Почему лекарства в ЕС дешевле, чем в Украине
На первый взгляд кажется, что фармацевтический рынок в Украине высококонкурентен, а цены на лекарства, хоть и высоки, но соответствуют качеству. Кроме того, государство ограничивает наценки на медикаменты, что должно гарантировать минимально возможную цену.
Более того, за последние годы из-за девальвации гривны резко увеличилась доля отечественных препаратов, что должно минимизировать влияние девальвации гривны на цены. По итогам октября 2015 года она составляла 75,7% всех продаж в натуральном выражении; в деньгах (из-за высокой стоимости импортных препаратов) – 41,4%.
Достаточно ли этого для того, чтобы цены на лекарства в Украине были ниже, чем в ЕС, или хотя бы аналогичными? Однако часто можно услышать обратное – что цены на лекарства ниже в ЕС. Что же происходит на самом деле?
Для нашего сравнения цен были взяты распространенные оригинальные препараты (оригинаторы) определенного производителя, идентичной формы выпуска и упаковки, которые свободно продаются в аптечной сети как в Украине, так и в соседних странах Евросоюза: Венгрии, Словении, а также в Грузии. Цены на оригинаторы в этих государствах в 2-3 раза ниже, чем в Украине.
Цены на оригинаторы в Венгрии, Словении и Грузии, по сравнению с Украиной (цена в Украине = 100%) |
Более того, для оценки конкурентности цен на отечественные препараты сравнивались цены на идентичные препараты украинских производителей в аптечной сети Украины и Грузии.
Необходимо сказать, что на некоторые лекарства, произведенные в Украине, цены в Грузии значительно ниже (в 2-3 раза), что также может свидетельствовать о низкой конкуренции на украинском фармацевтическом рынке, по крайней мере, в сравнении с Грузией.
Ассортимент лекарств
В Украине, несмотря на мощное внутреннее производство лекарств, ассортимент на фармацевтическом рынке достаточно низкий. Во-первых, в стране зарегистрировано чуть менее десяти тысяч готовых лекарственных средств, что на 60% меньше, чем, например, во Франции. Во-вторых, из 1264 молекул, содержащихся в Британском национальном формуляре лекарственных средств, который признан стандартом для фармакологии, в том числе и ВОЗ, 32% отсутствуют в Украине.
Таблица 1. Доля действующих веществ (молекул), которых физически нет в Украине (по сравнению с БНФ, который взят за основу стандартов ВОЗ)
№ | Раздел Британского национального формуляра (БНФ) | Общее # молекул в БНФ | Из них # отсутствующих в Украине | % отсутствующих в Украине |
1 | Желудочно-кишечный тракт | 64 | 19 | 30% |
2 | Сердечно-сосудистая система | 161 | 53 | 33% |
3 | Органы дыхания | 48 | 18 | 38% |
4 | Центральная нервная система | 172 | 71 | 41% |
5 | Инфекции | 128 | 34 | 27% |
6 | Эндокринная система | 99 | 27 | 27% |
7 | Акушерство, гинекология и патология мочевыводящих путей | 38 | 14 | 37% |
8 | Злокачественные заболевания и иммуносупрессии | 123 | 29 | 24% |
9 | Гематология | 92 | 34 | 37% |
10 | Заболевания костно-мышечной системы и суставов | 66 | 22 | 33% |
11 | Глаза | 74 | 23 | 31% |
12 | Ухо, горло, нос | 36 | 5 | 14% |
13 | Кожные заболевания | 81 | 25 | 31% |
14 | Иммунобиологические препараты и вакцины | 32 | 5 | 16% |
15 | Анестезия | 40 | 16 | 40% |
16 | Неотложное лечение острых отравлений | 10 | 5 | 50% |
Всего | 1264 | 400 | 32% |
В-третьих, на розничном рынке Украины нет многих препаратов, действующее вещество которых указано в Национальном перечне основных лекарственных средств.
Так, из 50 наименований, выбранных для исследования важнейших лекарств, проведенного ДЭЦ при поддержке ВОЗ в 2012 году, семи оригинальных брендов не было в продаже ни в одной аптеке (действующие вещества – атенолол, цефтриаксон инъекция, ципрофлоксацин, ко-тримоксазол, изосорбида динитрат, нифедипин, омепразол), десяти не было в продаже в 90% аптек и шести не было в продаже в 70% аптек.
С генериками ситуация обстояла ненамного лучше. Согласно тому же исследованию, одного из генерических препаратов (действующее вещество диазепам) не было ни в одной аптеке и пяти не было в продаже в 90% аптек.
Таким образом, в Украине по сравнению с другими странами ассортимент лекарственных средств значительно ниже, а цены на лекарства, особенно брендовые препараты, значительно выше, чем в европейских странах, что свидетельствует о низкой конкуренции и является косвенным признаком серьезной зарегулированности фармацевтического рынка.
Последствия для населения
Последствиями низкого ассортимента и относительно высоких цен на лекарства для населения является неспособность большинства украинских граждан покупать необходимые для восстановления здоровья препараты и эффективно бороться с теми болезнями, которые лечатся медикаментозно.
Другим следствием является то, что для лечения ряда болезней в Украине невозможно купить все назначенные врачом препараты.
Так, стандартные протоколы лечения онкобольных детей содержат ряд лекарств, которых нет в легальной продаже: космеген (для лечения саркомы Юинга, нефробластомы), натулан (для лечения лимфогранулематозы), пуринотеол/тиогуанин и эрвиназа (для лечения острого лимфобластного лейкоза), бараклюд (для лечения гепатита В и С на фоне онкозаболеваний), алкеран (для лечения острого миелобластического лейкоза, саркомы Юинга, нейробластомы), клофарабин (для лечения резистентных лейкозов).
Большинство из этих лекарств производятся на высокотехнологичных производствах в развитых странах и были ранее зарегистрированы в Украине. Поскольку в настоящее время они не зарегистрированы в нашей стране, но для них нет качественных заменителей, врачи продолжают их назначать и пациенты вынуждены их покупать/ввозить нелегально.
Эти лекарства часто составляют большую долю от стандартной схемы лечения, иногда один препарат – это 10-20% от стандартной корзины, необходимой для химиотерапии.
Лекарства для рядового украинца, который заболел тяжелым недугом, часто совсем недоступны. Так, по информации благотворительного фонда "Таблеточки", на сегодня для онкобольного ребенка на 9 месяцев лечения необходимо 500 тыс. грн, включая взносы государства, волонтеров и родителей.
На фоне среднемесячного семейного дохода в Украине в 2014 г. – 4,6 тыс. грн – эта сумма недоступна для большинства граждан.
Таким образом, увеличение ассортимента и снижение цен на лекарства будет одним из факторов, которые значительно улучшат здоровье населения, его трудоспособность и производительность и, в конечном итоге, благосостояние граждан.
Причины высоких цен на лекарства в Украине
Благодаря социальному и стратегическому значению фармрынка, в большинстве стран он подлежит строгому государственному регулированию.
Вместе с тем, чрезмерная зарегулированность без надлежащих компенсационных механизмов, как, например, реимбурсация и общеобязательное медицинское страхование, "чрезмерная" компетенция государственных органов, отсутствие четких правил и терминов приводит к неоправданным затратам как фармбизнеса, так и бюджетных средств, злоупотреблению чиновниками своим положением, что создает широкое поле для коррупции.
Кроме того, это ведет к затягиванию получения разрешительных документов, завышению регуляторных требований.
Все это вместе негативно сказывается на стоимости лекарств для конечного потребителя и незаинтересованности производителей в выведении новых лекарственных средств на рынок Украины.
Чтобы оценить общие последствия дерегуляции фармацевтического рынка в Украине, можно проанализировать эффект от реформы в Грузии.
Несмотря на то, что в Грузии, в отличие от Украины, не было значительного внутреннего производства лекарств и размеры экономик несопоставимы, грузинский опыт релевантен для Украины по ряду причин.
Во-первых, те же стартовые условия – система регулирования, оставшаяся в наследство от СССР, и значительная коррупция во всех сферах жизни. Во-вторых, реформа произошла относительно недавно, в 2009 году, но уже прошло достаточно времени, чтобы оценить последствия. И наконец, до реформы регуляторные процедуры и практика их применения в обеих странах были довольно схожими.
Основной мерой дерегуляции в Грузии было признание регистрации лекарств, зарегистрированных в развитых странах (Великобритании, Германии, Франции, Швейцарии, США, Канаде, Австралии, Японии, Новой Зеландии и Израиле). Через год после дерегуляции:
- количество игроков на рынке возросло на 30%;
- ассортимент лекарственных средств увеличился почти вдвое;
- цены на лекарства упали не менее чем на 25%.
Что еще нужно сделать Украине?
Благодаря размеру своего рынка, у Украины есть дополнительные возможности для снижения цен на лекарства.
В частности, для улучшения конкуренции на фармацевтическом рынке необходимо также упростить лицензирование производства.
Такие меры могут привести к размещению в Украине производства некоторых оригинаторов, что позволит еще больше снизить цены в этом сегменте фармацевтического рынка.
Проиллюстрируем это, сравнив цены на два оригинальных лекарственных средств в Украине, Грузии, Словении и Венгрии.
На идентичные лекарственные препараты цены в Венгрии значительно ниже не только цен в Украине, но и даже в Грузии. Причина в том, что эти лекарства производят в Венгрии и их не надо импортировать.
Поскольку в Украине – относительно большой рынок и инфраструктура, необходимая для транснациональных фармацевтических компаний, меры по дерегуляции лицензирования производства (вместе с восстановлением макроэкономической стабильности и борьбой с коррупцией) будут содействовать привлечению в Украину иностранного производства лекарств.
И это также будет способствовать существенному снижению цен на высокотехнологичные препараты.
Автор: Марта Кузьмин,
экономист
Статья подготовлена в рамках программы USAID "Лидерство в экономическом управлении"
В первоначальной редакции статья была опубликована на сайте VoxUkraine