Получила ли Греция обновленного Ципраса

Вторник, 13 октября 2015, 08:53 — Елена Медведева, для Европейской правды

Анализом ситуации после выборов в Греции мы продолжаем проект об особенностях предвыборной гонки в странах-партнерах Украины и о влиянии результатов выборов на нашу внешнюю политику.

В далеком 1985 году власти Греции так же, как и сегодня, осознавали необходимость проведения реформ и замораживания роста заработной платы в государственном секторе. Но тогдашний премьер-министр, представитель левой партии ПАСОК (PASOK) Андреас Папандреу не смог противостоять желанию общества и требованиям профсоюзов.

Он решил отложить реформы и отдать предпочтение осуществлению предвыборных надежд своего электората, чтобы не терять его поддержку. С тех пор каждый греческий премьер, делая выбор между жесткими реформами и популистскими лозунгами, останавливался на последнем. Такие действия сохраняли рейтинг политика, но последовательно погружали государство в долговую яму.

Неужели впервые со времен Папандреу к власти в Греции пришел политик, изменивший это?

20 сентября коалиция левых сил СИРИЗА (SIRIZA) и ее лидер Алексис Ципрас вновь одержали победу над правоцентристской "Новой демократией" (New Democracy). Это случилось уже второй раз в течение года.

Алексис Ципрас и лидер "Новой демократии" Вангелис Меймаракис

Какие выводы и прогнозы на будущее можно сделать из данного результата?

1. Хотя греческий закон гласит, что голосование на выборах является обязательным, на третьих за 2015 год выборах (вторых парламентских + летний референдум) была самая низкая явка, начиная со времен свержения диктатуры в 1974 году.

Например, на одном из участков в городе Афины после первых трех часов голосования проголосовало "аж" 25 человек.

Этому способствовало как общее разочарование (о чем пойдет речь далее), так и очень старый реестр избирателей – не все смогли найти себя в списках. Кроме того, в Греции избиратели должны голосовать по месту регистрации, что также снижает явку, ведь немало людей, как и в Украине, зарегистрированы по месту жительства, а работают в крупных городах или вообще в других странах Евросоюза.

2. Несмотря на многодесятилетнее двуполярное представление в парламенте "левых романтиков" ПАСОК и "правых прагматиков" "Новой демократии", откуда и появилась система 50-местного бонуса, сейчас рядовые избиратели не видят разницы между партиями.

Если посмотреть результаты опросов, видно, что все партии потеряли немало сторонников. Людям надоело приходить на выборы, они не видят разницы, ведь поняли, что кто бы ни был при власти, болезненные изменения неизбежны. Ведь любое правительство теперь вынуждено воплощать в жизнь реформы, которых требует ЕС.

3. Ципрас очистил СИРИЗА от радикальных противников реформ, которые в итоге отделились в новую политическую силу.

Самые известные из них – бывший министр окружающей среды и энергетики, нынешний глава новосозданной партии Popular Unity Панайотис Лафазанис. Еще одна известная личность, которая оставила СИРИЗА – известный своей резкой позицией и нежеланием отдавать греческие долги, за что он стал "звездой" популярных в Европе пародийных политических видеороликов, экс-министр финансов Янис Варуфакис.

Все парламентарии от СИРИЗА, недовольные внедрением реформ вместо классических греческих популистских шагов, создали в старом парламенте отдельную фракцию и политическую партию Popular Unity, которая во время выборов не преодолела 3%-ный барьер и в новый парламент не попала.

 

4. Несмотря на присутствие в новом парламенте идеологически близких СИРИЗА партий – умеренных проевропейских левых "Всегреческого социалистического движения ПАСОК-ДИМАР" (PASOK-DIMAR) – 17 депутатов, "Река" (To Potami) – 11 депутатов и даже Коммунистической партии Греции с ее 15 местами, сразу по окончании выборов СИРИЗА объявила о создании коалиции с АНЕЛ (ANEL).

АНЕЛ – партнер СИРИЗА по предыдущей каденции, которому присуща популистская "правая" риторика.

Эта коалиция левых и правых популистов, так напугавшая европейских демократов своим появлением в январе 2015 года, сейчас устами Ципраса обещает проводить реформы, о которых была достигнута договоренность с представителями стран Евросоюза летом этого года, за время предыдущего премьерства Ципраса.

5. Парламентское большинство нестабильно – лишь 155 человек при минимуме 151 депутат из 300 мест.

Существующее большинство нестабильно еще и потому, что впереди, кроме старых вызовов для греческого правительства – болезненных реформ, есть и новые, возникшие уже во время сентябрьской избирательной кампании.

