Что мешает отмене виз с ЕС: фундаментальные права человека

Пятница, 23 октября 2015, 10:27 — Ирина Сушко, Европа без барьеров; Сергей Сидоренко

"Европейская правда" завершает цикл аналитических статей о выполнении Киевом Плана действий визовой либерализации (ПДВЛ).

Мы дошли до блока, который, по словам европейских чиновников, способен заблокировать отмену виз для Украины.

Как мы уже писали ранее, путь к безвизовому режиму состоит из выполнения четырех тематических блоков, и каждый из них содержит набор реформ, в которых нуждается украинское общество.

Когда говорят о требованиях ЕС для отмены виз, как правило, вспоминают три первых части ПДВЛ:

– о безопасности документов (включая биометрические паспорта);

– о контроле за границей и миграцией;

– об обязательствах Киева бороться с коррупцией.

Причем четвертая часть плана, которая должна способствовать соблюдению фундаментальных прав человека, как правило, остается в тени.

А зря.

"Четвертый блок, наряду с третьим – это то, где мы не готовы на компромисс", – заявил на днях ЕвроПравде информированный европейский чиновник.

"Здесь наиболее высокая вероятность получить отрицательное заключение Еврокомиссии", – добавил он.

В сентябре эксперты Еврокомиссии завершили серию визитов, во время которых оценивали прогресс Украины (и, соответственно, наши шансы на отмену виз).

Их выводы пока не публикуются, но "Европейская правда" и "Европа без барьеров" имели возможность ознакомиться с предыдущим отчетом.

Фокус внимания ЕК был направлен на работу правительства с наиболее незащищенными категориями лиц, такими как беженцы, переселенцы, люди с инвалидностью и представители меньшинств.

Вывод европейских экспертов таков: Украина достигла прогресса, однако остаются проблемы, в частности в защите трудовых прав уязвимых групп. Но невыполнение нескольких оставшихся задач может свести на нет все другие шаги вперед.

Традиционно о 4-м блоке можно услышать из-за требования ЕС по законодательной защите трудовых прав геев, лесбиянок, бисексуалов и трансгендеров (ЛГБТ).

Это требование сопровождается скандалами и манипуляциями,

вплоть до мифов о том, что ЕС якобы требует у Киева узаконить гей-браки или усыновление детей однополыми парами.

Между тем на самом деле в требованиях ЕС речь шла исключительно о трудовых правах. Киев должен гарантировать принцип недискриминации при принятии на работу и увольнении граждан из всех уязвимых групп, в частности по признаку сексуальной ориентации.

К сожалению, мифы, связанные с данным требованием, так и не были преодолены и засели во многих головах, в частности у тех, кто принимает решения в Украине.

Видимо, поэтому 4-й блок ПДВЛ превратился в настоящую помеху отмене виз для Украины.

Не приложили заметные усилий к грамотному формулированию требований и сами представители ЛГБТ-сообщества. Некоторые из них более склонны к проведению прайдов, которые только усиливают враждебное отношение к ним консервативного большинства.

В то же время правительству для усиления аргументов за включение данного требования Трудового кодекса не хватает конкретных примеров нарушения трудовых прав представителей ЛГБТ. Не было, к сожалению, также ни одного заметного мероприятия на национальном уровне с адвокацией соответствующих изменений в Трудовой кодекс. Возможно, поэтому Трудовой кодекс, который ждет своего принятия в парламенте, выглядит вполне целомудренно, без каких-либо намеков на сексуальность.

Так или иначе, но именно визовая либерализация остается едва ли не единственной возможностью уязвимых групп на отстаивание своих прав. А поскольку речь идет не только о представителях ЛГБТ-сообщества, но и о людях с инвалидностью, представителей нацменьшинств, то очевидно, что толерантный ЕС не сможет переступить через нерешенные вопросы этого блока и завершить визовую либерализацию.

Поэтому, готовясь к следующей ближайшей парламентской сессии, профильным ведомствам необходимо продемонстрировать политическую волю и вернуть в Трудовой кодекс упоминание о сексуальной ориентации. Без этого прогресс 4-го блока засчитан не будет.

Договоренность или манипуляция?

Первая попытка провести в законодательство запрет прямой или косвенной дискриминации на основании сексуальной ориентации произошла в 2013 году. Впрочем, законопроект #2342 не дошел даже до голосования за острую критику всех без исключения председателей фракций, в том числе и тех, кто обещал своим избирателям безвизовый режим.

Революция достоинства не изменила ситуацию – Рада все еще не готова признавать право на достоинство со стороны представителей ЛГБТ.

Депутаты изъяли необходимые нормы уже из новой версии правительственного законопроекта 2014 года (#4581).

А чтобы заполнить очевидную брешь, было подготовлено письмо-разъяснение Высшего административного суда Украины (ВАСУ) для национальных судов о толковании ст. 24 Конституции Украины, других нормативных актов, касающихся недопущения нарушения равенства трудовых прав граждан не только на основании признаков, указанных в соответствующих статьях, но и по "другим признакам", куда добавили и "сексуальную ориентацию".

Решение ВАСУ стало временным компромиссом, который Европейская комиссия засчитала как достаточный для перехода от первой, законодательной, ко второй, имплементационной фазе.

Но требование ЕС не исчезло, его просто отложили.

Поэтому весной 2015 года, в 5-м отчете, ЕК четко отметила необходимость "внести изменения в Кодекс законов о труде относительно запрета дискриминации на основе сексуальной ориентации, а также усилить проведение информационных компаний в сфере противодействия дискриминации".

