Недопобеда Украины в ПАСЕ: как РФ пострадала от собственных контрсанкций
Российская Федерация начинает "собирать урожай" после прекращения работы в Парламентской ассамблее Совета Европы.
Уже в первые дни новой сессии, благодаря отсутствию россиян, ассамблее удалось принять несколько решений не в пользу РФ – просто потому, что россияне отсутствовали в зале и в кулуарах.
В выигрыше оказались и Украина – нашим и грузинским депутатам удалось изменить позицию ПАСЕ и утвердить право Киева вводить санкции против парламентариев других государств.
В присутствии делегации РФ решение было бы принципиально иным, да и изначально планировалось не разрешить, а запретить такие санкционные ограничения.
В итоге текст не стал "проукраинским", значительную часть наших поправок отклонили. Но при тех исходных условиях, которые мы имели, этот результат – фантастический.
Причем простой подсчет доказывает: присутствие российской делегации изменило бы расклад сил на противоположный – даже если не учитывать их умение влиять на мнение других депутатов.
Проблема санкций
Эта история началась еще в 2014 году, когда сразу несколько влиятельных российских парламентариев (включая главу Госдумы Сергея Нарышкина) попали под санкции со стороны ЕС из-за своего участия в аннексии Крыма.
Их ряды очень скоро пополнили пророссийские депутаты из стран ЕС (в основном – правые радикалы и коммунисты), которые поддержали аннексию "не словом, а делом", осуществляя показательные визиты в Крым. Таких парламентариев Киев время от времени объявлял персонами нон грата за нарушение правил въезда в Украину.
А поскольку самые активные европейские коммунисты присутствуют также в ПАСЕ (ассамблея должна отражать все парламентские политические силы), то в Страсбурге неизбежно должны были начаться протесты против украинских решений. И они начались.
И, наконец, ситуацию накалили контрсанкции со стороны России – как известно, весной 2015 года стало известно о черном списке европейских депутатов, которым РФ запретила въезд в свою страну.
После этого обсуждение персональных санкций стало неизбежным.
В черных списках оказалось слишком много членов ПАСЕ, которые поставили целью признать такую практику незаконной.
Стоит также добавить, что такие запреты появлялись и раньше. К примеру, Азербайджан уже много лет запрещает въезд всем без исключения (включая депутатов), кто до этого посещал оккупированный Арменией Нагорный Карабах.
Но украинско-российские запреты затронули действительно многих, и маховик Совета Европы закрутился...
Российское влияние
Проект резолюции, согласованный комитетом ПАСЕ и вынесенный на заседание ассамблеи, был, откровенно говоря, катастрофическим для Украины.
Этот документ отражал все текущие интересы РФ. И это не удивительно, ведь инициатором рассмотрения вопроса был депутат Госдумы Алексей Пушков. Да и автор доклада по этому вопросу – испанец Аркадио Диас Техера – не скрывал своей благосклонности к РФ. В прошлом году он был одним из немногих, кто голосовал против лишения россиян права голоса в ПАСЕ. В обновленній состав ассамблеи он не попал, но доклад поготовить - успел.
Поэтому Россия, хоть и не поехала на нынешнюю сессию ПАСЕ, не упустила шанс лоббировать выгодные для себя решения. И, исходя из начатого текста резолюции, – эффективно лоббировать.
Оцените сами, какой текст ассамблея планировала принять во вторник поздно вечером.
Это – лишь один из пунктов документа. Хотя да – один из самых проблемных.
"Ассамблея сожалеет о том, что существуют черные списки, в которые вносят парламентариев, запрещая им выдачу визы или въезд в страну.
ПАСЕ осуждает случаи с участием членов ассамблеи, когда они сталкивались с угрозами уголовного или административного производства лишь потому, что они (депутаты) нарушали законодательство соответствующей страны о въезде на ее территорию, осуществляя свое право на свободное перемещение.
Ассамблея подчеркивает, что независимо от того, является ли легитимным настаивание отдельных стран на своей территориальной целостности, суверенитете, а также на принадлежности этой стране определенной территории, они (страны) не могут освобождать себя от соблюдения фундаментальных свобод и верховенства права, вводя ограничения против отдельных лиц", – говорилось в документе, вынесенном на голосование.
То есть нарушение закона страны – это еще не повод для наказания?
Украинское предложение удалить два последних абзаца (то есть, по сути, весь этот пункт) ассамблея не восприняла, и после долгих кулуарных переговоров его автор, Владимир Арьев, отказался от поправки.
Украинские депутаты потратили полтора дня на лоббирование чуть более мягких поправок от грузинской коллеги Чори Тактакишвили. В конце концов, их удалось поддержать.
Эти изменения хотя и были мягче, но сняли самую большую проблему резолюции.
В конце концов, ПАСЕ признала, что в некоторых случаях Украина (а также другие государства) могут вводить санкции и даже уголовно преследовать иностранных парламентариев.
"Уголовные и административные производства за нарушение (депутатом) законодательства о въезде на территорию страны должны осуществляться в полном соответствии с международным правом... Все ограничительные меры (санкции) должны соответствовать международному праву, принципам добропорядочности и уважения к закону", – говорится в новой редакции "проблемного" пункта.
Согласитесь, ощутимая разница с тем, что планировали проголосовать сначала!
Еще одна атака РФ, которую удалось отбить, касается санкций, введенных в самой ПАСЕ. Россияне планировали использовать эту резолюцию, чтобы впоследствии оспорить ограничения, наложенные на них ассамблеей. Этот сценарий удалось заметить, поэтому в документ добавили пункт о законности санкций, наложенных ассамблеей; это предложение Украины возражений у депутатов не вызвало.
Так что, победа?
Нет, об однозначной победе Украины речи нет и близко.
В документе остались проблемные пункты, которые украинским депутатам не удалось исправить. Уже после голосования собеседники ЕвроПравды в украинской дипслужбе признавались, что лучше было бы не иметь такого документа вообще, но реальность – другая.
Даже в измененной редакции резолюция говорит, что запрет на въезд недопустимо внедрять "только за политическую позицию депутата", не предлагая исключения для случаев, если эта "позиция" заключается в отрицании территориальной целостности страны. То есть должны быть конкретные действия (например, приезд в оккупированный Крым), чтобы депутат мог стать объектом санкций.
"Должна быть четкая связь между санкциями, наложенными на иностранного парламентария, и целью этих санкций.
При этом ‘соображения безопасности’ не должны использоваться для ограничений против парламентария, который лишь мирно выражает определенную политическую позицию", – говорится в принятом решении.
При этом ассамблея отклонила все украинские и грузинские поправки, которые предлагали ограничить действие решения только депутатами ПАСЕ.
Еще одно требование документа – информировать иностранных парламентариев о наложенных на них санкциях.
Но в том, что происходило в Парламентской ассамблее, есть еще одна особенность. Выгодная Украине. Но временная. Ее причина – отсутствие России в Страсбурге.
Как известно, Россия решила бойкотировать работу ПАСЕ – Москва не прислала СЕ перечень своих депутатов, чтобы формально избежать наложения на них санкций.
Но в итоге россияне сами пострадали от своего отсутствия.
Во-первых, украинская делегация оказалась в "тепличных условиях", когда лоббировала свои и грузинские поправки. В Страсбурге не было другой силы, которая бы одновременно системно отстаивала российскую позицию.
И даже при этих условиях ключевая поправка прошла с разницей всего в 14 голосов. Это – очень мало. Одна только российская делегация – это 18 голосов. Еще 4 голоса у россиян всегда есть в запасе за счет армянских депутатов, которые в этот раз – в отсутствие "русского брата" – просто не пришли на голосование.
Следовательно, только присутствие россиян в Страсбурге склонило бы результат в противоположную сторону.
А потому слишком уж радоваться нынешней "полупобеде" точно не стоит.
Автор: Сергей Сидоренко,
редактор "Европейской правды",
из Страсбурга