Швейцария идет на конфликт с ЕС из-за европейских мигрантов
Стремление Швейцарии ограничить приток мигрантов, в том числе – из ЕС, всегда вызывало протесты в Брюсселе. Однако отказаться от таких планов швейцарские политики не могут – миграционные ограничения были поддержаны на общенациональном референдуме.
Теперь Берн вынужден пойти на обострение отношений с Брюсселем, причем под угрозой может оказаться весь спектр сотрудничества.
"Европейская правда" публикует статью нашего партнера – швейцарского портала SwissInfo.
* * * * *
На референдуме 9 февраля 2014 года народ Швейцарии решил ограничить приток трудовых мигрантов из стран ЕС. Но как конкретно реализовать народный "наказ", в каком формате и что предпринять, чтобы не обрушить всё здание швейцарско-европейской кооперации?
Теперь правительство Швейцарии рассказало о своих планах.
С разъяснением шагов, которые будут предприняты швейцарским руководством во исполнение воли народа, на пресс-конференции в Берне выступили президент Швейцарии, министр юстиции и полиции, курирующая вопросы миграции, Симонетта Соммаруга и министр иностранных дел Конфедерации Дидье Буркхальтер.
Они рассказали, что в качестве приемлемой и адекватной формы реализации решений указанного референдума рассматривают механизм, который будет сформулирован в рамках так называемой "защитной статьи" ("Schutzklausel"). Принцип, лежащий в её основе, весьма прост:
иммиграция в Швейцарию будет продолжаться, но не бесконечно.
Как только поток людей, желающих переехать на жительство в Конфедерацию, достигнет некоего (определенного не заранее, но гибко рассчитанного в зависимости от актуальной экономической ситуации) предела, должны автоматически начать работать ограничительные меры, защищающие трудовой рынок страны. Отсюда и понятие "защитная статья".
Если иммиграция не ослабеет и продолжит рост, тогда должен будет наступить момент, когда приток трудовых кадров из-за границы будет остановлен полностью.
Данный механизм будет инкорпорирован Швейцарией в общий комплекс правовых документов, регулирующих порядок сотрудничества Берна и Брюсселя в области миграции, причем желательно было бы сделать это в полном согласии с Евросоюзом.
Если ЕС не согласится с таким шагом, то тогда Швейцария введет "защитную статью" в одностороннем порядке.
Со своей стороны Симонетта Соммаруга выразила острожный оптимизм, подчеркнув, что, скорее всего, Евросоюз не будет иметь ничего против такого формата имплементации "Законодательной инициативы против массовой иммиграции".
Британский тормоз
Как сказала она далее, "говорить о каком-то прорыве пока рано", прежде всего из-за резко отрицательной позиции Лондона, который настаивал и продолжает настаивать на сохранении режима неограниченной свободы передвижения людей, капиталов, товаров и услуг между Швейцарией и ЕС.
Швейцарский президент призналась, что "нам с самого начала было ясно, что переговоры с Евросоюзом будут складываться очень непросто, особенно с учетом развития ситуации в Великобритании, но в целом же на стороне ЕС ощущается наличие позитивной политической воли".
Оба министра напомнили также, что "защитная статья" не является чем-то совершенно новым. В документах, определяющих порядок реализации положений принципа свободы перемещения между ЕС и Швейцарией, такая статья существовала с самого начала, играя роль своего рода предохранителя, находящегося "в нормально открытом положении".
Срабатывать этот предохранитель должен только в случае, если объемы иммиграции будут очевидным образом выходить за рамки разумного. Поэтому сейчас речь идет всего лишь о "чисто техническом решении", уточняющем и совершенствующем уже имеющиеся механизмы, призванные защищать социальные системы ЕС и Швейцарии от чрезмерных перегрузок и давления.
А потому уже сейчас оно вынуждено подготовить вариант введения "защитной статьи" в одностороннем порядке, который понадобится только на случай, если за оставшееся время Берн и Брюссель не придут в этой сфере к согласию и единому мнению.
Как настойчиво несколько раз подчеркивала Симонетта Соммаруга, "защитная статья" ни в коей мере не является нарушением действующего швейцарско-европейского Соглашения о свободе перемещения. Нарушение имело бы место только в том случае, если бы Швейцария действительно четко установила численную границу или максимально допустимые квоты на количество трудовых мигрантов, имеющих право приехать в Швейцарию для работы и проживания.
Брюссель: "Это очень сложный вопрос..."
Ответ из ЕС последовал незамедлительно.
"Мы продолжим процесс консультаций со Швейцарией с целью нахождения взаимоприемлемого решения", — заявил представитель Еврокомиссии в ответ на запрос портала swissinfo.ch. "Это очень сложный вопрос и найти решение будет непросто, но мы продолжим контакты в рамках договоренностей, достигнутых 1 декабря 2015 года председателем Еврокомиссии Жаном-Клодом Юнкером и президентом Швейцарии Симонеттой Соммаругой".
Ранее Евросоюз постоянно подчеркивал, что для него неприемлемы какие-либо ограничения в области свободы перемещения граждан между ЕС и Швейцарией, напоминая, что соглашения первого пакета "билатеральных соглашений", регулирующих сотрудничество Берна и Брюсселя, действуют только вместе.
Если нарушается один из них, то тогда, следуя принципу "домино", прекращают действовать и все остальные соглашения пакета.
В самой Швейцарии отношение к этой инициативе тоже неоднозначно.
Председатель "Швейцарской народной партии" ("SVP") Тони Бруннер считает, что концепция "защитной статьи" является теоретической, не дающей никаких удовлетворительных ответов на вопрос о том, как Швейцария могла бы реально ограничить иммиграцию.
А вот партия швейцарских демохристиан ("CVP") считает такое решение правильным. "Наша партия предлагала ввести такой "предохранитель" еще в апреле 2013 года, а в марте 2015 года мы тоже были первыми среди тех, кто предложил реализовать волю народа с одновременным сохранением оправдавшего себя порядка сотрудничества Швейцарии с ЕС на основе введения "защитной статьи", — сообщила партия в официальном пресс-релизе.
Позиция швейцарского бизнеса оказалась куда более солидарной.
Так, "Швейцарское строительное объединение" отметило, что "наконец-то мы видим конкретное, политическое реализуемое решение, позволяющее ограничить иммиграцию и сохранить сложившийся порядок сотрудничества с ЕС", в страны которого, как известно, направляется до 60% швейцарского промышленного экспорта.
Похожей позиции придерживается и влиятельное промышленное объединение "Swissmem", представляющее интересы предприятий машиностроительной и металлообрабатывающей отраслей.