История успеха депрессивного курорта: как "литовский Славянск" привлек сотни тысяч туристов

"Европейская правда" продолжает публиковать работы призеров конкурса региональных журналистов, пишущих на европейскую тематику.
Мы уже опубликовали три статьи: История черкасских орехов, ставших лакомством для королевской семьи в Нидерландах, публикацию об админреформе Как Украине избежать ошибок и повторить успех Польши, историю экспортера из Краматорска Завод на Донбассе без советского прошлого, но с европейским будущим, а также текст о ЛГБТ-сообществе Житомира.
Сегодня вашему вниманию предлагаем текст еще одного автора из Донецкой области, опубликованный в онлайн-издании Depo-Донбасс под названием "Как курортный город в Литве пережил апгрейд, который Славкурорту только снится". Этот текст не получил отдельной награды на конкурсе, но стоит того, чтобы им поделиться.
Статья публикуется на ЕП с незначительными редакционными сокращениями.
* * * * *
Концептуально город Друскининкай очень похож на украинский Славкурорт (курортную зону Славянска Донецкой области): целебные воды и грязи, озера и санатории.
Но за 15 лет городок превратился из заброшенного советского курорта в настоящий европейский центр отдыха.
![]() |
Как это удалось и почему такая же трансформация не произошла, например, в Славянске, выяснял корреспондент Depo.Донбасс.
Маленький Друскининкай расположен среди лесов на самом юге Литвы, почти у белорусской границы. В городке постоянно проживает 16 тысяч человек, что не помешало ему принять в прошлом году почти 300 тысяч туристов со всего мира.
Но между этим городом и похожим на него курортным районом Славянска есть разительное отличие – пока в Славкурорте продолжается упадок, Друскининкай развивается и наполняется инфраструктурой. Огромная заслуга в этом принадлежит городскому главе Ричардасу Малинаускасу, который никогда не ограничивал себя в мечтах о развитии города.
Сначала вся страна считала мэра почти сумасшедшим.
А что еще можно было думать о мэре маленького депрессивного городка, который рассказывал всем, что совсем скоро там появится фешенебельный курорт с аквапарком, летней лыжной трассой и даже собственным аэродромом?
Когда все это начало появляться, скепсиса поубавилось, а со временем Ричардас стал политиком общегосударственного уровня и возглавил ассоциацию литовских городских председателей.
Таких, как Малинаускас, у нас обычно называют "крепкими хозяйственниками" и очень любят избирать мэрами украинских городов. Он даже выглядит так же – отличает разве что более демократичные, то есть скромные, часы и с большим вкусом подобранные пиджак и галстук.
До избрания городским председателем Малинаускас работал в довольно успешном семейном аграрном бизнесе.
"У нас с отцом был один кабинет на двоих. Отец был довольно известным и уважаемым в нашей местности человеком. В 2001 году, накануне очередных местных выборов, к нему начали приходить представители разных партий и предлагать возглавить избирательный список.
Когда ему это надоело, отец, воспользовавшись моим отсутствием в кабинете, позволил записать меня в список социал-демократов. Я сначала подумал, что в этом нет ничего страшного, и я смогу в любой момент уйти из политики. Но когда мы одержали победу, я понял, что не могу разбрасываться доверием людей, и ушел руководить городом", – рассказывает Малинаускас.
Сейчас он шутит, что овальный кабинет есть только у президента США и у него.
На момент избрания Малинаускаса мэром Друскининкай находился в ужасном состоянии: вся инфраструктура бывшего курорта была просто разрушена и не отвечала никаким требованиям.
"Мы начали думать, как городу развиваться дальше. Безусловно, никакого иного будущего, кроме курортного, мы не представляли. Но для современного курорта нужна современная инфраструктура. И мы начали ее создавать. Начать решили с АЗС.
Тогда в городе фактически не было где заправиться – на единственной станции бензин наливали из ведер.
Мы нашли инвестора и предложили ему очень хорошие условия. Мы даже разругались из-за него с центральным правительством. Но АЗС построили. Определенное время это было единственное место в городе, где в любое время можно было выпить хороший кофе", – вспоминает Ричардас.
После этого взялись за городские дороги. Взяли огромную ссуду в банке, за несколько лет отремонтировали все дороги и тротуары. К слову, власть до сих пор отдает эти деньги из дорожного фонда городского бюджета.