В Евросоюзе недовольны долгими месяцами переговоров о внедрении реформ и не склонны терпеть дальнейшие задержки по любому важному вопросу от страны-должника.

Добавим сюда то, что в последний месяц Европа страдает от наплыва сирийских беженцев, поэтому требует от Греции солидарности по приему мигрантов за дополнительные средства из бюджета ЕС.

С другой стороны – позиция партнера по коалиции, партии АНЕЛ, которая неоднократно высказывала требование запретить сирийским беженцам даже временное убежище в Греции.

В этой сложной ситуации поддержать правительство и реформы может, как ни странно, проевропейская оппозиция. Ведь когда ради спасения экономики, пойдя против собственных предвыборных обещаний, Ципрас летом был вынужден принять реформы, его поддержала не только часть родной партии, но и "Новая демократия", "Потами" и ПАСОК, которые сейчас представлены в парламенте.

 

То есть если Ципрас вновь согласует свои шаги с Брюсселем (по сути, будет вынужден принять его условия), то эти партии с огромной вероятностью поддержат их голосованием. Это касается, помимо прочего, и всех вопросов относительно Украины.

6. Возможно, граждане Греции до сих пор не простили "новым демократам" 2009 год, с которого начался нынешний кризис, но СИРИЗА на этих выборах не была наказана избирателями. Ей простили полное невыполнение обещания о том, что "Европа не будет указывать нам, что делать", простили начало болезненных реформ и потерю из своих рядов радикальных популистов. Об этом свидетельствует ее первое место на выборах 20 сентября.

Возможно, СИРИЗА до сих пор у власти именно потому, что это левая партия, то есть она пользуется поддержкой профсоюзов и основной массы левых избирателей.

Если бы все эти реформы проводила правая партия, активный и легкий на подъем левый электорат и профсоюзные лидеры уже давно проводили бы многочисленные и многодневные митинги под парламентом.

В связи с этим у аналитиков часто появляются предположения, что премьер Ципрас – это своеобразный "левый проект правых сил".

7. Если проанализировать состав греческого правительства после выборов, где, кроме представителей партии-победителя, присутствуют 4 представителя АНЕЛ, 8 независимых и 1 представитель экологов, то можно предположить, что тактикой премьер-министра в ближайшее время станут политические торги и "политический карвинг".

О политических торгах и шантаже партнеров в ЕС – способе, известном нам по предыдущей каденции, – написано уже немало.

Это и поездки в Россию, и греческое политическое ноу-хау – референдум по перекладыванию ответственности за действия правительства на избирателей, и печально известная история с ратификацией Соглашения об ассоциации Украины с ЕС, которую Греция сознательно блокирует.

О планах использовать такой способ свидетельствуют также некоторые назначения в правительстве.

 

Например, повторное назначение министром окружающей среды и энергетики Паноса Скурлетиса, известного остановкой работы канадской золотодобывающей кампании – крупнейшего инвестора в Греции за последние два десятилетия. Этот ярый антикапиталист и защитник рабочего класса не пожалел ради политических целей несколько тысяч греческих рабочих данной компании, которые потеряли работу и доход во время кризиса в стране.

Что касается другого способа – "политического карвинга" (карвинг – вырезание фигурок из овощей и фруктов), то вынужденный соглашаться на каждое из условий Брюсселя в целом Ципрас попытается, "отрезая" по кусочку неудобные задачи, получить что-то удовлетворяющее греческого избирателя.

Для этого у премьер-министра есть, например, Евклид Цакалотос, который вел переговоры по "Соглашению о спасении Греции 2015" (Greek bailout agreement of 2015) – он сейчас снова возглавил Минфин; также там присутствует Йоргос Хулиаракис, который был министром финансов во временном правительстве в августе-сентябре 2015 года.

Таким образом, сейчас, впервые за много лет,

ситуация в Греции выглядит так, что старое политическое соглашение, начатое между Андреасом Папандреу и греческим обществом и поддерживаемое десятилетиями "Новой демократией" и ПАСОК, исчерпало себя и больше не работает.

Пришло время возвращать накопленные за много лет крупные государственные долги и реформировать налоговую и пенсионную системы, сократить государственные расходы, снизить стоимость государственного сектора, реформировать правосудие, провести рекапитализацию банков и приватизацию государственного имущества.

Новое правительство Греции должно не удовлетворять предвыборные пожелания своего электората, а оздоравливать экономику страны.

 

Автор: Елена Медведева,

исполнительный директор

Украинского института международной политики

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Реклама: