Кампания на крови: Турция идет на выборы после теракта в Анкаре
Субботним утром, 10 октября, на площади перед главным железнодорожным вокзалом турецкой столицы прогремели два мощных взрыва.
Этот теракт стал самым кровавым в современной истории Турции и унес жизни более 100 человек.
И учитывая, что в Турции сейчас – завершающая часть предвыборной кампании, теракт в Анкаре может иметь неожиданные последствия. Ситуацию обостряют предположения о том, что к теракту причастны действующие политики...
Траур и смятение
Взрывы произошли перед началом антивоенного марша, который должен был пройти в знак протеста против военных действий правительства в отношении отрядов Рабочей партии Курдистана. Двое террористов-смертников с разницей в несколько минут подорвали взрывчатку посреди групп сторонников прокурдской Демократической партии народов (ДПН).
И это уже не первый теракт, совершенный против прокурдских активистов.
В июле Турцию всколыхнули события в городе Суруч на юго-востоке страны, где террористка-смертница подорвала себя во время конференции молодых социалистов, унеся жизни более 30 человек.
Лидер ДПН Селахаттин Демирташ обвинил власть в бездействии и недостаточных мерах безопасности во время массовых акций.
Ответственность за содеянное пока не взяла на себя ни одна террористическая организация, но официальная Анкара уверяет, что оба теракта организованы ИГИЛ.
Зато Демирташ считает, что к взрывам могли быть причастны правительственные спецслужбы.
Недовольство действиями властей (хотя и без таких резонансных обвинений) выражают также другие оппозиционные силы.
Лидер Республиканской народной партии (которая на последних парламентских выборах получила 25% голосов) Кемаль Киличдароглу отметил, что сегодня преждевременно кого-то обвинять, но "стоит задуматься над тем, как управляют страной".
Мысль о причастности власти к взрывам "пошла в народ".
После теракта по многим городам по всей стране прокатилась волна возмущения. Люди вышли на акции протеста в Стамбуле, Диярбакыре и других городах.
Митингующие обвинили силовиков в причастности к взрывам в Анкаре. Несколько дней не утихали столкновения между полицией и протестующими в Диярбакыре – неофициальной столице турецкого Курдистана. Во время разгона демонстрантов в ход пошли водометы, слезоточивый газ и резиновые пули.
Эхо выборов
1 ноября в Турции должны состояться досрочные парламентские выборы. Власти заявляют, что их не будут переносить в связи с терактом.
Напомним, в июне правящая Партия справедливости и развития (ПСР) хоть и победила, набрав почти 41 % голосов избирателей, однако – впервые с 2002 года – потеряла абсолютное большинство в парламенте.
В том числе – вследствие преодоления проходного барьера прокурдской ДПН.
Действующему премьер-министру Ахмету Давутоглу не удалось сформировать коалицию с оппозиционными силами, из-за чего пришлось объявить внеочередные выборы.
Часть аналитиков связывает теракт в Анкаре именно с предстоящими выборами.
Сегодня в политике турецких властей очень важным фактором является борьба ИГИЛ и Рабочей партии Курдистана (РПК), которую официальная Анкара считает террористической группировкой.
Накануне выборов президент Эрдоган призывает всех объединиться вокруг ПСР перед угрозой терроризма.
Президент не теряет надежды, что его партия вернет единоличное большинство в парламенте, несмотря на сложную экономическую ситуацию в стране, кризис с беженцами и проблемы на международной арене.
В свою очередь оппозиция обвиняет его в раздувании националистических настроений перед выборами ради получения нужного результата.
По пути к обострению
Сейчас турецкие власти считают ключевой версию о том, что теракт в Анкаре был организован ИГИЛ.
Но несмотря на обвинения в адрес "Исламского государства", первыми арестованными стали двое представителей курдской РПК. Из-за якобы размещенного одним из них сообщения в Твиттере о том, что в Анкаре произойдет взрыв.
Однако к взрывам могут быть причастны и другие силы, которые заинтересованы в дестабилизации ситуации и ухудшении отношений между курдами и турками.
Разжигать противостояние, не скрывая этого, пытаются турецкие националисты, которые совершили в разных регионах ряд нападений на представительства ДПН, сожгли несколько офисов и ранили пятерых активистов.
И, наконец, как мы уже отмечали, курдские активисты настаивают на версии о том, что теракты совершили спецслужбы страны. Курды обвиняют лично президента Турции, а во время похорон погибших толпа скандировала: "Эрдоган – убийца".
В конце концов, кто бы ни оказался виновным в теракте, Турцию ждет сложный период политической борьбы в условиях прямой угрозы жизни ее граждан.
Значительно обострить ситуацию в Турции может также возможный проигрыш на будущих выборах ДПН Демирташа.
В Турции действует сверхвысокий проходной барьер – чтобы попасть в парламент, необходимо набрать аж 10%.
Собственно, в свое время его ввели именно для того, чтобы обеспечить партии Эрдогана несомненное лидерство и маргинализировать новые оппозиционные силы.
На июньских выборах ДПН впервые преодолела этот барьер. Но ждет ли ее успех снова?
Проигрыш курдской политсилы может привести к массовым протестам ее сторонников. А возможный жесткий ответ со стороны силовиков только усилит противостояние и откроет раны, которые еще не успеют зарубцеваться.
Между тем, если курды снова попадут в парламент и, как следствие, Партия справедливости и развития опять не сможет единолично сформировать правительство, есть два других, тоже не слишком оптимистических сценария развития событий. Эрдоган либо создаст коалицию с националистами, которые раньше критиковали его за мягкость в отношении курдских сепаратистов, либо же будет вынужден объявить повторные выборы.
В любом случае не следует ожидать быстрого решения проблем, стоящих перед Турцией. Политическое и силовое противостояние в стране скорее всего продолжится – на фоне войны в соседней Сирии и угрозы со стороны террористических группировок.
Автор:
Александр Харчук,
для "Европейской правды"