Два шага от безвизового режима – почему Брюссель отменил "безвизовый доклад"
15 декабря должно было стать исторической датой для Украины – именно в этот день Еврокомиссия намеревалась обнародовать шестой отчет о выполнении Киевом Плана действий визовой либерализации (ПДВЛ).
Несколько проектов отчета были готовы уже в конце недели, и все они, как свидетельствуют источники ЕП, были позитивными для Украины. Но в последний момент – неожиданно для всех – обнародование отчета было перенесено. Новый день для отчета не назван, ожидается, что это произойдет в течение недели.
"Европейская правда" разобралась в причинах и следствиях решения, принятого в Брюсселе.
Ключевая новость: время "єврозради" еще не пришло. Источники свидетельствуют, что отчет все же будет положительным, хотя и не таким, как некоторые надеялись.
Одна беда – одновременно начались негативные процессы в Киеве. И официальная Украина – сознательно или нет – готовит почву для того, чтобы Брюссель отказался от своих намерений и еще больше затянул безвизовое решение для ее граждан.
Итак, для начала – новости тезисно.
- ЕС не планировал отказывать Киеву. Наоборот, обсуждалась возможность предоставить Украине безвизовый режим, без дополнительных условий, ускорив процесс.
- Но "фракция оптимистов" во главе с Юнкером проиграла. Отчет ЕК будет содержать четкие условия, без выполнения которых безвизовый нам не светит. И эти условия покажут часть из тех, чьи действия заблокировали полностью положительное решение – такое, какое получат грузины.
- В первых рядах виновников – Юрий Луценко. Его популизм и манипуляции при рассмотрении безвизовых законов вылезают Украине боком.
- Теперь Рада должна пересмотреть свои поправки к закону об Агентстве по возврату и управлению активами, восстановив правительственную версию документа. И это будет политически непросто.
- Но в эти дни была создана новая проблема, которая способна заблокировать безвизовый даже при выполнении других требований ЕК. Правительство снова пытается взять под контроль Нацагентство по предупреждению коррупции. Это – тот провал, который Брюссель нам не простит. Проблема новая и она еще не попала в "отчет Юнкера", но переоценить ее невозможно.
Теперь об этом и другом – подробнее.
Вернуть и управлять
9 декабря почти незамеченной прошла новость о законе, подписанном Порошенко: президент одобрил создание Национального агентства по возврату и управлению незаконно выведенными активами.
Процитируем новость "Европейской правды" за тот день: "Стоит заметить, что пока неизвестно, получили ли эти законы экспертное заключение Еврокомиссии. Ведь, как сообщалось, во время принятия "антикоррупционного пакета" в части законов нормы, предложенные ЕС, были существенно изменены".
Сейчас у нас уже есть ответ на наш вопрос.
Нет, президент не получил заключения ЕК. И подписал законы "на свой риск". Зная, что в них есть существенные проблемы. Просто тянуть с подписью уже было некогда.
Тогда же – в конце прошлой недели – в АП получили четкий сигнал из Брюсселя: с такой редакцией закона о Нацагентстве Украина не получит положительное заключение ЕК.
ЕП видела документы, подтверждающие, что именно этот закон (а точнее – правки, внесенные в него Радой ко второму чтению) стали ключевым препятствием для отчета, в котором ЕК констатировала бы безусловное выполнение Украиной ПДВЛ.
Правда, как утверждают источники, Киев до последнего надеялся, что президент ЕК Жан-Клод Юнкер сможет сломать бюрократическую систему ЕС и продвинуть положительное решение, которое он лично обещал Порошенко.
Была даже согласована схема – Порошенко, Яценюк и Гройсман должны письменно гарантировать Еврокомиссии, что примут изменения к закону об управлении активами (и это письмо, по данным ЕвроПравды, было подписано).
Но Брюссель так не работает.
В ЕС бюрократы порой действительно имеют не меньший вес, чем политики, а бюрократический аппарат был против того, чтобы давать Киеву лишние обещания.
