Как "безвизовые реформы" становятся ширмой для старых коррупционных схем
Украинская власть отличается феноменальной способностью исказить и обратить в негатив даже доброе дело. Так может произойти и с перспективой введения безвизового режима для украинцев.
Сложно иначе оценить очередную правительственную инициативу – законопроект #3224, который даже в названии содержит слова "во исполнение обязательств Украины по либерализации визового режима с Европейским союзом".
Это один из трех "миграционных законопроектов", которые Рада не стала рассматривать во время "безвизового дня" 8 октября. Его не внесли на рассмотрение по одной причине – потому что правительство подало документ слишком поздно, лишь за три дня до голосования. И, как выяснилось, предосторожность депутатов была не напрасной.
Чтобы не тратить время на все нюансы этого законопроекта, отметим лишь главные его негативы.
Во-первых, законопроект предлагает легализовать паразитирующую бизнес-прокладку в паспортной сфере.
Напомню, что сегодня украинцы, которые получают заграничные паспорта, часто сталкиваются с предприятием "Документ", переплачивая на каждом паспорте по 350 грн этой структуре.
Это стоит еще раз подчеркнуть – не в госбюджет, а на счет предприятия, пусть и государственного.
Объемы средств украинцев, которые идут на эту "прокладку" только за загранпаспорта, можно измерить, ведь по прогнозу на 2015 год ожидалось около 2 млн выданных загранпаспортов, и большая часть из них пропускается через это ГП.
И это при том, что деятельность данного предприятия является незаконной с 1 января 2013 года (на основании части 7 ст. 20 закона "Об административных услугах").
Во-вторых, законопроект сохраняет непрозрачную и коррумпированную систему оплаты паспортных услуг.
Снова напомню, что единственным законным платежом за загранпаспорт является государственная пошлина (стандартно – 170 грн).
После 3 декабря 2013 года, то есть после соответствующего решения Верховного суда Украины, все другие платежи (за "услуги по оформлению и выдаче паспорта", "за бланк" и т.п.) являются незаконными.
Да, плата в 170 грн, вероятно, не покрывает все расходы на заказ, производство паспорта и логистику. Но вместо того, чтобы законодательным путем поднять размер госпошлины до экономически обоснованного уровня (чтобы хватало и на бланки, и на другие расходы), правительство два года не замечает проблему.
Заставляя тем самым всех причастных чиновников и дальше ходить под статьей 382 Уголовного кодекса.
Более того, Кабмин решил узаконить возмутительную практику, сложившуюся в паспортной сфере и в других административных услугах. В частности, еще одним свежим законопроектом (#3319) правительство предлагает установить, что плата за админуслуги устанавливается не законом, а актами Кабмина.
При доминировании в правительстве бизнес-подходов от МВД, ГМС и т.п. можно только представить, сколько еще денег придется отдать украинцам за разные бумажки и "сервисы".
В-третьих, и это самое худшее в этом законопроекте,
власть решила стать соучастником недобропорядочных намерений своих предшественников.
Ведь законопроект #3224 предлагает сохранить и развивать мега-базу персональных данных – Единый государственный демографический реестр (ЕГДР).
Действующий закон о ЕГДР в свое время внес в Раду одиозный экс-депутат Василий Грицак (которого СМИ считают ключевым лоббистом компании ЕДАПС). Этот документ был принят, несмотря на жесткую критику общества и оппозиции, и он противоречит европейской практике обращения с персональными данными.
Но время прошло, и новое правительство тоже стало сторонником недемократической мега-базы данных о гражданах.
В этой базе хранится следующая информация о каждом жителе Украины (приведены лишь некоторые пункты из перечня):
– сведения о родителях (усыновителях), опекунах, попечителях и других представителях;
– реквизиты документов, выданных лицу (тип, название документа, серия, номер, дата выдачи и уполномоченный субъект, который выдал документ, срок действия документа);
– оцифрованный образец подписи человека;
– оцифрованный образ лица;
– оцифрованные отпечатки пальцев рук <...>;
– информация о месте проживания или пребывания лица, о рождении детей, о браке и расторжении брака, об изменении имени;
– информация из ВИС.
Последний пункт "ВИС" – самый опасный, ведь это фактически неограниченный круг информации. Потому что "ВИС" – ведомственные информационные системы – это базы данных всех органов исполнительной власти, других государственных органов, органов власти Автономной республики Крым, органов местного самоуправления.
И сложно понять, для чего государству при выдаче биометрического паспорта гражданину иметь в той же базе данных информацию о его родителях, браках или водительском удостоверении.
