Как чешские политики воспринимают Украину
"Европейская правда" уже не раз писала о риторике чешских политиков относительно событий в Украине. Фамилия президента Земана стало узнаваемой в нашей стране "благодаря" его пропутинской позиции.
Да и Чехию в целом многие считают одной из самых проблемных стран ЕС, когда речь идет об отношении к российско-украинскому конфликту.
Но первое впечатление не всегда самое верное, поэтому есть смысл разобраться: каково на самом деле отношение чешских политиков к Киеву? Кто является друзьями Украины в Чехии, много ли их? И почему Чехия, которая долгое время тормозила Соглашение об ассоциации с Украиной, в конце концов одобрила его подавляющим большинством голосов?
Президент против премьера
Пропутинская позиция Милоша Земана давно и хорошо известна в Украине, и не секрет, что она слишком часто совпадает с позицией Кремля. Президент Чешской Республики не раз заявлял, что Майдан не был демократической революцией, подчеркивал, что в нем "участвовали фашисты", и называл конфликт на востоке Украины "гражданской войной".
Его заявления нравятся не всем. Чешские журналисты характеризуют президента Земана (а вместе с ним Коммунистическую партию и некоторых депутатов от Социал-демократической партии) как "носителей российской пропаганды".
Но избиратели – это не только эксперты. А Земан знает, о чем говорить, чтобы понравиться массам.
В ноябре 2015 года почти 60% чехов положительно оценивали внешнюю политику своего президента!
И хотя такой высокий рейтинг в значительной мере обусловлен не "кремлевской темой", а критическим отношением Земана к беженцам, поддержка чехами нынешнего президента – весьма зловещий знак для Украины.
В то же время позиция чешского премьер-министра Богуслава Соботки (члена партии ČSSD) существенно отличается от президентской.
Премьер неоднократно выступал в защиту украинских интересов, заявлял о поддержке территориальной целостности Украины и называл действия России в Восточной Украине вторжением. Но несмотря на то, что Соботка возглавляет крупнейшую парламентскую партию, на практике проблемы Украины много раз становились темой горячих дискуссий не только в стенах Сената и Палаты депутатов, но и внутри его политсилы.
Между экономическими интересами и памятью об оккупации
Среди членов Чешской социал-демократической партии (ČSSD), набравшей наибольшее количество голосов на прошедших парламентских выборах, есть разные точки зрения на современные проблемы Украины.
Сейчас позицию партии можно охарактеризовать как умеренно проукраинскую: социал-демократы поддерживают большинство инициатив Киева, выступают за дипломатическое решение конфликта на Донбассе и против поставок оружия украинской армии.
Но программа ČSSD, конечно же, не формируется вокруг Украины, это не является ключевым вопросом, по которому в партии должно быть единство.
Партия декларирует, что ее цель – улучшение социального положения в Чехии, а приоритет внешней политики – поддержка чешской экономики через торговлю с ЕС и странами BRICS (то есть в том числе – с Россией).
А это означает, что от ČSSD вряд ли можно ожидать длительного жертвования интересами чешских граждан ради поддержки Киева.
Да и уже сейчас мнения многих членов ČSSD по украинскому вопросу противоречат линии партии.
В официальном блоге социал-демократов есть сообщение партийца Милана Урбана о важности для Чехии печального исторического опыта (связанного с Москвой), поддержки демократии, а также обязательств Чехии перед ЕС и НАТО.
Война на востоке Украины, отметил политик, является конфликтом между глобальными игроками за экономические и силовые позиции. По его мнению, в этой ситуации у Чехии нет другого выбора, кроме как защищать собственные экономические интересы и сопротивляться внедрению и продлению санкций против России, которые, в конечном итоге, для решения проблемы являются "просто символическими", зато несут Европе угрозу рецессии.
А депутат от ČSSD Станислав Гумл ранее даже заявлял, что малайзийский Boeing 777 над Донбассом сбила украинская армия по приказу американских спецслужб.
Впрочем, ČSSD как партию трудно назвать русофилами.
"Мир не является и не будет черно-белым, но это не означает, что мы можем позволить себе нерешительную реакцию на то, что произошло в Крыму", – написал в том же партийном блоге министр иностранных дел Любомир Заоралек после аннексии Крыма, добавив, что крымский "референдум" проводился под дулами автоматов.
А председатель Сената, социал-демократ Милан Штех даже заявил, что ЕС должен предоставить Украине реальную возможность членства, несмотря на все сложности.
Для полноты картины добавим: тогда в ответ Штеху другой член ČSSD Радим Моравчик сказал, что для возможности претендовать на статус члена ЕС Украина должна избавиться от влияния олигархов и "прекратить систематическую пропаганду символики Третьего рейха".
ANO: "не согласны с разделением Украины"
В адрес партии ANO, которая заняла второе место на минувших парламентских выборах и вошла в коалицию, часто звучат упреки в отсутствии четкой программы.
Внятной позиции в отношении Украины в ANO также нет, а у членов партии возникают сложности при попытке сформулировать единую позицию по санкциям против России.
В марте 2014 года министр обороны Мартин Стропницки (ANO) выступил за введение санкций, тогда как лидер партии Андрей Бабиш заявил, что они не имеют смысла, а также выступил против предоставления финансовой помощи Украине в размере 50 млн чешских крон.
Одновременно Бабиш поддержал Киев в борьбе с сепаратистами и сравнил действия Путина с гитлеровской оккупацией Судет: "Мы не согласны с разделением Украины на два государства. Подобную ситуацию мы хорошо помним. Она касалась Чехословакии и произошла в 1938 году".
В целом украинский вопрос стоит на повестке дня для партии ANO значительно менее остро, чем для ČSSD.
Чешские коммунисты: "Украине грозит фашизм"
Программа KSČM (Коммунистической партии Чехии и Моравии) не удивляет.
Компартия поддерживает выход страны из НАТО и ликвидацию Альянса в целом. А по украинскому вопросу позиция коммунистов – исключительно пророссийская.
Хотя официально партия избегает признавать Крым частью России, ее руководители часто говорят о справедливости крымского "референдума", а несколько депутатов-коммунистов были с визитами на оккупированном полуострове или в контролируемой сепаратистами части Донбасса.
Чешские коммунисты – ярые сторонники теории заговора.
В блоге KSČM партийцы пишут, что во всех украинских проблемах виноват Обама, который хочет войны в Европе. Немало статей о "зверствах украинской армии" и "заговоре сионистов против Донбасса" (который упорно называют "Домбасом") со ссылкой на "ресурсы Новороссии".
TOP 09, ODS и KDU-ČSL:
"поддержать Украину – наш долг"
Оппозиционная TOP 09 является одной из наиболее проукраинских партий, представленных в чешском парламенте.
Согласно программе, написанной к выборам 2013 года (на них партия заняла 4-е место), приоритетом внешней политики является активное сотрудничество с ЕС и НАТО. Партия выступает за расширение Евросоюза.
Отдельный абзац в программе посвящен Российской Федерации: TOP 09 определяет ее как потенциально важного торгового партнера, однако обращает особое внимание на авторитарные черты и "не вполне понятную правовую среду" современной России.
Так что поддержка движения Украины в ЕС является логическим продолжением основ партии.
Среди самых активных защитников интересов Украины – основатели TOP 09 Карел Шварценгберг и Мирослав Калоусек. (Интервью Шверценберга от мая 2014 года читайте на страницах ЕП).
Шварценберг не раз подчеркивал, что в войне в Украине участвуют российские войска, а Калоусек заявлял следующее: "В ситуации, когда российские вооруженные силы действительно находятся в Украине, [...] очень наивно думать, что Чехия потенциально не входит в меню".
К слову, в мае 2015 года Россия запретила въезд на свою территорию четырем чешским политикам, среди которых трое были членами TOP 09. В ответ Шварценберг сказал, что считает честью быть в этом списке.
Основатель TOP 09 Карел Шварценберг на Евромайдане. Фото Lidovky. |
Схожую позицию в отношении Украины занимают партии ODS и KDU-ČSL.
Консерваторы из ODS (Гражданской демократической партии) сравнивали аннексию Крыма с вторжением Гитлера в Чехословакию, заявляли об абсурдности снятии санкций с России до возвращения полуострова под украинскую юрисдикцию, осуждали пророссийскую политику Земана и призывали сопротивляться кремлевской пропаганде ради сохранения суверенитета Чешской Республики.
Христианско-демократический союз KDU-ČSL, который, к слову, входит в правящую коалицию, также не признает аннексию Крыма легитимной. Эта партия неоднократно подчеркивала готовность помочь Киеву на пути в ЕС, а также заявляла, что Украина должна быть неделимой.
Чешские националисты и "разгул фашизма" в Украине
Партия Úsvit – Национальная коалиция – представлена в нижней палате парламента и является крайне правой. Она выступает за введение прямой демократии, низких налогов и жесткой иммиграционной политики.