![]() |
Интересно, что у мэра Друскининкая весьма особый подход к поддержке малого бизнеса. В Украине достаточно модно пропагандировать максимальное упрощение ведения бизнеса и предоставления ему всех преференций на местном уровне. Ричардас Малинаускас убежден, что поддерживать стоит только полезный для общества бизнес, да и то в тех объемах, которые не вредят общине.
"Сейчас, когда к нам приходят инвесторы и предлагают какой-то проект, мы с городским советом внимательно анализируем, насколько он нужен городу. Если это необходимо для развития, то мы даем какие-то льготы.
Однако это не может быть полный отказ от налогов или выделение земли даром. На какие средства тогда будет жить и развиваться общество?
А если в этом бизнесе нет особого смысла для города, он сам должен искать себе место под солнцем. Например, сейчас все огромные сети АЗС желают открыться у нас. Но у нас нет в этом потребности. Поэтому я всем предлагаю самостоятельно искать землю, решать вопросы с экологами и центральной властью", – рассказывает Малинаускас.
Несмотря на такой жесткий подход, Друскининкай – бесспорный лидер по привлечению инвестиций: с 2001 года в город поступило почти 300 млн евро прямых инвестиций. Наиболее плодотворным был 2011 год, когда в город зашло 40 млн евро.
Несмотря на большую заинтересованность инвесторов, ключевые объекты в городе остаются в муниципальной собственности. В частности, это современная водолечебница, которую за последние годы довели до мирового уровня. К ней пристроили пятизвездный отель, комплекс из бань на любой вкус и аквапарк – последний, кстати, стал настоящей изюминкой города.
Аквапарк построили в 2008-м. Его стоимость – примерно 4 млн евро, часть из которых составляют европейские инвестиции. Уже в 2011 году этот комплекс начал приносить небольшой доход, а по итогам 2014-го прибыль достигла 2 млн евро. В 2015 году город планировал получить в бюджет от эксплуатации этого объекта уже почти 5 млн евро.
Вообще местная власть делает все возможное, чтобы разрушить имидж города как "курорта для пожилых людей": агрессивная рекламная кампания, развлечения для молодежи и семей, даже билборды с сексуальными и обнаженными молодыми людьми.
Все это работает, и уже сейчас большинство отдыхающих в городе – это люди в возрасте от 25 до 35 лет: молодые пары или семьи с детьми.
Они едут "на воды" не лечиться, а отдохнуть и сохранить свою молодость и красоту. Кстати, несмотря на уровень, "литовские Карловы Вары" довольно демократичны по цене – по словам местных жителей, неделя отдыха с проживанием, питанием и базовыми процедурами будет стоить около 300 евро.
Поток туристов растет с каждым годом, а за последние десять лет он увеличился втрое. Примерно половина отдыхающих – граждане Литвы. Среди иностранцев до недавнего времени преобладали русские, но сейчас на их место приходят европейцы, белорусы и украинцы.
Достаточно хорошо притягивает туристов и еще одна выдумка Малинаускаса – крытый горнолыжный спуск.
![]() |
Его построили частные инвесторы четыре года назад.
И уже в этом сезоне сооружение, которое потребляет 400 тыс. киловатт электроэнергии в месяц, чтобы поддерживать холод и генерацию льда, должно стать прибыльным.
По словам владельцев, оказалось, что спуск получился дешевле, чем во Франции и Германии, и лучше, чем в Москве. Зимой этим горнолыжным склоном пользуются туристы, а летом здесь тренируются профессиональные сборные со всей Европы.
Пейзажи вокруг города очень напоминают донбасские. Ну чем не Северский Донец?
![]() |
Между тем, рывок, который смог сделать небольшой литовский городок за последние 15 лет, вызывает чувство глубокого разочарования за Украину.
У нас есть города, у которых была возможность стать такими же курортами или даже лучше.
Но государство очень вяло привлекает инвесторов, ежегодно тратя куда-то огромные средства, но в стране не появляется ни дорог, ни аквапарков, ни санаториев.
Потенциал Украины значительно выше, чем у трехмиллионной Литвы, но, к сожалению, не мы умеем им пользоваться. Украинскими городами десятилетиями управляют "крепкие хозяйственники", которые умеют только одно – создавать семейный бизнес и передавать ему даром всю муниципальную собственность.
А вот ставить амбициозные и порой нереальные планы, мечтать и, главное, реализовывать мечты – не очень.