Что мешает отмене виз с ЕС: миграция и управление границами

Четверг, 24 сентября 2015, 14:44 — Ирина Сушко, для Европейской правды

"Европейская правда" продолжает обзор успехов и проблем Украины на пути к отмене визового режима с ЕС.

Ранее мы писали о ситуации в сфере безопасности документов и биометрики. Новый обзор посвящен изменениям в миграционной политике Украины.

* * * * *

Среди всех задач, которые украинская власть должна выполнить для введения безвизового режима с ЕС, блок "Управление миграцией" является одним из важнейших.

Военные действия на Востоке Украины, рост числа внутренних переселенцев и искателей убежища в странах ЕС существенно усложнили первоначальный перечень задач, которые были ориентированы преимущественно на институциональное развитие Миграционной службы.

План действий по либерализации визового режима с ЕС (ПДВЛ), полученный Украиной в 2010 году, стал толчком к ускоренному внедрению новейших подходов в управлении миграцией.

Государственный контроль над законной и неурегулированной миграцией, политика в отношении беженцев и убежища, миграционный учет, реадмиссия, управление государственными границами в части, касающейся миграционного контроля, – вот далеко не полный перечень сфер, в которых должны были произойти качественные изменения на протяжении пяти последних лет.

Пятый отчет ЕК признал большинство критериев данного блока "почти достигнутыми".

Что же осталось выполнить профильным органам власти для успешного завершения работы? И кто именно будет нести за это ответственность?

Основными исполнителями являются Государственная миграционная служба (ГМС), впрочем, ее работа зависит также и от эффективной деятельности коллег из Государственной пограничной службы (ГПС), деятельность которых направляется и координируется Кабмином через министра внутренних дел. К тому же отдельные аспекты миграционной политики касаются сфер компетенции Минсоцполитики, МИД, МВД и омбудсмена.

Именно в связи с этим любой неуспех или прогресс второго блока должны рассматриваться сквозь призму межведомственной координации и не перекладывать всю ответственность только на ДМС.

Согласно пятому отчету ЕС, "почти достигнутыми" считались критерии в сфере управления миграцией и "частично достигнутыми" в сфере убежища.

В целом рекомендации экспертов из ЕС касались усиления защиты лиц, нуждающихся в международной защите, и возможностей Государственной миграционной службы, в частности кадрового обеспечения, включая обучение и международное сотрудничество.

Эксперты будут ждать и завершения Миграционного профиля за 2014 год и создания контактного аналитического центра с базой данных для мониторинга миграционных процессов.

Что сделано?

Немало критики со стороны ЕС досталось блоку "Политика убежища".

Впрочем, изменения, произошедшие в последнее время по данному блоку, указывают на признаки прогресса, несмотря на то, что несколько рекомендаций ЕС все еще находятся в состоянии выполнения.

Так, выполненной в пределах компетенции ГМС считается рекомендация о предоставлении первичной правовой и медицинской помощи иностранцам и лицам без гражданства, которые обращаются за защитой в Украине. В то же время должен быть решен вопрос привлечения переводчика с того языка, который понимает человек, обращающийся за защитой.

Вместе с тем возникают вопросы, эффективны ли существующие стандарты политики убежища ЕС, в частности, учитывая проблему нелегальных мигрантов с Ближнего Востока, с которой сегодня борется ЕС.

Пока Евросоюз ищет новые пути решения проблемы беженцев, украинская система управления миграцией завершает свое приближение к действующим европейским стандартам.

Так, в состоянии выполнения и усовершенствования находится информационная подсистема "Учет беженцев и иностранцев" Единой информационно-аналитической системы управления миграционными процессами.

Ожидается, что именно благодаря этой системе Украина получит единый банк данных по существующим потокам мигрантов, что будет способствовать созданию эффективной модели развития миграционных процессов с учетом украинских реалий.

Завершения работ по внедрению усовершенствованного программного обеспечения стоит ожидать лишь в конце 2015 года.

Среди задач по направлению политики убежища есть и такие, которые все еще проходят процесс согласования с ЕС. Так, по результатам двусторонних консультаций, проходивших в июне этого года, была достигнута договоренность о необходимости разработки законопроекта, направленного на уточнение оснований пребывания лиц в пунктах временного пребывания незаконных мигрантов, которые обратились за защитой в Украине.