К слову, Порошенко некого винить в этом провале, кроме... собственной фракции. Ведь в ВР поступил закон, который полностью соответствовал требованиям ЕС. И Еврокомиссия открыто заявляла, что принять нужно именно правительственную версию законопроекта.
Но, "благодаря" лидеру фракции БПП Юрию Луценко, европейский проект в Раде переписали. Из него исключили нормы об управлении активами, оставив только функцию их возврата. А это противоречит и законодательству ЕС и, что самое важное, требованиям ПДВЛ.
Нужно подчеркнуть – ни о каких новых требованиях здесь речь не идет.
Норма об агентстве по управлению активами повторяется в отчетах ЕС из года в год (см. стр. 12 отчета от 2013 г.; стр. 12 отчета от 2012 г.).
Сложно сказать, чем руководствовался Луценко, лоббируя эти изменения, и были ли его действия согласованы с президентом.
Но собеседники ЕвроПравды до сих пор вспоминают его выступление во время рассмотрения этого проекта как пример безоговорочного популизма – тогда Луценко заблокировал финансирование агентства за счет части возвращенных в бюджет украденных активов, сравнив закон, разработанный Евросоюзом, с коррупционным фондом "Профессионал" времен Азарова. К тому же заявил, что европейский проект предусматривает "большие откаты, чем при Азарове".
Поэтому теперь Рада оказалась в крайне неудобном положении.
ЕС требует вернуться к правительственной версии законопроекта о Нацагентстве. Именно к той, где Луценко "увидел откаты".
Как это сделать без значительных имиджевых потерь для Рады – пока не ясно. Заменить эти 25% бюджетными средствами также будет непросто – бюджет согласован с МВФ, дополнительную строку туда не добавить. Поэтому перед парламентом встала новая непростая задача.
Конечно, среди "антигероев" – не только лидер фракции БПП. Стоит упомянуть также Егора Соболева, председателя комитета ВР по вопросам предотвращения и противодействия коррупции. Именно его комитет в течение двух недель после голосования (!) не передавал на подпись спикеру ряд законов, в том числе – о Нацагентстве. Поэтому, как утверждают в ЕС, они не могли вовремя провести экспертизу принятого Радой документа.
(Дополнено: Соболев в комментарии "Европейской правде" заявил, что проработка закона в его комитете заняло 8 дней, и было связано с тем, что правки в закон вносились "с голоса". Вместе с тем, в аппарате спикера Гройсмана утверждали, что у Соболева закон провел две недели, в связи с чем его не удалось вовремя направить в ЕС)
Другие безвизовые условия
Пока еще ведется дискуссия о том, какие именно требования будут записаны в отчете Еврокомиссии.
К счастью, к этому диалогу подключили и Украину – именно об этом будет говорить в Брюсселе Петр Порошенко 16 декабря во время "мини-саммита", в экстренном порядке организованного Еврокомиссией.
Очевидно, что от нас потребуют завершить принятие антикоррупционного законодательства. Да, Украина приняла изменения к советскому Кодексу законов о труде, но все понимают, что это – временная норма. Впереди – принятие нового Трудового кодекса.
И там безусловно должна оказаться норма о запрете трудовой дискриминации, включая дискриминацию сексменьшинств.
В Брюсселе прекрасно понимают: в Раде есть большой соблазн "кинуть" европейских партнеров.
К примеру, от "Самопомощи" уже звучали заявления, что они планируют "забыть" об этой норме при принятии кодекса во втором чтении. Очевидно, что в этом случае безвизового режима мы не получим – в ЕС боятся столкнуться с потоком ЛГБТ-беженцев, которые будут ссылаться на эту проблему как на доказательство их дискриминации в Украине.
Есть вероятность, что среди условий, поставленных Еврокомиссией, будет также внедрение системы первичной идентификации (частью этого процесса является введение так называемых "новых внутренних паспортов", то есть пластиковых id-карт).
Но здесь опасаться нечего – сейчас Киев добросовестно выполняет требования ЕС, а с 1 января должен начаться выпуск новых паспортов.
