Режим разморозки: зачем НАТО возобновляет диалог с РФ и как далеко это зайдет
Декабрьская встреча министров иностранных дел стран НАТО должна была войти в историю как новый этап в расширении Альянса и запомниться радостными лицами черногорских дипломатов и журналистов.
Однако события, связанные с Россией, если и не разрушили запланированную повестку дня Альянса, то, по крайней мере, изменили акценты.
Прежде всего, конечно, речь идет о российском Су-24, сбитом Турцией.
Но не только этот "русский вопрос" обсуждали 1-2 декабря в штаб-квартире НАТО.
Второй неожиданностью стало... показательное, пусть и символическое "потепление" в отношениях Альянса и РФ.
Причем второе, с большой вероятностью, было следствием первого.
Событие действительно нерядовое. Последний раз самолеты НАТО сбивали российские военные самолеты еще во времена СССР, в далеких 50-х годах прошлого века.
Поэтому сбитый российский бомбардировщик вывел эскалацию ситуации на невиданный доселе уровень и заставил серьезно поволноваться обе стороны.
И вроде бы и стоило ожидать от Альянса очередных предупреждений относительно "последствий для России из-за ее провокационных действий" (ведь именно такая риторика звучала со стороны Турции и не только от нее), однако ситуация неожиданно развернулась в противоположную сторону.
Курс на деэскалацию
То ли риск открытого конфликта между государством-членом НАТО и РФ так смутил страны Альянса, то ли желание отдельных стран сотрудничать с Россией в операции против ИГИЛ в Сирии (не исключено, что и то, и другое), однако представители Альянса как на публичном уровне, так и в кулуарах говорили в Брюсселе об открытости к диалогу и желании "снизить напряжение" в отношениях.
Главная новость среды стала ошеломляющей для многих.
Генсек Альянса Йенс Столтенберг неожиданно объявил о желании НАТО возобновить диалог с Россией и идти к максимальной деэскалации в отношениях со страной, которую еще несколько месяцев назад называли "главной угрозой Альянсу на востоке".
Именно это стало главным лейтмотивом встречи глав МИД.
"Да, Россия дестабилизировала Европу. Из-за ее военной активности мы усиливаем сотрудничество с Финляндией и Швецией. Но я не думаю, что у нас нереалистичные амбиции касательно (возобновления) сотрудничества с Россией", – заявил один из высокопоставленных чиновников НАТО.
"Мы держим глаза открытыми и все взвешиваем. Но нам нужна предсказуемость в отношениях с Россией", – подчеркивает он.
Практически тот же тезис о важности "прозрачности и предсказуемости" в отношениях с РФ повторяли все дипломаты Альянса, а также лично генсек.
Более того, практически каждый свой ответ относительно инцидента с российским Су-24 Столтенберг завершал фразой о необходимости "снять напряженность и разрядить ситуацию", которая "создает новые проблемы и подрывает усилия по поиску политического решения кризиса в Сирии".
Однако одними лишь публичными выступлениями в НАТО не ограничились.
В дипломатии важны не только слова, но и жесты, поэтому россиянам на этот раз в штаб-квартире Альянса уделяли особое внимание.
Перед началом министерской встречи генсек НАТО провел отдельную встречу с российскими журналистами, которых специально пригласили в Брюссель.
Интересно, что ни одно СМИ из какой-либо другой страны такой возможности не получили. Не встретился Столтенберг даже с журналистами из Черногории – "официального фавориту" НАТО, которые до того считались хэдлайнерами декабрьской встречи.
Как свидетельствуют источники, на встрече с российскими медиа главным был месседж о том, что "НАТО держит свои каналы открытыми и готов к диалогу с Россией". Но поначалу мало кто понял, насколько серьезны эти намерения.
Во вторник, в развитие первого сигнала, прозвучало заявление министра иностранных дел Германии Франка-Вальтера Штайнмайера о необходимости возобновить работу Совета Россия-НАТО.
