25 лет территориальной реформы: как Украине повторить успех и избежать ошибок Польши
"Европейская правда" продолжает публиковать работы призеров конкурса региональных журналистов, пишущих на европейскую тематику.
Мы уже публиковали статью, которая получила отдельную награду "Выбор редакции" – История черкасских орехов, ставших лакомством для королевской семьи в Нидерландах.
Теперь вашему вниманию – абсолютный победитель конкурса, статья житомирской журналистки Инны Омелянчук о реформах в Польше, которая вышла летом 2015 года в местной газете "Ровенский кооператор" под названием "Самоуправление на экспорт".
Это – еще один пример качественной журналистской работы, которая интересна (и важна) не только для ровенчан. Ведь речь идет об изменениях, которые должны произойти на всей территории Украины.
* * * * *
Экспорт реформы местного самоуправления, которая признана лучшей в Европе. Поляки активно его используют. Это – тоже своеобразный маркетинговый ход. Именно такие, нестандартные идеи и проекты, ценят в Евросоюзе.
Нам, украинцам, предстоит пройти нелегкий, но непременно креативный путь. А пока благодаря друзьям-полякам можем поучиться реформе местного самоуправления.
Которая, впрочем, до сих пор не завершена: совершенствование не знает границ.
Реформы провела молодежь
Когда профессор права Варминско-Мазурского университета Дорота Лис-Старанович перевернула страницы своей памяти на 25 лет назад, она... искренне расплакалась перед украинской аудиторией.
В 1989-м она, студентка, и ее коллеги твердо решили изменить страну и сделать ее такой, в которой хотелось бы жить их детям и внукам. С победой "Солидарности" их надежды начали осуществляться. Но это была лишь отправная точка для ежедневной, часто изнурительной работы по модернизации государства.
Фундаментом же польской демократии и гражданского общества стало сильное местное самоуправление.
На какие грабли нам не наступить на этом же пути? О какой камень не споткнуться?
Ответы мы искали в Варминско-Мазурском воеводстве, которое все эти 25 лет является партнером Ровенщины.
Правда, четверть века назад, когда представитель президента Роман Василишин и маршалок Мирон Сыч подписали соглашение о сотрудничестве, воеводство было значительно меньше по территории и называлось Ольштынским.
Выбор партнера был неслучайным: 80 процентов жителей этого похожего по климату и географии края составляли этнические украинцы, среди которых и сам Мирон Сыч, ныне депутат польского сейма.
Реформу базового уровня (ту, которую мы делаем сегодня) Польша провела в 1990 году. А уже через 8 лет из 48 воеводств оставили 16, существенно сократилось и количество уездов. Теперь здесь есть три уровня местного самоуправления: гмина (аналог общины), повит (как наш район) и воеводство (аналог области).
Они отнюдь не мешают друг другу, потому что делегированные полномочия не пересекаются – только дополняют.
Причем больше полномочий, подкрепленных финансами, имеет гмина, то есть община.
Это то, о чем мечтаем, но чего до сих пор не сделали мы: отдать на первичный уровень самоуправления не только полномочия, но и ресурсы для их надлежащего выполнения.
Налоги ходят за человеком
Как же действует система финансирования местного самоуправления? Об этом рассказал госсекретарь министерства финансов, депутат польского сейма (на время первоначальной публикации статьи. – ЕП) Януш Чихонь:
"Откуда берутся средства на развитие гмины? Ключевое – ее собственные доходы, второе – субвенции из госбюджета, которыми, впрочем, самоуправления довольно свободно распоряжается: если, к примеру, сэкономит на образовании, может использовать на культуру.
И, наконец, дотации, которые тоже идут из госбюджета, но имеют четкое направление.
Основные источники собственных доходов гмин – это налог на недвижимость, сельскохозяйственный налог (который, кстати, рассчитывается исходя из цены самой распространенной культуры – ржи – на среднестатистический гектар. – Авт.), лесной, транспортный, налог с наследства и 37 процентов от собранного налога на доходы физлиц – именно столько остается в гмине".