И, наконец, самое главное. Снова о противодействии коррупции.
Новый внутренний паспорт. Фото пресс-службы президента |
Если создание Национального антикоррупционного бюро уже почти завершено, то специализированная антикоррупционная прокуратура (САП) пока только в начале пути. Конкурс на руководителя этого органа проходил под бешеным давлением Запада и наперекор сопротивлению отдельных органов власти.
В конце концов, генпрокурора заставили провести изменения в его квоте, после чего был избран руководитель САП, к которому у ЕС нет претензий. Однако во время подбора кадров теоретически еще могут возникнуть "сюрпризы".
Но самым проблемным оказался третий антикоррупционный орган, по которому между Украиной и ЕС уже велся спор.
Речь идет о Национальном агентстве по предотвращению коррупции (НАПК).
"Коррупция под контролем" –
правительство выберет, кому она позволена
Такое количество новых органов, которые должна создать Украина – не прихоть. Эти требования идентичны для всех стран (включая ЕС). Причем последний названный орган – НАПК – не является следственным и только косвенно будет приобщен к расследованию коррупционных преступлений.
Его ключевая функция – собирать, сохранять, публиковать и анализировать декларации о доходах и имуществе высокопоставленных чиновников. А в украинском случае – еще и об их расходах. Последняя норма уже несколько лет заложена в украинском законодательстве, просто до сих пор она не действовала на практике.
Этот механизм должен позволить и следователям НАБУ, и общественным активистам находить по публичным данным тех чиновников, у которых реальный образ жизни не соответствует доходам. Причем НАПК должно самостоятельно идентифицировать "группу риска" среди чиновников и членов их семей.
Неудивительно, что властям хочется сохранить контроль над этим органом.
Летом уже была попытка сделать НАПК зависимым от руководства правительства. Тогда был организован фиктивный конкурс в комитет по избранию руководства агентства, в котором "победили" близкие к власти лица. Лишь под невероятным давлением ЕС и США Яценюка заставили перезапустить этот орган.
Теперь история повторяется, но на новом уровне. В воскресенье в результате серии махинаций были назначены трое из пяти соруководителей НАПК, двое из которых связаны лично с Яценюком.
Этому предшествовал длительный период блокирования работы избирательного комитета НАПК.
Эти события вызвали цепную реакцию.
Представитель Transparency International в избирательном комитете в понедельник заявил о "циничном обмане" со стороны властей и пообещал выйти из состава комитета, если ситуация срочно не разрешится.
В заявлении TI детально расписано, как произошла манипуляция
В тот же день было обнародовано совместное заявление Реанимационного пакета реформ и антикоррупционных организаций с аналогичными обвинениями в адрес власти.
Для ЕС это – достаточное основание утверждать, что Украина провалила задание по созданию НАПК.
Важный момент – публичный скандал вокруг НАПК разгорелся уже в понедельник и поэтому не он стал главной темой диалога с Юнкером.
Но теперь, без сомнения, именно эта проблема выйдет на первый план.
Что в итоге
Считать ли ситуацию оптимистической или пессимистической – зависит от того, с чем сравнивать. Всего месяц и одну неделю назад ситуация была несравнимо хуже и позволяла говорить о срыве безвизового режима на очень долгий срок.
Сейчас мы в гораздо лучшем положении.
Мы почти наверняка получим положительный отчет Еврокомиссии – пусть не 15 декабря, а несколькими днями или неделей позже. Этот отчет будет последним, то есть нам не придется проводить новую длительную процедуру, с пятью оценочными миссиями.
Однако без обязательств выполнить обещанное ранее Украина не обойдется. Причем некоторые пункты нам даже простили – к примеру, о конституционных изменениях по снятию неприкосновенности с депутатов и судей ЕК пока не говорит.
Тем не менее, Киеву придется привыкать вести себя честно с ЕС. По крайней мере, в ключевых вопросах.
Потому что если мы и в этот раз будем действовать как обычно – безвизового режима не будет. И виноватыми будем исключительно мы, то есть государство Украина. В целом.