"Базовые ценности". Сможет ли Минск отказать РФ в размещении военной авиабазы
До последнего дня – объявления первого белорусского нобелевского лауреата по литературе – темой №1 в Беларуси было возможное появление российской авиабазы. И вполне возможно, что очень скоро, например – на следующей неделе, эта тема вновь станет доминирующей в обсуждениях.
Все началось с того, что президент РФ Владимир Путин поручил своему правительству начать переговоры с правительством Беларуси о размещении на ее территории российской авиабазы.
Никаких официальных предложений белорусскому правительству пока не сделано, так что распоряжение Путина скорее напоминает зондирование почвы.
Беларусь сегодня зависима от России как никогда. Продолжается снижение ВВП, падает производство в основных секторах экономики, зарплаты работников. На 2015 год приходится пик платежей правительства по взятым в предыдущие годы кредитам, а обслуживать их в срок Беларусь оказалась не в состоянии.
Россия – крупнейший кредитор Беларуси. На днях было опубликовано решение российского правительства о том, что Россия предоставит Беларуси отсрочку по платежам по действующим до 2016 года кредитам.
Только в нынешнем году Москва прокредитовала Минск в марте на $110 млн, а в июле – еще на $760 млн. Это – кредиты на оплату прежних долгов, деньги пойдут на погашение процентов по кредитам РФ и Антикризисного фонда ЕврАзЭс.
Распоряжение Путина о российской базе вызвало неоднозначную реакцию в белорусском обществе.
В социальных сетях началась кампания против военных баз, оппозиция провела митинг протеста. Люди апеллировали к конституции страны, где сказано, что Беларусь стремится к нейтралитету, а поэтому размещение иностранных военных баз противоречило бы основному закону.
К тому же многие понимают, что такая авиабаза может вовлечь страну в военную кампанию, к которой не стремится ни руководство страны, ни сами белорусы.
"Очевидно, что эта военная база предназначена против Украины. А мы не хотим, чтобы с нашей территории исходила опасность соседней братской стране. Нам этого не надо", – заявил на митинге один из лидеров оппозиции Николай Статкевич, который полтора месяца назад был освобожден из тюрьмы по распоряжению Лукашенко.
Но кампания против базы не успела развернуться, как Александр Лукашенко заявил, что российская авиабаза в Беларуси не нужна и более того – ни с кем из российского руководства разговора о базе у него не было.
"Я ничего об этом не знаю. Человек, который должен принять это решение, – я об этом ничего не знаю", – сказал он. "Нам не нужна база сегодня. Тем более военно-воздушные силы. Нам нужны определенные вооружения. О чем я публично говорил Путину и раньше Медведеву, – заявил Лукашенко, – Нам нужны самолеты, а не базы сегодня. У нас прекрасные летчики, зачем мне создавать базу? Зачем мне завозить сюда самолеты и летчиков других государств? А свои что будут делать?".
В Беларуси многие обратили внимание на слово "сегодня", которое употребил Лукашенко.
Зная непостоянство Александра Лукашенко, можно предположить – он просто набивает цену положительному решению, авиабаза в Беларуси все равно будет. Военный аналитик Александр Алесин даже считает, что негласная договоренность о ее размещении уже достигнута.
Тем более, что предыдущие решения о военном присутствии России Лукашенко продал исключительно дорого.
В Беларуси уже находятся российские военные. Россия арендует два военных объекта на территории Беларуси – в Брестской области недалеко от райцентра Ганцевичи находится радиолокационная станция предупреждения о ракетном нападении "Волга", а неподалеку от райцентра Вилейка Минской области действует узел связи Военно-морского флота России.
При этом формально оба объекта Россия арендует бесплатно – их аренда является частью договора о Таможенном союзе, который страны подписали в 1995 году. Но в реальности вопросы работы этих объектов всегда обсуждаются "в связке" с возможностью дальнейшей финансовой поддержки со стороны Кремля.
Впрочем, есть доводы и в пользу категорического отказа Лукашенко от предложения Москвы.
Дело в том, что действующие на территории Беларуси объекты не способны стать фактором "силового давления" России на Минск. А вот полноценная военная база – вполне.
Учитывая это, появление российской базы у северного соседа Украины не является очевидным.
Военный аналитик Александр Алесин заявляет, что Россия попытается достичь желаемого в обмен на экономические льготы и преференции, но он считает, что Лукашенко будет всячески затягивать решение вопроса о базе, например, усложняя переговорный процесс или ратификацию соответствующего закона в парламенте.
События в Украине многому научили Лукашенко – в этом единодушны и эксперты, и оппозиционные политики.
"Если Лукашенко заглотнет этот крючок, он уже не дернется в любой ситуации. Эта база для России – как возможность сохранить свое влияние в Беларуси. Не дай бог, начнется свистопляска, как в Украине, Россия кусочком Беларуси не ограничится. Беларусь гораздо меньше Украины, нас попытаются взять целиком", – говорит аналитик Александр Класковский.
"Путин не хочет давать оружие даже ближайшему союзнику. Он хочет сам засесть на белорусском плацдарме, а где одна база, там и две или три", – уточняет он.
Белорусские политики считают, что своим отказом Лукашенко значительно укрепил свои международные позиции перед президентскими выборами, которые Запад не сможет признать свободными и прозрачными, но, тем не менее, по результатам которых намерен смягчить или вовсе отменить санкции в отношении Лукашенко и возобновить переговоры о предоставлении кредитов.
"Лукашенко будет править ровно столько, сколько будет длиться военный конфликт между Россией и Украиной, а если принять во внимание, что эта война – не на одно десятилетие, то президентом он будет до самой смерти. И дело тут не в слабости оппозиции или поддержке России, а в том, что на Западе он воспринимается как серьёзный фактор сдерживания военной агрессии России в Украине, а следовательно, и дальше на Запад.
А это дорогого стоит.
То, что раньше было недостатками нашего диктатора: упрямство, строптивость, агрессивность, на войне стало его достоинствами.
Именно эти черты его характера сегодня востребованы на Западе, поскольку он стал единственным правителем в мире, который способен сказать Путину "нет", – считает оппозиционный политик Андрей Климов.
Автор:
Татьяна Калиновская, Минск,
для "Европейской правды"