В Польше все решает место жительства, а не работы, как пока есть у нас.
Следовательно, гмины прямо заинтересованы, чтобы люди, во-первых, много зарабатывали, а во-вторых, жили на их территории. Поэтому и вкладывают аккумулированные средства в развитие, соревнуясь между собой в привлекательности.
Сегодня сельские гмины даже лучше, чем города, заботятся об инфраструктуре (там есть собственные корты, бассейны, аквапарки).
"Поскольку люди хотят жить в тишине, но с комфортом, они просто голосуют ногами. Как сделал и я, когда, еще работая в самоуправлении, переехал из Ольштына в село", – говорит заместитель министра.
При такой системе собственные доходы среднестатистической гмины составляют около 50 процентов, остальное – дотации и субвенции. Самоуправление может брать кредиты, но в определенных пределах. Максимальный лимит задолженности гмины – 60 процентов собственных доходов, так что обанкротиться (по крайней мере, теоретически) она не может.
Если же вдруг долги превышают допустимые (а региональная счетная палата все это четко отслеживает), можно спасти ситуацию через ссуду из госбюджета.
Если же руководство гмины и этой спасительной соломинкой не воспользуется, в ситуацию вмешивается правительство и направляет туда своего комиссара, который берет контроль в свои руки. Вот такое самоуправление под защитой государства.
Медицина – в частных руках
А вот медицину гмина не финансирует вообще.
В Польше все, кто работает, платят медицинскую страховку – 9 процентов от доходов. Средствами распоряжается Национальный фонд здоровья со своими представительствами на местах. Оказывается,
коммунальные медучреждения лишились бюджетной поддержки еще в 1998 году, когда укрупнились уезды и воеводства.
Все пациенты ушли к частным врачам, которые, в свою очередь, получают из фонда здоровья средства на каждого пациента! За безработных минимальную страховку платит государство – ее хватает на получение неотложной помощи.
Предусмотрены бюджетные средства на дорогостоящие программы, такие как онкология. Также на уровне повита и воеводства осталось по одной коммунальной больнице: однако, считает заместитель министра финансов, их тоже нужно довольно скоро приватизировать.
Говорит, пусть лучше люди немного больше заплатят, зато уровень медицинских услуг существенно возрастет.
Как видим, проблемы те же, что и у нас, только подходы к их решению – разные.
Официальный офшор Ольштынек
Младший брат Ольштына – городок Ольштынек. Оно является центром городско-сельской гмины, объединяющей около 14 тысяч жителей в полусотне сел и хуторов. Кстати, почти половину территории (как и на Ровенщине) занимают леса и озера.
Понятно, что это далеко не самая богатая гмина – поэтому здесь создали специальную экономическую зону, которая будет действовать до 2030 года.
Согласно политике ЕС по выравниванию развития регионов, на территориях, где средняя зарплата ниже общегосударственной, бизнес платит меньше налогов. Так вот, в таких официальных офшорах охотно регистрируются даже крупные кампании.
В Ольштынке локомотивом экономики является часть крупнейшего в Восточной Европе концерна "Мастекс" (переработка фруктов, производство макарон, соков), который экспортирует продукцию в различные страны мира. А еще здесь есть аграрные предприятия, которые с 1990-х годов постоянно объединяются (в то время как Украина, наоборот, роздрібнювала их), и даже стеклянная мануфактура, владелец которой – украинец Тарас Криницкий.
И хотя на создание новых экономических зон в Польше Евросоюз уже наложил табу, зарегистрированные ранее будут действовать. Для сравнительно небогатого края это – уникальный шанс еще на 15 лет.
Управляет гминой совет из 15 посланников (депутатов) от территорий. Представляют они гражданское общество, а не политические партии. Впрочем, есть еще один, бесплатный уровень самоуправления – солтысы (сельские старосты).
