Закон о полиции: 29 замечаний от Европы

Вторник, 22 сентября 2015, 13:52 - Александр Банчук, для Европейской правды

Появление украинской полиции уже стало самым ярким доказательством проведения реформ в стране.

Но полностью новая структура соответствует стандартам ЕС?

Как государство-член Совета Европы, Украина обязана приводить свое законодательство в соответствие с европейскими стандартами. В сфере деятельности полиции следует ориентироваться, в частности, на практику Европейского суда по правам человека и положения Европейского кодекса полицейской этики.

В процессе реформы МВД парламентом приняты новые законы о Национальной полиции и органах внутренних дел.

Эти документы перед их принятием стали предметом анализа экспертов Совета Европы, результатом чего стали Комментарии Генерального директората по правам человека и верховенства права СЕ.

Закон "Об органах внутренних дел" подвергся определенной критике со стороны европейских экспертов, а не был воспринят украинским экспертным сообществом. Следствием этого стало его ветирование президентом Украины.

Закон о Национальной полиции признан "детальным и комплексным документом, в частности, в том, что касается кадровых вопросов". Однако и к нему у европейских экспертов нашлось 29 замечаний и рекомендаций. Остановлюсь лишь на принципиальных моментах.

Неясные структура и полномочия

Прежде всего, европейцы не поняли, для чего в системе Министерства внутренних дел учреждения здравоохранения. По их мнению, такой подход нетипичен.

"Возможно, это продолжение традиции предоставления медицинского обслуживания еще с советских времен, - говорится в Комментариях, – однако такой порядок должен быть пересмотрен с учетом необходимости рационального использования средств с одновременным обеспечением надлежащего медицинского обслуживания сотрудников органов внутренних дел".

Второй важный момент, на который обратили внимание эксперты, это отсутствие определения полномочий и четкой структуры подразделений полиции, что является нарушением принципа законности.

Сейчас в статье 13 Закона есть лишь перечень подразделений, входящих в состав Национальной полиции:

- уголовная полиция;

- патрульная полиция;

- органы досудебного расследования;

- полиция охраны;

- специальная полиция;

- полиция особого назначения.

Без описания полномочий этих структурных единиц непонятно, чем они будут заниматься.

Чем "специальная полиция" будет отличаться от "полиции охраны" и "полиции особого назначения"?

Такое замечание направлено на защиту прав лиц, которые должны понимать, какие же функции выполняет то или иное подразделение полиции. Поэтому следует определить функции в общедоступном документе.

По их мнению, также стоит конкретизировать структуры, входящие в состав центрального органа управления полиции. Ведь чрезмерная концентрация власти в руках руководителя Национальной полиции не соответствует "развитию демократической культуры в украинской полиции и не отражает в полной мере принципы, определенные статьями 17 (четкая подчиненность) и 18 (эффективные структуры полиции) Европейского кодекса полицейской этики".

Конкурс – и для генералов

Отдельное внимание специалисты обратили на то, что не на все полицейские должности избираются по конкурсу. Статья 52 Закона предусматривает, что конкурс обязательно проводится только на должности младшего состава среди лиц, которые впервые принимаются на службу.

Хотя и правительственная Стратегия развития органов внутренних дел и Коалиционное соглашение парламентских фракций 2014 года предусматривают повсеместное применение конкурсного порядка занятия должностей в полиции, включая руководящие.

Поэтому одна из рекомендаций Совета Европы к закону предусматривает, что повышение в звании и другие формы продвижения полицейских по службе следует проводить на конкурсной основе.

При этом замечания касаются сохранения милитаристских специальных званий – генералов, полковников, майоров, лейтенантов, что идет вразрез с европейской тенденцией к формированию гражданского характера полицейской службы.

В Европе такого нет. Так, в Испании и Франции для полицейских используются такие звания, как "агент", "инспектор", "комиссары" и "главные комиссары", в Дании – "ассистент полиции" и "вице-инспектор полиции", в Германии – "мастер полиции", "комиссар полиции", "главный комиссар полиции" и "советник полиции".

Нечто подобное эксперты советуют ввести и в украинской полиции.

Ведь полицейские – это гражданские служащие, которые носят оружие и другие специальные средства, могут их применять, но не являются военными.

Поэтому здесь следует изменить не только название званий, но и сам подход к пониманию функций и задач полиции в демократическом обществе.

Не обошли вниманием специалисты и то, что в Украине президент имеет "значительные и чрезмерные полномочия" в этом вопросе, в частности, присваивает звание генерала полиции.

По мнению европейских экспертов, глава государства как верховный главнокомандующий не должен иметь отношения к полиции, которая является гражданским органом.

Непропорциональное применение полицейских мер

Другая часть положений, к которым есть замечания, касается защиты прав человека во время применения полицейских мер и средств.

В частности, речь идет о процедуре проверки документов – основания осуществления такой проверки, по мнению европейцев, являются необоснованными и требуют уточнений.

Такие же предложения были высказаны к процедуре изъятия имущества, ограничению передвижения и проникновению в частное владение.

Формирование полицией баз данных и хранения в них информации не ограничено никакими сроками, хотя их следует определить. А таких баз данных на основании статьи 26 Закона будет вестись аж 18.

Например, информация из базы данных выявленных административных правонарушений и лиц, совершивших эти нарушения, должна храниться в течение года, а после этого безусловно уничтожаться. Это сделает невозможным использование указанных сведений в незаконных целях.

Эксперты отметили: "Европейский суд по правам человека пришел к выводу, что единственное общее правило в отношении неограниченного хранения различных категорий персональной информации противоречит статье 8 Европейской конвенции".

Большое число замечаний касается принципов применения полицией огнестрельного оружия.

Основным правилом его использования является угроза жизни или серьезной травмы полицейскому или другому лицу. Но формулировки, которые содержатся в нашем законе, не всегда соответствуют этому правилу.

Европейский суд по правам человека четко определил, что опасная для жизни сила не может быть применена к человеку, который пытается сбежать от задержания или во время задержания, если только он не подозревается в намерении непосредственно совершить акт насилия.

Не в восторге европейцы и от того, что украинским законодательством для предотвращения опасности для жизни полицейского, ему разрешается стрелять в нижнюю часть тела человека. Такая практика может привести к травмированию других людей.

Представляют проблему и положение, позволяющее использование огнестрельное оружие без предупреждения для "подачи сигнала тревоги или вызова вспомогательных сил", поскольку любые выстрелы в воздух могут привести к ранению или смерти.

Свое внимание европейцы акцентируют и на применении водометов.

В статье 45 Закона о Национальной полиции появилась новая норма, согласно которой запрещается использование водометов при температуре воздуха ниже +10 по Цельсию. Но в то же время отсутствует указание максимально возможного давления высвобождения воды, что является недостатком.

Ведь от того, какой будет сила струи, зависит уровень повреждений людей, которые попадут под нее. Так что это нужно исправлять.

Стоит отметить – все упомянутые недостатки в законе неоднократно подчеркивались во время его доработки ко второму чтению в парламенте.

Но парламентское большинство решило не прислушиваться к мнению национальных экспертов. Прислушается ли оно к позиции европейских экспертов – увидим в ближайшее время.

Решение в этом случае простое: изменения в закон о Национальной полиции согласно Стратегии развития органов внутренних дел и Коалиционному соглашению будут означать приведение законодательства в соответствие с европейскими стандартами.

 

Автор: Александр Банчук,

эксперт Центра политико-правовых реформ

и Реанимационного пакета реформ