Евроскептицизм, ярко выраженный антиамериканизм и симпатия к России объединяют Úsvit с ее идеологическим противником – Коммунистической партией.
Не удивительно, что позиция по Украине у правых радикалов и коммунистов также очень схожа.
Критика Украины членами Úsvit стихла в 2015 году, когда вследствие внутренних междоусобиц из партии вышла часть депутатов и образовала новую политическую силу SPD ("Свобода и прямая демократия"). Именно эти политики выделялись наиболее украинофобскими заявлениями.
Возглавил SPD депутат Томио Окамура, известный своим призывом к ромам выехать из Чешской Республики и создать собственное государство на территории Индии, а также резкой критикой рабочей миграции в Чехию (в этом контексте недобрым словом он неоднократно вспоминал и украинцев).
Политика часто называют фашистом и расистом, но сам он обвиняет в фашизме... постреволюционную Верховную раду.
Войну на Донбассе, по его мнению, конечно же, спровоцировали США.
Еще один бывший член Úsvit, а ныне – представитель SPD Милан Шарапатка в феврале 2014 года заявил, что Украина может быть разделенной, потому что "никогда в истории, даже короткий период, не существовала как самостоятельное государство".
Соглашение об ассоциации: чешский срыв ратификации
Позиции чешских депутатов в отношении Украины не являются проблемой, существующей сама по себе – они напрямую влияют на нашу страну.
Наиболее отчетливо это влияние проявилось во время ратификации Соглашения об ассоциации с Украиной.
Как известно, Чехия стала одной из последних стран, ратифицировавших наше Соглашение,
а голосование много раз переносилось и однажды даже было сорвано в последний момент из-за процедурного протеста коммунистов.
KSČM выступила против Соглашения с Украиной из-за "невыполнения базовых предпосылок для присоединения к европейской 28-ке" (хотя это откровенная манипуляция, о вступлении Украины в ЕС речь не шла). А во время окончательного обсуждения документа депутат от KSČM Станислав Мацковик назвал украинскую власть "полуфашистским режимом". Коммунистов – так же ожидаемо – поддержал националист Томио Окамура.
В то же время правящая ČSSD, а также партии ODS, TOP 09 и KDU-ČSL активно поддерживали ратификацию Соглашения. "Наш долг – помочь этой европейской стране", – убеждал парламентариев Карел Шварценберг.
Председатель партии TOP 09 Мирослав Калоусек резко раскритиковал антиукраинскую риторику некоторых депутатов, эмоционально обвинив их в желании угодить Кремлю, прибегнув даже к непарламентским выражениям: "Пожалуйста, прекратите учить демократии Украину и использовать неадекватные аргументы, соревнуясь в том, кто Путину раньше и глубже залезет между ягодицами".
Несмотря на то, что некоторые члены ČSSD и ANO выступали против европейской интеграции Украины, обе партии в конце концов проголосовали за ратификацию Соглашения об ассоциации. Все присутствующие парламентарии от ODS, TOP 09 и KDU-ČSL также проголосовали "за".
Более того, в итоге почти все депутаты даже от ультраправой Úsvit отдали свои голоса за ратификацию Соглашения; лишь двое депутатов воздержались. Коммунистическая партия единодушно проголосовала "против".
Таким образом, результаты голосования не всегда соответствуют риторике отдельных депутатов – к счастью для Украины.
Кое-кто из депутатов решил не идти наперекор линии партии. Свою роль сыграло и то, что Чехия была одной из последних стран, проводивших ратификацию Соглашения, за что Прага была под определенным давлением со стороны других стран ЕС.
В условиях тесной интеграции решения, противоречащие европейскому консенсусу, могут дорого стоить отдельной стране.
Что это означает для Украины?
Хорошим выводом является то, что в настоящее время страны ЕС способны справиться с внутренними украинофобскими силами – по крайней мере, в Центральной Европе.
Агрессивная риторика, идущая в ногу с кремлевской пропагандой, пока еще не смогла остановить Соглашение об ассоциации.
Однако не слишком утешительным итогом является то, что до сих пор остаются политики и даже целые партии, которые считают разделение Украины легитимным, а современную власть – фашистской, и их риторика не ослабевает с начала Евромайдана.
Для Киева это – второй, западный информационный фронт, который несет угрозу не только для Украины, но и для ЕС.
Автор: Иван Крупский,
студент Университета Южной Дании/Европейского университета Фленсбурга,
выпускник Пражского Metropolitan University (2013)
для "Европейской правды"