В гмине Ольштынек их 30, некоторые представляют по 2-3 села. Это – люди с авторитетом в своей местности. Чиновников же в гминной управе около 40 – этого вполне хватает на выполнение делегированных полномочий, говорит бургомистр.
Самыми проблемными вопросами он считает дороги и финансирования образования. В гмине 3 детсада и 5 начальных школ, которые съедают львиную долю бюджета: бургомистр убежден, что столько образовательных учреждений не нужно, но каждый хочет иметь школу поближе.
Ну чем, скажите, не наши проблемы, хотя уже на другой экономической почве?
На что в Ольштынке не жалеют ресурсов (не так финансовых, как интеллектуальных), так это на собственное промо.
Во время Второй мировой здесь был крупнейший лагерь для пленных, где погибло около 50 тысяч человек. Чтобы не потерять общественную память, гмина подала в ЕС проект обустройства сверхсовременного музея на... чердаке исторического помещения, где, кстати, находится ее управа. И получила 75 процентов финансирования от необходимого, остальное нашли в собственном бюджете.
Вот так история проросла в современность: вышел действительно европейский музей с интересными для молодежи интерактивными экспонатами, да еще и админздание кардинально изменилось.
"Потому что просто на обустройство чиновничьих кабинетов Евросоюз денег, конечно, не дает, – говорит бургомистр. – Чтобы их получить, надо быть креативными".
Так же подошли и к решению проблемы стихийных свалок.
Для этого городок объединился с 19 гминами из разных воеводств, вместе подали в ЕС проект строительства завода по переработке мусора и выиграли.
Выводы из польского опыта
- Реформы не могут быть полностью добровольными. С одной стороны, это – политика государства с элементами принуждения, с другой – желание подавляющего большинства ее граждан, которые уже не могут жить по-старому;
- Реформы хорошо ложатся на экономически развитую почву: в бедном государстве есть риски; однако, если преобразований не делать, обеднеем еще больше;
- Готовых схем, которые можно перенести с точностью один к одному, нет – все надо приспосабливать к собственным реалиям;
- Сильное самоуправление – не только основа демократии и гражданского общества, но и прямой путь к международным инвестициям;
- Ключевые моменты реформы – доверие к государственным институтам, качественная коммуникация с обществом и изменение ментальности.
От первого лица
Кшиштоф Шидоркевич, юрист из Варминско-Мазурского университета:
– Закон принять легко, но вопрос, как он будет действовать и сработает ли вообще.
Да, и у нас были опасения, что люди не готовы к реформе самоуправления. Получилось наоборот. Но полякам понадобилось 25 лет упорного, порой изнурительного труда с постоянным привлечением европейских инвестиций.
Впрочем, реформа самоуправления не завершилась и сегодня: это процесс постоянного усовершенствования и ментальных изменений.
Скажем, в прошлом году, когда несколько гмин вокруг известной Зеленой Гуры объединились, она стала третьим городом в Польше по численности населения. С соответствующими этой величине финансовыми возможностями. А вот в Познани, которая тоже решила пойти этим путем, ничего не вышло: прилегающие гмины не захотели терять собственную идентичность.
Виолетта Шленска-Зишьк, вице-маршалок воеводства:
– Каждая гмина и воеводство должны иметь стратегию и программу развития: Евросоюз сотрудничает только с теми, кто видит свою ближайшую и отдаленную перспективу.
Весь бюджет воеводства уже не первый год направлен именно на евросоюзовские программы: ведь все они предполагают софинансирование. Кстати, поскольку уровень трудоустройства в нашем воеводстве один из самых низких в Польше (как это созвучно с Ровенщиной! – Авт.), то подавляющее большинство направлено на создание новых рабочих мест.
В ближайшие годы Варминско-Мазурскому воеводству предстоит освоить 1 миллиард 728 миллионов евро инвестиций из ЕС, еще 60 миллионов евро выделяет для нас бюджет государства. И, конечно же, свою долю вносим мы.
Но все средства, еще и с процентами, придется возвращать, если будут нарушения в их использовании (скажем, публичные заказы будут сделаны без тендеров).