Совершенствование политики убежища и дополнительной защиты невозможно без внедрения на законодательном уровне определения, что решение о статусе беженца принимается с использованием точной и актуальной информации о ситуации в стране происхождения.

Украине не хватает определения ответственного государственного органа и обеспечения его достаточными полномочиями для сбора соответствующей информации.

Более сложными для выполнения являются критерии обеспечения надлежащего финансирования пунктов временного содержания, что в большей степени зависит от технической помощи ЕС.

Интересно, проявят ли эксперты из ЕС, оценивающие прогресс, понимание и толерантность к своим украинским коллегам, ведь политика убежища стран-членов Евросоюза сейчас трещит по швам, в том числе из-за многочисленности искателей убежища с Ближнего Востока.

Управление миграцией

Главные задачи этого направления – обеспечение регулярных и оперативных оценок, связанных с миграционными рисками, которых так опасаются в странах-членах Евросоюза.

Своевременное получение таких данных будет способствовать демифологизации преувеличенных миграционных рисков и безопасности Украины для стран ЕС.

В этой сфере есть как прогресс, так и недоработки.

В частности, хорошо, что ГМС отчиталась о создании Контактного информационно-аналитического центра по мониторингу миграционных процессов. Завершена также работа над Методикой анализа рисков с целью противодействия нелегальной миграции. Создание Центра и новой Методики ускорит и усилит качество миграционного профиля Украины, который является важным индикатором определения готовности страны к введению безвизового режима.

Определенным испытанием для закрытия блока управления миграцией может стать усиление языковой подготовки служащих ГМС.

На повышение языковой квалификации работников ГМС средства не предусмотрены, а обучение первой группы служащих планируется в сентябре–декабре текущего года.

Граница на замке?

К завершению задач второго блока, кроме ГМС, должны подключиться и другие ведомства.

И наибольшее внимание здесь – к Государственной пограничной службе.

Все мы слышали тезис о том, что "самое большое препятствие безвизовому режиму – прозрачная граница на Востоке". Что, мол, без урегулирования ситуации с "ДНР" и "ЛНР" Евросоюз точно не отменит для нас визы.

Эта мысль – и корректна, и ошибочна одновременно.

Брюссель действительно требует от нас обеспечить контроль над "внутренней границей ", и это требование зафиксировано документально.

В отчете ЕС указана необходимость "обеспечить эффективный контроль на административной границе с Крымом и на линии разграничения на Донбассе".

И это обоснованно – ведь ЕС должен быть уверен, нет ли неконтролируемого потока людей со стороны самопровозглашенных "народных республик".

Но мысль о том, что Брюссель использует это требование, чтобы отказать Киеву, ошибочна. Ведь согласно  отчету, который подготовила Еврокомиссия весной, в этом вопросе к Украине нет значительных претензий. И, к слову, если бы Евросоюз действительно имел такое намерение, то мог бы и дальше придерживаться требования о контроле над всем периметром границы.

Дополнительные задачи

К завершению задач второго блока, помимо ГМС, должны подключиться и другие ведомства.

В частности, МИД и Государственная пограничная служба должны продолжить работу по заключению имплементационных протоколов и соглашений о реадмиссии, обращая внимание прежде всего на страны, которые определены как источники миграционного риска.

Также необходимо внести изменения и дополнения в Уголовный процессуальный кодекс Украины, дав пограничникам полномочия участвовать в выявлении и расследовании трансграничных преступлений в сотрудничестве с другими правоохранительными органами.

И наконец – полностью внедрить европейский подход к "четырехуровневому доступу" ИУГ, который включает не только соответствующую иерархию органов и межведомственное взаимодействие внутри страны, но и законные действия в третьих странах и сотрудничество с уполномоченными органами соседних стран.

В целом можно согласиться с выводами Еврокомиссии, что Украина выполнила большинство обязательств блока "Управление миграцией". Именно поэтому можно надеяться, что при оценке украинских успехов в конце года этот блок не станет "троянским конем" для Украины.

Единственное, что Европа сама стоит перед масштабной реформой своей миграционной политики. Нельзя исключать, что уже вскоре Украине придется вновь менять свою систему управления миграцией, "догоняя" ЕС.

Но главное, чтобы эти изменения нам пришлось делать уже после утверждения безвизового режима с Евросоюзом.

 

Автор: Ирина Сушко, 

руководитель общественной организации

"Европа без барьеров"

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Реклама: