История успеха депрессивного курорта: как "литовский Славянск" привлек сотни тысяч туристов
"Европейская правда" продолжает публиковать работы призеров конкурса региональных журналистов, пишущих на европейскую тематику.
Мы уже опубликовали три статьи: История черкасских орехов, ставших лакомством для королевской семьи в Нидерландах, публикацию об админреформе Как Украине избежать ошибок и повторить успех Польши, историю экспортера из Краматорска Завод на Донбассе без советского прошлого, но с европейским будущим, а также текст о ЛГБТ-сообществе Житомира.
Сегодня вашему вниманию предлагаем текст еще одного автора из Донецкой области, опубликованный в онлайн-издании Depo-Донбасс под названием "Как курортный город в Литве пережил апгрейд, который Славкурорту только снится". Этот текст не получил отдельной награды на конкурсе, но стоит того, чтобы им поделиться.
Статья публикуется на ЕП с незначительными редакционными сокращениями.
* * * * *
Концептуально город Друскининкай очень похож на украинский Славкурорт (курортную зону Славянска Донецкой области): целебные воды и грязи, озера и санатории.
Но за 15 лет городок превратился из заброшенного советского курорта в настоящий европейский центр отдыха.
Как это удалось и почему такая же трансформация не произошла, например, в Славянске, выяснял корреспондент Depo.Донбасс.
Маленький Друскининкай расположен среди лесов на самом юге Литвы, почти у белорусской границы. В городке постоянно проживает 16 тысяч человек, что не помешало ему принять в прошлом году почти 300 тысяч туристов со всего мира.
Но между этим городом и похожим на него курортным районом Славянска есть разительное отличие – пока в Славкурорте продолжается упадок, Друскининкай развивается и наполняется инфраструктурой. Огромная заслуга в этом принадлежит городскому главе Ричардасу Малинаускасу, который никогда не ограничивал себя в мечтах о развитии города.
Сначала вся страна считала мэра почти сумасшедшим.
А что еще можно было думать о мэре маленького депрессивного городка, который рассказывал всем, что совсем скоро там появится фешенебельный курорт с аквапарком, летней лыжной трассой и даже собственным аэродромом?
Когда все это начало появляться, скепсиса поубавилось, а со временем Ричардас стал политиком общегосударственного уровня и возглавил ассоциацию литовских городских председателей.
Таких, как Малинаускас, у нас обычно называют "крепкими хозяйственниками" и очень любят избирать мэрами украинских городов. Он даже выглядит так же – отличает разве что более демократичные, то есть скромные, часы и с большим вкусом подобранные пиджак и галстук.
До избрания городским председателем Малинаускас работал в довольно успешном семейном аграрном бизнесе.
"У нас с отцом был один кабинет на двоих. Отец был довольно известным и уважаемым в нашей местности человеком. В 2001 году, накануне очередных местных выборов, к нему начали приходить представители разных партий и предлагать возглавить избирательный список.
Когда ему это надоело, отец, воспользовавшись моим отсутствием в кабинете, позволил записать меня в список социал-демократов. Я сначала подумал, что в этом нет ничего страшного, и я смогу в любой момент уйти из политики. Но когда мы одержали победу, я понял, что не могу разбрасываться доверием людей, и ушел руководить городом", – рассказывает Малинаускас.
Сейчас он шутит, что овальный кабинет есть только у президента США и у него.
На момент избрания Малинаускаса мэром Друскининкай находился в ужасном состоянии: вся инфраструктура бывшего курорта была просто разрушена и не отвечала никаким требованиям.
"Мы начали думать, как городу развиваться дальше. Безусловно, никакого иного будущего, кроме курортного, мы не представляли. Но для современного курорта нужна современная инфраструктура. И мы начали ее создавать. Начать решили с АЗС.
Тогда в городе фактически не было где заправиться – на единственной станции бензин наливали из ведер.
Мы нашли инвестора и предложили ему очень хорошие условия. Мы даже разругались из-за него с центральным правительством. Но АЗС построили. Определенное время это было единственное место в городе, где в любое время можно было выпить хороший кофе", – вспоминает Ричардас.
После этого взялись за городские дороги. Взяли огромную ссуду в банке, за несколько лет отремонтировали все дороги и тротуары. К слову, власть до сих пор отдает эти деньги из дорожного фонда городского бюджета.
Интересно, что у мэра Друскининкая весьма особый подход к поддержке малого бизнеса. В Украине достаточно модно пропагандировать максимальное упрощение ведения бизнеса и предоставления ему всех преференций на местном уровне. Ричардас Малинаускас убежден, что поддерживать стоит только полезный для общества бизнес, да и то в тех объемах, которые не вредят общине.
"Сейчас, когда к нам приходят инвесторы и предлагают какой-то проект, мы с городским советом внимательно анализируем, насколько он нужен городу. Если это необходимо для развития, то мы даем какие-то льготы.
Однако это не может быть полный отказ от налогов или выделение земли даром. На какие средства тогда будет жить и развиваться общество?
А если в этом бизнесе нет особого смысла для города, он сам должен искать себе место под солнцем. Например, сейчас все огромные сети АЗС желают открыться у нас. Но у нас нет в этом потребности. Поэтому я всем предлагаю самостоятельно искать землю, решать вопросы с экологами и центральной властью", – рассказывает Малинаускас.
Несмотря на такой жесткий подход, Друскининкай – бесспорный лидер по привлечению инвестиций: с 2001 года в город поступило почти 300 млн евро прямых инвестиций. Наиболее плодотворным был 2011 год, когда в город зашло 40 млн евро.
Несмотря на большую заинтересованность инвесторов, ключевые объекты в городе остаются в муниципальной собственности. В частности, это современная водолечебница, которую за последние годы довели до мирового уровня. К ней пристроили пятизвездный отель, комплекс из бань на любой вкус и аквапарк – последний, кстати, стал настоящей изюминкой города.
Аквапарк построили в 2008-м. Его стоимость – примерно 4 млн евро, часть из которых составляют европейские инвестиции. Уже в 2011 году этот комплекс начал приносить небольшой доход, а по итогам 2014-го прибыль достигла 2 млн евро. В 2015 году город планировал получить в бюджет от эксплуатации этого объекта уже почти 5 млн евро.
Вообще местная власть делает все возможное, чтобы разрушить имидж города как "курорта для пожилых людей": агрессивная рекламная кампания, развлечения для молодежи и семей, даже билборды с сексуальными и обнаженными молодыми людьми.
Все это работает, и уже сейчас большинство отдыхающих в городе – это люди в возрасте от 25 до 35 лет: молодые пары или семьи с детьми.
Они едут "на воды" не лечиться, а отдохнуть и сохранить свою молодость и красоту. Кстати, несмотря на уровень, "литовские Карловы Вары" довольно демократичны по цене – по словам местных жителей, неделя отдыха с проживанием, питанием и базовыми процедурами будет стоить около 300 евро.
Поток туристов растет с каждым годом, а за последние десять лет он увеличился втрое. Примерно половина отдыхающих – граждане Литвы. Среди иностранцев до недавнего времени преобладали русские, но сейчас на их место приходят европейцы, белорусы и украинцы.
Достаточно хорошо притягивает туристов и еще одна выдумка Малинаускаса – крытый горнолыжный спуск.
Его построили частные инвесторы четыре года назад.
И уже в этом сезоне сооружение, которое потребляет 400 тыс. киловатт электроэнергии в месяц, чтобы поддерживать холод и генерацию льда, должно стать прибыльным.
По словам владельцев, оказалось, что спуск получился дешевле, чем во Франции и Германии, и лучше, чем в Москве. Зимой этим горнолыжным склоном пользуются туристы, а летом здесь тренируются профессиональные сборные со всей Европы.
Пейзажи вокруг города очень напоминают донбасские. Ну чем не Северский Донец?
Между тем, рывок, который смог сделать небольшой литовский городок за последние 15 лет, вызывает чувство глубокого разочарования за Украину.
У нас есть города, у которых была возможность стать такими же курортами или даже лучше.
Но государство очень вяло привлекает инвесторов, ежегодно тратя куда-то огромные средства, но в стране не появляется ни дорог, ни аквапарков, ни санаториев.
Потенциал Украины значительно выше, чем у трехмиллионной Литвы, но, к сожалению, не мы умеем им пользоваться. Украинскими городами десятилетиями управляют "крепкие хозяйственники", которые умеют только одно – создавать семейный бизнес и передавать ему даром всю муниципальную собственность.
А вот ставить амбициозные и порой нереальные планы, мечтать и, главное, реализовывать мечты – не очень.