Таким образом, вместо того, чтобы создать "паспортный реестр" и "реестр удостоверений личности" (то, чего вполне достаточно для ЕС), Украина вкладывает ресурсы в крайне затратную и опасную базу с точки зрения приватности и безопасности.
Возможно, чиновники и депутаты не планируют жить в Украине, поэтому их и не пугает такое пристальное наблюдение государства за гражданином. И не пугает то, что неизвестно кто и с какой целью воспользуется этим реестром.
В то же время можно признать позитивными несколько норм законопроекта #3224 (например, отказ от паспортизации новорожденных и детей до 14 лет или отказ от чипа в удостоверении водителя).
Но на фоне принципиальных недостатков возникает вопрос – для чего латать нечто антидемократическое и крайне затратное?
Неловкость ситуации еще и в том, что план действий по визовой либерализации с ЕС имеет разные параметры оценивания. И если по блоку "безопасность документов" принятие закона #3224 добавит нам несколько плюсов в отчете, то в оценке ситуации с коррупцией и защитой приватности мы лишь отдаляемся от выполнения ПДВЛ и отмены виз.
Ведь эти шаги будут означать явное нарушение европейских стандартов и ухудшение защиты приватности жизни украинцев.
Чтобы не получить обвинения в безальтернативном критиканстве, замечу, что
экспертное сообщество с 2013 года предлагала цивилизованный выход из ситуации.
Это – принятие качественно нового законопроекта на паспортную тематику, где будут решены и вопросы процедур предоставления паспортных услуг, и их оплаты, и защиты приватности.
Такой законопроект (последний номер регистрации – 1632) получил положительные заключения экспертов Совета Европы, украинского омбудсмена, научно-экспертного управления парламента и единодушную рекомендацию профильного комитета Верховной рады. Но уже полтора года законопроект лежит практически без движения.
Теперь стало окончательно ясно, почему. Потому что кто-то во власти (при этом – в самых высоких кабинетах!) категорически не хочет прозрачности и рациональности в паспортной сфере.
И проблема не только в законах.
Стоит напомнить, что Украина сейчас – на "имплементационной фазе" безвизового диалога, то есть для отмены виз мы должны не только принимать законы, но и доказывать ЕС, что выполняем их на практике.
В то же время в плане реального выполнения ПДВЛ поступает много других тревожных сигналов.
Например, в ноябре 2014 года Кабмин внепланово выделил 150 млн грн на приобретение оборудования для биометрических паспортов. Ничего, что, по данным европейских специалистов, наше оборудование в два раза дороже, чем европейские аналоги. Потому надо было спешить.
Премьер рапортовал, что закуплено 650 рабочих станций, и очередей за паспортами в государственных учреждениях не будет.
Однако мне известен только один украинский город, где таких очередей действительно нет. Это Луцк, где оборудование установили в Центре предоставления административных услуг. И здесь действительно можно заказать паспорт в день обращения. В других городах – в подразделениях ГМС очереди кое-где на месяцы вперед.
Но это не означает, что паспорт невозможно быстро заказать!
Вам всегда предложат "выход" – получить его с доплатой через прокладку ГП "Документ" и/или через кабинет начальника территориального подразделения ГМС (есть случаи, когда оборудование ставится там).
В августе Кабмин внезапно вспомнил и о реформе "внутренних паспортов". Внепланово выделили 50 млн грн на так называемую "паспортную карту". Опять же, внедряя этот "паспорт" с некоторыми грубыми ошибками (например, не изменено название этого документа; законом не предусмотрена выдача карты без чипа; и самое важное – не предусмотрено внесение на самой карточке графической информации о месте проживания лица).
Последнее является стандартом подобных документов в цивилизованном мире. Но в Украине решили быть самыми оригинальными.
Возможно, потому, что законопроект #3224 предусматривает возможность получения справок и выписок из демографического реестра? Конечно, платных.
В то же время Киев заполонила агрессивная реклама незаконного "Паспортного сервиса" от ГП "Документ" – на билбордах и даже в лифтах. Платят за эту рекламу граждане, получающие паспорта.
Субботними вечерами по президентскому "5 каналу" идет передача "Миграционный вектор" (собственный телепроект ГП "Документ"), которая тоже не дает забыть об этом чудо-бизнесе.
Конечно, это все случайности. Тут нечего проверять детективам НАБУ.
Просто интересует вопрос, какие выгоды (преимущества) заставляют и руководителей ГП "Документ", и руководство ГМС, МВД, Кабмина системно и цинично нарушать закон, включая несколько статей Уголовного кодекса...
Автор: Виктор Тимощук,
Центр политико-правовых реформ,
для "Европейской правды"