А еще месяц назад СМИ считали, что деятельность этой структуры заморожена на годы!
А подвел итоги процесса "деэскалации" и "восстановления политического диалога" генсек НАТО лично, заявив в среду, что якобы НАТО никогда не приостанавливал политический диалог с Россией, а встречи Совета Россия-НАТО проходили по крайней мере дважды после аннексии Крыма.
Пусть даже незаметно для всех.
Конечно, в Альянсе уверяют, что возврата к "бизнесу как обычно" с Россией не будет.
Собственно, можно было бы предположить, что таким образом НАТО пытается успокоить Россию после инцидента со сбитым военным самолетом, а также отвлечь внимание от начала переговоров о членстве с Черногорией, однако более широкая картина говорит о другом.
Молчаливый консенсус
Как известно, после того как турецкие истребители выпустили ракету по российскому СУ-24, ключевым вопросом, который интересовал как виновников конфликта, так и мировое сообщество, стала реакция других стран Альянса, ведь статью 5 Устава блока о коллективной обороне еще никто не отменял.
И если Турция справедливо надеялась на солидарность партнеров, то Кремль изо всех сил пытался найти хотя бы намек на осуждение "спланированной и агрессивной атаки" против российского самолета.
Не найдя же его, в администрации Путина уже в привычной манере перефразировали президента США Барака Обаму, приписав тому "сожаление по поводу сбитого воздушными силами Турции российского самолета в Сирии" (на самом деле Обама выразил соболезнования только по поводу гибели пилота Су-24).
И действительно – во всех своих публичных заявлениях, как после чрезвычайного заседания на прошлой неделе, так и после встречи глав МИД, генсек НАТО Йенс Столтенберг от имени стран-членов высказывал исключительно солидарность с Турцией.
"У нас есть собственные источники информации, которые подтверждают, что российский самолет действительно нарушал воздушное пространство Турции", – заявил он на одной из многочисленных пресс-конференций.
"Турция имеет право защищать собственное воздушное пространство, если его нарушают", – подчеркнул генсек.
Однако такая единодушная поддержка действий Турции становится не столь очевидной, если выйти из пресс-центра штаб-квартиры НАТО в кулуары и пообщаться с чиновниками Альянса и дипломатами стран-членов "не под запись".
Конечно, представители стран Альянса не начинают ругать Анкару. Все же вопрос консенсуса в НАТО слишком чувствителен, чтобы открыто обсуждать его даже при выключенных камерах.
Однако тональность, с которой отдельные дипломаты комментируют инцидент со сбитым российским самолетом, свидетельствует о том, что, по мнению отдельных стран, Турция откровенно погорячилась.
И если глава МИД одной из стран-соседей Украины даже в разговоре не под запись и дальше настаивал на праве Турции защищать свое воздушное пространство, то представитель южной Европы призвал "всех вести себя взвешенно и разумно".
По словам одного из дипломатов высокого ранга, который общался с ЕвроПравдой на условиях анонимности,
отношение стран НАТО к инциденту с Су-24 можно сравнить с отношением к санкциям против России.
"Одни настаивают на их необходимости, другие относятся умеренно, а третьи – негативно", – отметил он.
"В НАТО действует принцип консенсуса. И если ты не согласен, то можешь просто помолчать", – добавил дипломат.
Конечно, такой консенсус "по умолчанию" позволяет принимать единодушные решения и публично выражать солидарность, однако позицию "недовольных" все же приходится учитывать.
Именно эти процессы происходят сейчас в Брюсселе.
Сейчас сложно точно сказать, до чего дойдет Альянс в своих попытках успокоить РФ. И если не произойдет новых сногсшибательных событий, потепление должно остановиться. Поскольку в противном случае это вызовет протесты восточных стран-членов Альянса.
Автор: Надя Кайданович,
Европейская правда, из Брюсселя