к ней.
нажмите на картинку для просмотра инфографики |
Формально, по данным Совета ЕС, процедуру еще не завершили 6 стран, однако двум из них осталось уладить лишь бумажные формальности. Речь идет о Нидерландах и Италии, которые до сих пор не передали ратификационные грамоты на хранение в Брюссель. По опыту – в зависимости от процедур в стране – этот процесс может занять пару месяцев.
Еще две страны – Бельгия и Чехия – приняли украинское соглашение в одной из двух палат национального парламента. И, наконец, два аутсайдера – Греция и Кипр – вообще не начали процесс.
Попробуем разобраться, в чем причина задержки.
К сожалению, новости неутешительные. По крайней мере в двух странах – в Чехии и на Кипре – украинское соглашение тормозится искусственно. И это очень легко доказать.
Как известно, 27 июня ЕС подписал ассоциацию одновременно с тремя государствами – Украиной, Молдовой и Грузией. И каждая из них сейчас проходит одинаковый процесс ратификации. Поэтому очень наглядно сравнивать данные ЕС о прогрессе трех соглашений.
Безусловно проблемной страной оказалась Чехия, и это – не секрет. Здесь произошел самый позорный инцидент на пути к ратификации. В мае закон внесли в повестку дня Палаты депутатов; в Прагу прибыла украинская парламентская делегация, но в итоге... соглашение не удалось принять. Его заблокировала пророссийская партия чешских коммунистов.
С тех пор украинские и чешские чиновники неоднократно делали заявление о том, что документ "вот-вот" примут. Говорили сначала про июнь, дальше – про июль, сентябрь... Но на практике дата неизвестна до сих пор.
Важная деталь: с молдавским и грузинским соглашениями таких проблем нет. Их Прага утвердила еще весной.
Еще одна страна, которая тормозит наше соглашение – это Кипр, государство под сильным российским влиянием.
Тут не устраивают демаршей, а просто не выносят украинское соглашение на голосование. Весной источники сообщали, что Кипр нашел какие-то неточности в переводе на греческий. Но время прошло, а прогресса нет до сих пор.
При этом ни с Молдовой, ни с Грузией таких проблем не возникло – соглашения с обеими странами Кипр успешно ратифицировал.
Наконец, традиционно проблемной страной является Греция. Хотя здесь к российскому влиянию (Алексис Ципрас – единственный европейский премьер, который регулярно ездит на встречи с Путиным) прибавляются объективные проблемы.
В Афинах еще с прошлого года продолжается парламентский кризис, в сентябре состоятся уже вторые парламентские выборы за последний год. В таких условиях неудивительно, что голосование за соглашение с Украиной для них не является приоритетом.
Последняя страна из четверки – Бельгия, где соглашение ратифицировано в одной из двух палат. Но, по мнению ЕвроПравды, здесь не стоит говорить о системных проблемах. Недавно в Брюссель ездили Порошенко и Климкин; руководство Бельгии обещает, что ратификация вскоре будет завершена.
И, наконец, отдельного внимания заслуживает ситуация в Нидерландах, где парламент завершил процедуру, но в игру вступили общественные движения, поддерживаемые Россией. Сейчас в Голландии продолжается сбор подписей за референдум об отказе от ратификации. Поэтому эта страна еще может "подарить" нам неприятную неожиданность.
Итак, спустя год после совместной ратификации в Раде и Европарламенте можно говорить о значительном прогрессе в принятии соглашения, но точно не о решении всех проблем.
Но завершить этот текст мы хотим словами главы МИД Павла Климкина на заседании Верховной рады 16 сентября:
"Еще никогда, ни в новейшей истории Украины, ни в истории Евросоюза, не было документа об ассоциации, оплаченного такой дорогой ценой. И документа, который бы оказывал настолько сильное влияние на дальнейшее развитие всей Европы.
Соглашение является моделью реформ, которые нужны Украине и осуществление которых будет идти вместе с Европейским Союзом. Это будут реформы европейского содержания, с европейской ментальностью и европейской моделью. Это – жизненный план для поколений украинцев, которые верят в это государство и которые верят в будущее Украины как члена Европейского Союза.
Поэтому Европа для Украины – это движение вперед, это наше движение к будущему".
А от себя добавим: мы верим, что это движение продолжится, а наше соглашение будет ратифицировано уже в ближайшее время.
"Европейская правда" будет следить за развитием событий.