Требование, казалось бы, не предполагает двоякого прочитания.

Но в Украине умеют не замечать очевидное.

Сейчас и чиновники, и депутаты говорят, что Рада планирует выполнить требование ЕС, приняв новую редакцию Трудового кодекса, которая уже зарегистрирована в парламенте и внесена в повестку дня. То есть вместо того, чтобы добавить одно предложение к действующему законодательству, ВР избрала более основательную, но более длинную процедуру принятия комплексного трудового законодательства.

Может, это и правильный подход, но... последняя редакция этого законопроекта, датированная 20 мая (то есть уже после того, как Брюссель опубликовал свои рекомендации), как выяснилось... не содержит нормы о недискриминации!

Во время сентябрьской оценочной миссии эксперты напомнили о неизменности данного требования, поэтому рассчитывать, что ЕС "закроет глаза" на недоработки Украины, не получится.

Во время "безвизовой недели" в начале октября депутаты даже не внесли Трудовой кодекс на рассмотрение.

И теперь Верховная рада оказалась в патовой ситуации.

Шансов принять огромный кодекс в двух чтениях до начала декабря практически нет. И депутаты откровенно это признают. А его принятие только в первом чтении, без необходимой нормы, не поможет в выполнении ПДВЛ.

В ВР подготовили схему, по которой они подадут необходимые поправки сразу после принятия проекта в первом чтении и пообещают ЕС, что эта норма войдет в окончательный вариант закона.

Но поверит ли Брюссель в такие обещания после того, как Украина неоднократно пыталась ввести европейцев в заблуждение именно по этому вопросу?

Стоит также отметить, что четвертый блок ПДВЛ не ограничивается защитой трудовых прав уязвимых групп. Есть и другие требования к Украине, где ситуация далека от идеальной.

Интеграция ромов, права нацменьшинств

По мнению оценочной миссии ЕС, в большей защите в рамках визовой либерализации нуждаются также ромы.

Внутренняя переписка чиновников Еврокомиссии свидетельствует: пока нет прогресса в выполнении Национальной стратегии защиты и интеграции ромского национального меньшинства. Чтобы выполнить это требование, к плану действий данной стратегии должны быть добавлены конкретные меры, результат которых можно будет оценить.

Также остается невыполненной рекомендация обеспечения постоянного диалога с представителями других национальных меньшинств и необходимостью проанализировать риски негативного влияния на национальные меньшинства от децентрализации как части административной реформы.

Фундаментальные права человека

Можно утверждать, что антидискриминационные законы получили шанс на принятие в Украине именно благодаря программе визовой либерализации.

Но нередко Киев выполнял задачи ЕС только ради отмены виз, а это сделало процесс фрагментарным и схематическим.

Ведь, стремясь отменить визы на пути к ЕС, Украина сама должна продемонстрировать высокий уровень защиты прав человека на свободу передвижения в пределах страны. Также должны быть соблюдены все условия и процедуры выдачи идентификационных документов, в том числе и новых биометрических.

После начала военных действий на Востоке Украины и появления условных и реальных границ в самой стране, данное требование стало реальным вызовом.

Тем не менее, именно в вопросе контроля за границей ЕК считает все критерии почти выполненными (несмотря на многочисленные манипуляции в СМИ относительно сужения безвизовых перспектив Украины в связи с конфликтом с Россией на Донбассе).

Но остается долг Украины еще доработать рекомендацию, по которой необходимо

ввести четкие правовые основания для въезда или выезда с территорий, неподконтрольных украинской власти.

Во время встречи с экспертами ЕС неправительственные организации указали на определенные инциденты, случаи коррупции и трудности в прохождении через контрольные точки, но эти факты не повлияли на в целом исковое оценку со стороны Евросоюза.

Внутренние переселенцы
из Крыма и Донбасса

В своих предварительных оценках эксперты ЕС отметили как наиболее дискриминированных внутренне перемещенных лиц.

По мнению ЕК, наибольшие проблемы, с которыми сталкиваются переселенцы, состоят в совершенно обыденных, житейских вещах: невозможности вовремя получить социальную помощь; найти работу, жилье; обеспечение надлежащих условий для участия в ближайших выборах и т.п.

Впрочем, перечисленные проблемы не будут определять решение о безвизовом режиме, хотя и будут приниматься во внимание.

Почему появились такие требования в рамках "безвизового плана"? Дело в том, что ЕС беспокоит возможность обращений переселенцев в европейские страны с просьбами о предоставлении убежища. И если государства ЕС будут уверены, что переселенцы имеют достаточную защиту на территории Украины, это будет достаточным основанием для отказа в предоставлении им убежища.

Поэтому соблюдение Украиной фундаментальных прав человека нужно самому Евросоюзу.

В ситуации с ромами, сексуальными меньшинствами и другими группами ЕС должен быть уверен, что после отмены виз в Европу не пойдет поток украинцев из этих групп с обоснованными заявлениями о предоставлении убежища.

И пока Украина не создаст гарантии защиты меньшинств у себя дома, безвизовый режим предоставлен не будет.

* * * * *

Таким образом, выполнение задач 4-го блока станет лакмусовой бумажкой готовности Украины к безвизовому режиму и настоящей толерантности украинцев к своим согражданам, которые могут иметь другой цвет кожи, язык, сексуальную ориентацию или любой другой признак.

Авторы:

Ирина Сушко,
руководитель общественной организации "Европа без барьеров";

Сергей Сидоренко,
редактор "Европейской правды"

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Реклама: